Об Олимпиаде, детях и мечте: интервью с самым успешным казахстанским тренером по боксу Турсунгали Едиловым

cover Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

После не самого удачного выступления казахстанских боксёров на Олимпиаде в Париже многие вспоминали игры четвертьвековой давности в Сиднее. Тогда Казахстан завоевал семь медалей — три золота и два серебра. И четыре из них — две золотых и две серебряных — взяли боксёры под руководством Турсунгали Едилова. Имя этого тренера в последние дни часто мелькает на спортивных ресурсах в качестве спортивного эксперта. Orda.kz тоже не забыла о Турсунгали Нуржакыповиче и решила поговорить с ним лично — в его Доме бокса.

Об Олимпиаде

Когда августовским вечером легендарный тренер встречал журналиста Orda.kz на тихой окраине Алматы, то оба они ещё не знали новостей казахстанского бокса. О том, что Мырзагали Айтжанов — больше не главный тренер сборной. И что сам хозяин Дома бокса разговаривать будет в статусе советника президента Казахстанской федерации бокса. Новости об этом пришли через пару часов после нашей беседы.

Внутрь Дома бокса мы не пошли. Там сейчас идёт активный ремонт. Тренер надеется, что его удастся закончить к сентябрю, чтобы с осени начать полноценные тренировки. Даже наш разговор проходил под звуки рабочих инструментов.

— И вообще, пока лето, тепло, надо этим пользоваться, тренировки на свежем воздухе проводить, — объяснил тренер, отправляя группу юных боксёров на пробежку перед самой тренировкой

Старшие мальчишки получили указания от наставника следить за младшими, и все они убежали. А журналист Orda.kz приступил к беседе с самым успешным тренером по боксу в истории Казахстана.

Турсунгали Нуржакыпович, что было не так со сборной по боксу на Олимпиаде? Или всё так? Ведь медали же есть, хоть и не золотые.

— Конечно, не так. Потому что планировали больше и возможности для этого были. Я думаю, здесь была неправильная подводка. Потому что было видно, что в конце ребята и не дышали, и свежести не хватало, и особого огня не было.

Но почему 24 года назад, в не самые простые времена, у спортсменов глаза горели, а сейчас нет? 

— Причин много. Например, сейчас выделяется очень много денег, и их надо освоить. И из-за этого постоянно проводят сборы. Несмотря на то, нужны они или нет.

Эти сборы просто надоедают, потому что там одно и то же. Даже если там не гоняют, то человек просто устаёт от этого режима, от того, что постоянно видит друзей своих. А ему бы побыть одному, индивидуально позаниматься с тренером.

Раньше у нас было так. А сейчас у них даже соревновательного процесса особого нет. Я предполагаю, что нужно было просто выборочнее проводить эти сборы.

Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

Получается, спортсмены просто устали?

— Конечно, это по ним было видно. По ребятам заметно, когда они или недобрали, или перебрали. Но здесь скорее перебрали. Потому что, когда недобрал, то через бой-два можно подойти к пику. А когда ты перебрал, значит, всё — надо «сушить вёсла».

Кроме сборов, что-то, на ваш взгляд, ещё нужно было менять? 

— Я ещё после Олимпиады в Токио, когда появилась тревога за нашу сборную, стал говорить, что нужно менять тренерский штаб.

У нас пользовались теми же планами, что и 30–40 лет назад. Хотя сейчас же всё поменялось: тренировки, питание, медицина, восстановительный процесс — всё это ушло намного вперёд. Нужен научный подход, а у нас его нет.

Нет такого, чтобы индивидуально проверяли каждого спортсмена: как он спит, как ест, как у него меняются качества от сборов к сборам — есть прогресс или нет. Эти моменты у нас не учитываются.

Несколько месяцев назад НОК возглавил Геннадий Головкин — самый титулованный боксёр Казахстана. И тогда говорили, что если пришёл боксёр, значит, к боксу будет и внимания больше. Но, получается, времени не хватило? Или боксёр во главе НОК не значит, что бокс будет спортом № 1?

— У него было времени очень мало. Головкина назначили пять месяцев назад, а к олимпийским играм готовятся четыре года. Что он мог сделать за это время? Может, он и хотел бы что-то сделать, но не успел. Он мог только морально помочь, сказать напутственные слова — и всё. То же самое с Федерацией бокса. Шахмурата Муталипа назначили же незадолго до Головкина. Я считаю, что ни на НОК, ни на Федерации бокса вины нет — потому что их руководители только пришли. А сборная-то уже была. Должны были смотреть главный тренер, министерство.

Головкин на олимпиаде тоже был серебряным призёром. А в итоге стал легендой в профессиональном боксе. Могут ли этот путь повторить нынешние олимпийцы? 

— Конечно могут, на наших боксёров там большой спрос. Тем более если в любителях за три минуты они не успевают показать результата, то в профессионалах всё может получиться.

Почему сборная Узбекистана просто порвала Олимпиаду? Они же действительно стали сенсацией. Наверное, можно сказать, что лучшие боксёры-любители сейчас в Узбекистане.

— На самом деле у нас с Узбекистаном ещё с 1970-х годов была некая байга — то мы выходили вперёд, то они. Например, до игр в Рио лидировали мы. После начали выходить вперёд они. Сейчас у них такой результат потому, что они бокс сделали, можно сказать, национальным видом спорта. Они даже на чемпионат Узбекистана приглашают нейтральных судей. И у них получается естественный отбор среди спортсменов. И эти натуральные чемпионы сейчас показывают результат. 

О доме и детях

Мы с вами разговариваем под звук шуруповёртов — в вашем Доме бокса прямо сейчас меняют полы. Как давно начался ремонт? 

— Недавно, где-то за неделю до Олимпиады. Я попросил президента федерации, и он откликнулся, спасибо ему. Теперь работы идут день и ночь.

Напомните, сколько он у вас существует? 

— Построил где-то лет 10 назад. Сейчас здесь ринг, и всё необходимое есть. Уже лет шесть или семь так работаем. Пацаны приезжают, тренируются. Я назвал его «Дом бокса», потому что здесь можно не только тренироваться, но и жить. Потому что приезжают из отдалённых районов, из других областей. Из-за рубежа приезжают. И я их тут готовлю. Не только тренирую, но и теорию даю. Рассказывают про то, кто как из чемпионов начинал. Нужно, чтобы они знали. Не все же сразу рождаются чемпионами. Ими становятся.

Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

В интернете, когда про вас пишут, то часто вспоминают фразу про то, что вы сами моете в Доме бокса полы. Это правда?

— Правда, мне даже друзья звонили и спрашивали: «Ты что, уборщицу нанять не можешь?» (смеётся) Но я же пол здесь мою не потому, что это вынужденно. Я просто слежу за порядком. Иногда даже сижу, жду пацанов, посмотрю, вроде бы пыль. Наведу воды с содой и поверхности протру. Чтобы свежестью пахло.

Не зря же фразу придумали: «Чистота — залог здоровья».

За эти семь лет, по вашим личным наблюдениям, популярность бокса среди молодёжи выросла или упала? 

— Бокс — это бокс, он всегда остаётся популярным. Это же искусство! В нём и красота, и зрелищность есть. Да, Сметов взял золото на этой олимпиаде, и, может быть, сейчас вырастет интерес к дзюдо. Ну с боксом тоже так было.

Когда Бекзат Саттарханов и Ермахан Ибраимов становились олимпийскими чемпионами, был огромный наплыв. В честь них даже детей называли.

После нынешней Олимпиады, может быть, будет небольшой спад интереса. Но фанаты бокса всё равно есть и будут. Ведь едут же сюда тренироваться, хоть Дом бокса и в отдалённом районе. Сами видели, сколько пацанов. И они сюда во время каникул приезжают.

Вы сами начинали ещё в советское время. Между тем молодым боксёром и нынешним — большая разница? 

— Разница большая. Мы могли в поход пойти, сами поехать на Медеу, там бегать. А сейчас детей отпустишь — где их искать потом (смеётся). У нас запас прочности был больше — и в физическом, и в моральном плане. А сейчас смотришь, ему 12 лет, а он ещё «сырой». Даже нагружать его боишься. Мы же и в хоккей рубились, и в футбол.

Нынешние дети — они чуть-чуть тепличные. Хотя если это самородок, то он в любое время может родиться. Но его надо найти.

Сколько стоит сейчас заниматься боксом?

— Это, наверное, самый дешёвый вид спорта. Сами посмотрите: у нас ринг, и повесили мешки, чтобы бить. Ну и самое главное — перчатки. Сколько я беру за свою работу? Чтобы хватало на свет, на воду. Наживаться на детях не собираюсь. Бывает даже так, что у них когда есть деньги, а когда нет. Я говорю, чтобы всё равно приходили.

Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

Во сколько лет вообще стоит отдавать ребёнка в бокс?

— Минимум 10 лет, но вообще лучше в 11–13. В этом возрасте дети уже понимают, что от них требуют, команды тренера выполняют. А если ему семь-восемь лет, когда у него ещё нужного сознания нет, то, конечно, это ещё рано. В этом возрасте ещё нужно играть, баловаться. Но есть тренеры, которые таких берут. Почему берут? Из-за денег. А получается, что через год-два этому ребёнку уже и бокс не нужен. Родители должны понимать, что до 10–11 лет отдавать ребёнка в боксёрскую секцию рано. Но даже в это возрасте они должны понимать, чего они хотят.

 Если они хотят, чтобы ребёнок дрался, участвовал в соревнованиях, и они готовы к этому — это одно. Если хотят, чтобы просто стойку поставили, чтобы он защитить себя смог, — это другое. И медицинские требования в этом случае совершенно разные.

Среди ваших пацанов, которым сейчас по 15–16 лет, могут быть те, кто попадёт на следующую Олимпиаду?

— Могут, но тут всё зависит от них самих. Потому что в 16–17 лет уже нужно ставить такую цель. Бокс очень молодой вид спорта — лучшие результаты в 19–21. Если посмотреть, то многие олимпийские чемпионы побеждали в этом возрасте. Так что ребята есть, и если у них есть мечта, а ещё они видели, как встречают чемпионов, то вполне могут попасть на Олимпиаду.

Это же ещё и слава.

— Слава — это иногда очень сильный мотиватор! Главное — найти такого пацана, подсказать ему. Это уже работа тренера.

А, допустим, я, в свои 37, могу прийти в боксёрскую секцию, учитывая, что боксом никогда не занимался? Вреда для здоровья не будет? 

— Приходи, я поставлю тебе удар, будешь бить мешки или найду подобных тебе для спаррингов. А через год ты сам поймёшь, нужен тебе бокс или нет. Понятно, что речь про соревнования не идёт. Но просто для здоровья приходят люди разного возраста. Потому что когда ты пришёл на тренировку, физически поработал, два часа попотел, то, как сказал Эвандер Холифид, ты становишься лучше, чем вчера. Так что в секцию прийти в любом возрасте можно.

Как подтверждение словам Турсунгали Едилова во время нашего разговора во двор Дома бокса вошли двое мужчин, судя по внешности — лет 30. Сказали, что занимаются борьбой, но хотели бы походить на бокс. Тренер сказал, чтобы приходили в сентябре, когда закончится ремонт. А журналист Orda.kz задал ему последний вопрос:

24 года назад ваши подопечные взяли олимпийское золото. Казалось бы, куда больше. Но, наверное, есть всё-таки и сейчас какая-то мечта?

— Охота воспитать чемпиона. Найти пацана и пройти путь начиная с чемпионата Казахстана и выше.

Чтобы он снова попал в сборную. Тем более мы сейчас уже знаем, что делать, какие ошибки допускали. Дойти с ним до чемпионата Азии или чемпионата мира. А может, и до Олимпиады. Потому что Олимпиада — это особенная атмосфера.

 Читайте также: 

Лента новостей

все новости