«Они хотели меня напугать» — дело об изнасиловании алматинки не дошло до суда

cover Фото: elements.envato.com

Подозреваемый в изнасиловании девушки всё ещё на свободе. Несмотря на то, что прошёл почти год, дело так и не дошло до суда. Что произошло, читайте в материале Orda.kz.

Фото: elements.envato.com

Вечером 8 марта Элина встретилась в баре с подругами. Они хорошо проводили время, пока девушку не заметил старый знакомый. Он угостил Элину коктейлем. Сделав пару глотков, она неожиданно почувствовала сильное опьянение. 

«Когда мы с подругой собрались по домам, подозреваемый предложил разделить поездку на три адреса. Но как только мы довезли подругу, он воспользовался моим беспомощным состоянием. Вызвал новое такси, указав свой адрес», — рассказала девушка.

Мужчина изнасиловал её в своей квартире, утверждает Элина. Она вспоминает, как временами приходила в себя и пыталась сопротивляться, но безуспешно. Наутро она проснулась и сперва не могла понять, что произошло. Когда осознала случившееся, то впала в истерику. Она позвонила подругам, которые и помогли ей прийти в себя, а также написать в фонд помощи пострадавшим от насилия. 

Они хотели меня напугать

Девушки поехали в больницу, чтобы зафиксировать факт насилия. Однако медработники потребовали вызвать полицию. По словам Элины, прибывший полицейский был груб и даже не пытался выслушать её.

«Он сразу же начал с запугивания. Сказал нам всем сесть в машину и запер её. Сначала он начал спрашивать, что произошло, но при этом толком не давал мне ничего сказать, перебивал. Казалось, пытался найти какой-то мотив и надавить на меня. Говорил: “Вы же понимаете исход, что не просто так, это 20 лет. Вы заявление забрать не сможете”», — делится Элина.

Сотрудник полиции сказал, что они направятся в квартиру к подозреваемому, хотя заявление девушка ещё не написала. Когда подъехала соосновательница фонда SVET Мөлдір Жұмабаева, она потребовала заменить работника полиции. Около суток Элину возили по всевозможным экспертизам. У неё обнаружили разрывы влагалища, ушибы на теле и следы спермы на белье.

«Были нарушения и по экспертизам. Мы пытались отбить ходатайство, то, что нам нужно сдать по экспертизе. Мне всё это время нельзя было даже руки мыть. Это продолжалось несколько дней. Меня в таком состоянии хотели ещё и на очную ставку привести. Я думаю, они хотели меня так напугать, чтобы я пошла на примирение», — рассказывает девушка.

Фото: elements.envato.com

В первые дни после случившегося у Элины не было адвоката. По её словам, сотрудники полиции намеренно сталкивали девушку с предполагаемым насильником. К примеру, назначали встречу, но пока Элина ожидала у входа в участок, появлялся подозреваемый и пытался с ней поговорить. В другой же раз девушку завели в комнату, где её знакомый находился с шестью полицейскими. Ей устроили неформальный допрос. Что это было, пострадавшей так и не объяснили. Как рассказывает Элина, сотрудники полиции даже «пытались просунуть подписку о неразглашении».

Наконец, в ноябре 2023 года дело направили в прокуратуру для дальнейшей передачи в суд. Однако спустя две недели прокуратора отправила дело на доследование. Якобы необходимо допросить работника такси, который подвозил Элину и подозреваемого в тот вечер.

«Они каждый день возят разных пассажиров, а его хотят допросить о событиях, случившихся 288 дней назад. Почему дело не дошло до суда при наличии спермы подозреваемого на белье, крови из надрывов влагалища пережившей насилие и следах борьбы на теле?» — недоумевает Элина.

Дело могут замять

Фонд SVET по сей день помогает девушке справиться с произошедшим и пытается сделать всё возможное, чтобы направить дело в суд. 

«Мөлдір ездила со мной все эти сутки и тоже толком не спала, постоянно была на связи, следила за нарушениями. Я была в таком состоянии, что не могла сама за себя постоять. Если бы не она, на меня бы в итоге надавили», — делится девушка.
Кирилл Вшивков и Мөлдір Жұмабаева

Сооснователь фонда SVET Кирилл Вшивков является экспертом профилактики насилия и гендерного равенства. Как поделился правозащитник, самый сложный этап — до и сам процесс подачи заявления. Экспертизы и сбор улик продвигаются достаточно медленно в силу своей специфичности.

«В делах о насилии сложно собирать доказательства, а полученные нужно представить с разных сторон, чтобы они были действующими, отображали реальность и могли подтвердить или опровергнуть то или иное утверждение следствия», — говорит эксперт.

Работники фонда ожидали передачи дела Элины в суд, так как есть доказательства, опросы свидетелей и показания первой очной ставки.

«Однако прокурор Медеуского района решил отправить дело на доследование. Это может грозить закрытием дела. Мы, конечно, надеемся, что это всё же обычная процедура дополнительного сбора сведений, но страх закрытия всегда остаётся, ведь это судьба человека, которому ещё долго придётся справляться с произошедшим», — рассказывает Кирилл.

Правозащитник делится, что давление со стороны госорганов команда фонда не ощущает, но работа бывает напряжённой. Он объясняет это тем, что у них не так много публичных дел — это в интересах подопечных. В случае с Элиной они увидели риск закрытия дела, и девушка решила выступить открыто. 

«Вести дела о насилии со стороны НКО и НПО всегда тяжело, и часто такие дела малодоказуемы. Однако мы принимаем любые обстоятельства и работаем с такой реальностью, какая есть, несмотря на то, что желаем, конечно, большей поддержки и меньше препятствий», — объясняет Кирилл.

Мы направили запрос в полицию, чтобы там прокомментировали ситуацию, но вот уже неделю ответа нет. Orda.kz продолжит следить за развитием дела.

Читайте также:

Лента новостей

все новости