Опоры «памятника коррупции» достроили в Астане

cover Фото: Ольга Ибраева. Orda.kz

Компания — оператор общественного транспорта в столице — информировала акимат о завершении строительства всех опор LRT в Астане, сообщает Orda.kz.

Как уточнили в компании CTS, для создания около 22 км эстакадного пути легкорельсового транспорта (LRT) строители возвели 799 опор.

«В Астане завершили возведение всех опор для LRT. В работах задействовали 2,5 тыс. человек. Для заливки опор израсходовано 53,7 тыс. кубометров бетона и 42 тыс. тонн арматуры»,  сообщили в CTS. 

По информации компании-оператора, каждая опора высотой от 5 до 18 метров, в зависимости от рельефа местности и других параметров трассы. Ширина нижней части элемента конструкции 2-2,4 м., верхней части — 6,8 м. Средний вес одной опоры составляет 200 тонн. 

Как сообщили в компании, при строительстве опор для LRT застройщик следовал казахстанским стандартам и использовал бетон класса В45, марки М600. Такой бетон применяется в строительстве гидроэлектростанций, укрепительных сооружений, бункеров, метрополитена, предприятий тяжелой металлургии, химических, космических, оборонных заводов и объектов атомной энергетики. 

Проект строительства эстакад для легкорельсового транспорта в Астане изначально был утвержден в 2009 году, но в 2013 году от него отказались из-за дороговизны. В 2015 проект возобновлён, акимат Астаны в лице ТОО «Астана LRT» и консорциум в составе компаний China Railway International Group Limited и Beijing State-Owned Assets Management Co., Ltd подписали рамочное соглашение о совместном строительстве системы LRT. 

Сроки строительства несколько раз сдвигались, в итоге активная фаза работы по проекту началась только осенью 2017 года. Уже в августе 2018 года проект удешевили в связи с замораживанием заёмных средств первого транша, размещённых в АО «Банк Астаны». 

В апреле 2019 проект был приостановлен, начались судебные процессы, а казахстанцы прозвали недоделанные бетонные конструкции «памятником корупциии». 

Хронологию проекта можно прочитать здесь

Дело Астана LRT было рассмотрено трижды. В 2020–2021 годах под председательством судьи Кажмукана Мекемтаса. Он вынес обвинительный приговор и назначил наказание подсудимым от 7 до 10 лет лишения свободы. 

В октябре 2021 года дело рассматривала уже апелляционная коллегия под председательством Абая Кокжалова. Тогда суд, выслушав доводы защиты, вернул дело прокурору для устранения существенных нарушений. 

В конце августа 2022 года дело на предварительных заседаниях начала рассматривать судья Виктория Семенова. А уже 13 сентября началось главное судебное разбирательство. 3 мая 2023 года суд вынес вердикт.

По делу о разработке проектной документации для строительства линий ЛРТ, БРТ, ИТС проходили:

  • Бывший заместитель акима столицы Канат Султанбеков — по приговору получил 7 лет лишения свободы
  • Экс-глава «Астана LRT» Талгат Ардан получил — 7 лет лишения свободы
  • Бывший начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы Рашид Аманжулов — 7 лет лишения свободы
  • Бывший депутат и секретарь маслихата Нур-Султана, экс-руководитель ГУ «Управление экономики и бюджетного планирования города Астаны» Жанат Нурпиисов — 7 лет лишения свободы
  • Экс-председатель правления АО Astana Innovations Талгат Ашим — 7 лет лишения свободы условно
  • Осуждены также сотрудники разных предприятий: Улугбек Ачилов (7 лет лишения свободы), Тимур Касабаев (7 лет лишения свободы условно), Дулат Мусенов (7 лет лишения свободы условно), Даурен Абдыхамитов (7 лет лишения свободы).

Всех их обвиняли в хищении 5,8 млрд тенге. Подсудимые вину свою отрицали.

18 июля 2023 года апелляционная коллегия оставила приговор суда первой инстанции без изменений.

Читайте  также:  

Лента новостей

все новости