О чем молчит руководство алматинских теплосетей

cover фото inva.kz

О затянувшихся проверках работы предприятия-монополиста уполномоченными органами и реакции руководства алматинских теплосетей на критику в свой адрес рассказывает Orda.kz

На носу начало отопительного сезона, поэтому общественники и эксперты в области ЖКХ бьют в колокола. Они периодически находят нарушения в деятельности алматинских теплосетей, о чём пишут в своих заявлениях в различные инстанции. Однако чиновники тянут с официальными ответами, ссылаясь на то, что им требуется время на тщательную проверку обоснованности жалоб. «Надо набраться терпения и дождаться окончания разбирательств», – говорят они. Руководство коммунального предприятия заверяет общественность, что ищет пути разрешения проблем, и тоже просит подождать с выводами.

Однако терпение специалистов не безгранично, поэтому они делегировали в нашу редакцию своего представителя Сергея Перцуха. Он работает в ТОО «Алматинские тепловые сети» (далее АлТс- прим.авт.) 24-й год подряд, занимает должность инженера-инспектора, поэтому хорошо знает изнутри, как там всё устроено. Не боясь возможных репрессий со стороны своего работодателя, мужчина поведал о тёмной стороне деятельности коммунального предприятия.

Молчание – золото?

Но сначала напомним читателям, с чего началась история противостояния инженера-правдолюбца Перцуха и трёх его коллег со своим руководством, и почему она носит затяжной характер.

5 лет назад Сергей обнаружил нарушения в технической части работы своего предприятия, связанные с несоблюдением строительных норм и правил, о чём сообщил руководству. Ответная реакция гендиректора АлТс Ерболата Амангалиева оказалась неожиданной: он уволил Перцуха с формулировкой «Ненадлежащее исполнение должностных обязанностей». Однако Сергей через суд восстановился на работу.

Сергей Перцух. Фото из личного архива

Дальнейшие попытки инженера-инспектора достучаться до руководства не увенчались успехом, поэтому он стал писать жалобы во все инстанции. По его заявлению внутренний государственный аудит города Алматы провёл проверку, в ходе которой были выявлены следующие нарушения в работе АлТс: невыполнение технических условий на объектах города, размещение денежных средств предприятия в банках второго уровня, перерасчёты потребителям и необоснованная выплата заработной платы.

Заключение аудита стал основанием для проведения досудебного расследования сотрудниками алматинского Департамента экономических расследований. Они возбудили уголовное дело против гендиректора АлТс и двух его подчинённых – начальников отделов технического надзора и капитального строительства. Троице вменялись две статьи Уголовного Кодекса РК – «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества» и «Уклонение от уплаты налога и других обязательных платежей в бюджет».

Следствие установило, что в июне 2017 года между ТОО «Дала» и тепловыми сетями был заключён договор на общую сумму 2 млрд 600 млн тенге. Подрядчик в лице ТОО «Дала» в течение 9 месяцев должен был провести работы по ремонту магистральных теплопроводных и отопительных сетей и оборудования АлТс. Однако, по факту, он ничего не сделал.

Замена старых труб теплотрассы на новые. Фото mail.kz

Вместо этого руководитель компании вместе с гендиректором предприятия-монополиста разработал преступную схему по хищению казённых средств. Так на свет появились фиктивные акты приёмки выполненных работ на заведомо завышенную сумму, в которые входило неприобретённое и неустановленное оборудование. Это трубы, лотки, дисковые затворы, стальные краны для воды на объекте строительства. В результате преступной деятельности криминального квартета государству был причинён ущерб в сумме 939 млн 535 тыс. тенге.

В алмалинском районном суде вина подозреваемых была полностью доказана. 28 сентября 2021 года их приговорили к 7 и 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии средней безопасности. 8 февраля 2022 года судебная коллегия по уголовным делам Алматинского городского суда оставила без изменений приговор первой инстанции в части назначенных сроков наказаний.

«Я считаю этот приговор справедливым, однако не могу понять, почему АлТС, как потерпевшая сторона, не подаёт иск о возмещении материального ущерба? Они должны были это сделать после вступления приговора в законную силу, но до сих пор тянут почему-то с подачей иска! Хотя были украдены государственные деньги, притом в особо крупном размере!» – говорит Перцух.

Предприятие-монополист лишилось 939 млн. тенге. Фото mail.kz

В 2018 году на смену осужденному гендиректору АлТс Амангалиеву пришёл новый руководитель  – Куаныш Бейсенбинов. Сергей Перцух полагал, что с его приходом ему не придётся больше проводить собственные расследования. Однако его ожидания не оправдались.

«Я выявил несколько случаев невыполнения технических условий на разных объектах, что было чревато возможными техногенными катастрофами и человеческими жертвами. Также узнал, что на нашем предприятия необоснованно начисляются заработные платы некоторым сотрудникам, которые официально числятся в штате, но по факту там не работают. Ещё я обратил внимание, что с приходом Бейсенбинова из Горводоканала, из этого предприятия перешли другие сотрудники. Их сразу же назначили начальниками разных отделов и управлений, несмотря на то, что у них не было соответствующей квалификации. Когда я находил нарушения в их работе, то их не наказывали в дисциплинарном порядке», – говорит Перцух.

Он попытался выяснить у нового гендиректора, как такое могло произойти, однако не добился чёткого, внятного ответа. Тогда Сергей стал писать жалобы в акиматовское управление энергоэффективности и инфраструктурного развития города Алматы, которое является единственным учредителем квазигосударственного предприятия «Алматинские тепловые сети», и в Департамент Комитета по регулированию естественных монополий (далее ДКРЕМ- прим.авт).  

Узнав о переписке Перцуха, новый гендиректор сразу же уволил его с формулировкой «за разглашение коммерческой информации». Но Сергею снова удалось добиться через суд восстановления на работу. Вдохновившись его примером, несколько его коллег тоже подключились к борьбе с хищениями на родном предприятии.

Наказание за хищение бюджетных средств определяет суд. Фото spectr.comkz

Вместе им удалось выявить несколько неприглядных фактов из работы должностных лиц АлТс, которые могли бы привлечь внимание компетентных органов. Однако дальше дело не пошло в силу объективных и субъективных факторов.

«Мы не смогли собрать достаточно доказательств, чтобы прижать к ногтю недобросовестных бастыков. Полагаю, что по их указанию какие-то сведения были подкорректированы в базе данных, а какие-то документы нам отказались предъявлять. К тому же, многие работники предприятия боялись выступать против начальников. Двух моих коллег, активно выступавших за чистку наших рядов, уволили. Точнее, им не стали продлевать трудовые договоры, а когда они попытались восстановиться обратно на работу, то суды отказали им в исковых требованиях. Одна сотрудница ушла в декретный отпуск, и в итоге я остался один. Я знаю, что в душе немало действующих сотрудников нашего предприятия поддерживают меня, но они боятся давать показания против начальства в открытую, чтобы не лишиться работы», – говорит Перцух.

Здесь надо отметить, что гендиректор Бейсенбинов, по словам Сергея, со временем сменил тактику. Он прекратил его преследование, и предложил отныне решать все проблемы в стенах предприятия. Глава АлТс обещал инженеру-правдолюбу проводить служебную проверки по каждому выявленному факту нарушений, и по их итогам наказывать виновных.

«Но по факту выходит так: я пишу докладную записку о выявленных изъянах в работе должностных лиц, а гендиректор отписывает поручения, в которые не вникает после их рассмотрения. Точно также поступают чиновники из разных инстанций, поэтому мои расследования оказываются в подвешенном состоянии. Получается, что с одной стороны я выявляю хищения и необоснованные траты в АлТс, а с другой, это зачастую не влияет на исход дела, так как проверка по ним ещё не завершена. Затягивание рассмотрения моих жалоб идёт на руку недобросовестным должностным лицам, так как они успевают подкорректировать важные данные в свою пользу»,- говорит Перцух.

Пища для размышлений

В 2018 году один из сотрудников предприятия обратил внимание на необоснованное начисление потребителям оплаты за использованные кубометры горячей воды и теплоснабжение. Цифры в коммунальных квитанциях явно были завышены, что означало, что горожане переплачивают за услуги АлТс. Недолго думая, специалист написал заявления в различные инстанции, в которых указал на грубое нарушение прав потребителей.

К тому времени, в городской прокуратуре и антимонопольном ведомстве скопилось немало аналогичных обращений от возмущённых горожан и экспертов в области ЖКХ. В результате проверки сотрудники надзорного органа выяснили, что АлТс необоснованно начислили населению 1,1 миллиарда тенге.  

«Мне интересно, вернуло ли наше предприятие этот миллиард или нет? Насколько я знаю, никто это не отслеживал», – говорит Перцух.  

Тарифы за отопление и горячую воду -самая расходная часть коммунальных платежей. Фото procheperetsk.ru

Казалось, алматинские теплосети должны были извлечь урок из прокурорской проверки. Однако вместо этого они продолжили необоснованно начислять лишние деньги за использование горячей воды и теплоснабжения.

«По итогам внеплановой проверки начислений АлТС за период с октября 2020 года по январь 2021 года, ДКРЕМ установил факты некорректного применения норм, предусмотренных Правилами формирования тарифов. Это привело к тому, что с потребителей снова содрали лишние деньги. АлТс тогда остались безнаказанными. Однако в текущем году им не удалось легко отделаться. ДКРЕМ обратился в специализированный межрайонный экономический суд города Алматы с иском к АлТс, чтобы обязать его вернуть потребителям незаконно начисленные 49 424 229 тенге. 26 января 2022 года суд удовлетворил иск ДКРЕМ к ответчику, но опять-таки вернуло ли предприятие-монополист эти деньги, я тоже не знаю», – говорит Перцух.

Мы поинтересовались механизмом начисления завышенных тарифов. Сергей посоветовал связаться по телефону с одной из его экс-коллег, кто выявил махинации с начислениями оплаты, и за это был уволен руководством АлТс. Мы так и сделали. Однако женщина попросила не указывать её настоящее имя и фамилию.

«Смотрите: продолжительность отопительного сезона официально длится 167 дней. Однако в некоторых случаях по документам почему-то проходят от 180 до 200 календарных дней. Второй момент. Пользуясь тем, что у некоторых потребителей не установлены общедомовые приборы учёта тепла, монополист начисляет им завышенные тарифы за потреблённое отопление. Так, в итоге, и набегают круглые суммы», – говорит экс-сотрудница АлТс.

Общедомовой прибор учёт тепла. Фото luxmetric.com

При этом она обратила наше внимание на избирательность предприятия-монополиста в решении проблемы потребителей-должников.

«Когда я работала в АлТс, то поразилась, почему наше руководство одних должников отключает от тепла и горячей воды, а других нет. К примеру, малоимущих граждан из числа одиноких пенсионеров или матерей-одиночек они сразу отключают в случае просрочки оплаты сроком свыше 2 месяца. А вот юридические лица, которые имеют задолженность перед АлТс, почему-то длительное время пользуются горячей водой и теплом. Был такой случай, что хозяину нескольких квартир, расположенных в одном доме по проспекту Назарбаева, вообще не начислялись тарифы. Как списывалась дебиторская задолженность непонятно», – говорит женщина.

Другая её коллега, также уволенная с АлТС за попытки разоблачения, попросила нас задать экс- руководству два вопроса. Первый – куда делись несколько земельных участков со складами и десятки служебных автомашин, состоявших на балансе предприятия? Второй – отрегулирована ли автоматизированная информационная программа «Документолог», содержащая важные данные о работе предприятия?

По словам женщины, автопарк АлТс насчитывал когда-то свыше 180 машин, но потом часть из них куда-то делась вместе с земельными участками. Что касается программы «Документолог», то она была разработана так, что вся поступающая туда информация через определённое время безвозвратно удалялась. Именно поэтому экс-коллеги Сергея не смогли подтвердить свои подозрения о хищениях бюджетных средств, завышенном начислении тарифов за потреблённую горячую воду и теплоснабжение и некорректном перерасчёте оплаты.  

Третью сотрудницу руководство АлТс уволило после того, как она стала возмущаться по поводу выполненной работы за чужих людей. По словам Елены, АлТс заплатили 55 миллионов тенге одной компании за установку и внедрение системы менеджмента качества. Та в свою очередь наняла субподрядчика на выполнение заказа, однако он не смог справиться с поставленной задачей. В итоге сотрудникам АлТс пришлось самим внедрять систему менеджмента, чтобы описать все бизнес-процессы, которые проводились на предприятии, и параллельно проводить ещё и внутренние аудиты. Сверхурочную работу им никто не оплатил, сославшись на то, что это часть их функциональных обязанностей.

«Такой ответ меня не устроил, и я стала качать права. Тогда руководство отказалось продлевать со мной трудовой договор. Позже я узнала, что двое других моих коллег попали под сокращение, и на наше место взяли одного человека. Он получает зарплату в 500 тысяч тенге в месяц, тогда как мы в своё время зарабатывали по 180 тысяч тенге каждый. Я по примеру Сергея пыталась восстановиться на работу, но суд отказал в удовлетворении иска, и я ушла из АлТс», – говорит Елена.

Вывеска ТОО "Алматинские тепловые сети". Фото turantimes.kz

Отметим, что Перцуха увольняли с предприятия в 2019 и 2021 году, но каждый раз ему удавалось восстановиться на работу через суд. В текущем году его пока не трогали.

К рассказам трёх бывших сотрудниц можно было бы отнестись скептически, если бы не то обстоятельство, что косвенно, то есть неофициально, изложенные ими факты подтверждаются признаниями действующих сотрудников предприятия-монополиста. В доверительной беседе с нами они обмолвились, что у них у самих накопилось немало вопросов к начальству, но они опасаются задавать их, чтобы не лишиться работы.

Борьба продолжается

Между тем, Сергей также выяснил, что должностные лица АлТС нередко выдают застройщикам акты допуска без выполнения ими техусловий. Обычно комиссия теплосетей выезжает на объекты и проверяет, установлено там необходимое оборудование для обеспечения будущих жильцов или арендаторов теплоснабжением и горячей водой. Если её всё устраивает, то она давала допуск, а если были замечания к работе застройщика, то вносила запись об их устранении. Однако, начиная с 2018 года и по сей день, привычный алгоритм работы комиссии периодически даёт сбой.

«4 года назад в микрорайоне Саялы ввели автономную котельную для бесперебойного обеспечения потребителей теплоснабжением. Однако, по моим данным, строители не установили там до конца специальное оборудование на сумму где-то в 155 млн тенге. Я не берусь это утверждать, а только предполагаю. Но думаю, что эта информация должна заинтересовать сотрудников городского Департамента экономических расследований», – говорит Перцух.

Так выглядит современная котельная. Фото novyefoto.ru

От недобросовестных застройщиков в прошлом году также пострадали учащиеся художественной гимназии № 199 г. Алматы. По словам замдиректора учебного заведения, строители возвели им пристройку, в которой расположились учебные классы. АлТс дали добро на ввод в эксплуатацию. Однако из-за того, что система вентиляции в пристройке была установлена некачественно, ученики мёрзли в холода.

«Мы обращались с претензиями к застройщику, однако он отказывался переделывать свою работу. Тогда мы подали иск в суд, и только после этого стройкомпания изменила свою позицию и пообещала устранить все недочёты за свой счёт. АлТс отмалчивается и не объясняет, почему оно дало добро застройщику, который допустил грубые технические ошибки в проведении вентиляции. Надеемся, что проблема разрешится и нам не придётся мёрзнуть в новом учебном году», – говорит Светлана Ибрагимова.

Противостояние инженера Перцуха и отдельных недобросовестных должностных лиц АлТс продолжается. В июле текущего года он написал заявление в Антикор о необходимости проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия-монополиста. Теперь он ждёт результатов проверки.

«Проблема в том, что чиновники из различных инстанций выборочно относятся к моим заявлениям. Иногда они оперативно реагируют на них, проводя проверки и наказывая АлТс. Но в большинстве случаев они затягивают рассмотрение жалоб. Я уже начинаю подозревать некоторых из них в сговоре с должностными лицами нашего предприятия, иначе я никак не могу объяснить непотопляемость своих бастыков», – говорит Перцух.

От редакции

Тема нарушения прав потребителей и коррупции в сфере ЖКХ всегда актуальна и злободневна, поэтому мы продолжим их освещать. Если руководству ТОО «Алматинские тепловые сети» и других госорганов есть что сказать на критику в свой адрес, то мы готовы их выслушать. Для нас важно знать весь спектр мнений, чтобы оставаться объективными и беспристрастными в освещении важных тем.

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости