О чём говорят киношники: новые технологии и вечные проблемы

cover

В рамках Almaty Сreative Week прошёл круглый стол, посвящённый теме экспорта казахстанского кино и сериалов на международные рынки. И в очередной раз выяснилось, что развитию индустрии мешает… закон о кино.

Первое, что бросилось в глаза: лицо отечественного кинематографа значительно помолодело. Среди спикеров был всего один кинематографист старше сорока лет – сценарист и режиссёр Бахыт Килибаев; основной же костяк выступающих составили продюсеры Bazelevs Игорь Цай и Мария Затуловская, генеральный продюсер Salem Social Media Куат Садыков, вице-президент АО «Казахфильм» Серик Абишев, генеральный продюсер JKS Entertainment Бексултан Казыбек, актёр, режиссёр и генеральный продюсер Golden Man Максим Акбаров, режиссёр, сценарист и продюсер Алишер Утев. Модератором встречи выступил актёр Санжар Мади.

Примечательно, что и зрительская аудитория круглого стола состояла в основном из молодых людей. Максим Акбаров в своём приветственном слове выразил удивление: «Честно говоря, я был уверен, что придут человек пятнадцать и мы быстро разойдёмся, а тут человек 200-300».

Он же заговорил и о трудностях, которые возникают у кинематографистов, сотрудничающих с Государственным центром поддержки национального кино:

«Мы сейчас столкнулись с острой проблемой из-за несовершенства закона о кино. Дело в том, что мы сейчас активно прокатили картину «Братья» Дархана Тулегенова по нескольким международным кинофестивалям и получили несколько предложений от американских и европейских дистрибьюторов о прокате фильма на их территории. Однако мы не можем заключать сделок, поскольку у нашей компании нет исключительных прав на картину. Права на все фильмы, произведённые при господдержке, остаются за государством. Ситуация тупиковая. Казалось бы, дайте нам возможность продавать картину на другие рынки – государство и заработает, и укрепит свой имидж в мировой киноиндустрии. Но ни министерство культуры и спорта, ни киноцентр ничего сделать не могут из-за несовершенства закона о кино».

Со стороны Акбарова заявление довольно смелое, учитывая тот факт, что его компания Golden Man получила на последнем питчинге НАО ГЦПНК финансирование на три полнометражных фильма – «Носорог» Адильхана Ержанова, «Гости» Дархана Тулегенова и «Шу ла ма» Айторе Жолдаскали.

На фоне озвученных Максимом проблем, независимые производители в нынешних условиях чувствуют себя куда более комфортно и видят огромные перспективы не только в локальном, но и на международных рынках.

Так, Куат Садыков отрапортовал, что даже на четвёртой неделе кинопроката «Пацанская история» собирает полные залы, а сериалами SSM регулярно интересуются стриминг-платформы. Первым успешным примером стала продажа сериала Sheker на российскую платформу Start в прошлом году. На данный же момент ведутся переговоры с корейскими дистрибьюторами о продаже проектов «Сержан братан» и «5.32» на их платформы.

Компания JKS Entertainment Бексултана Казыбека больше славится своими ставшими популярными во всем мире тикток-объединениями Yolo House и Bip-house. Последний, к слову, забрал премию «Лучший тикток-хаус» от канала Nickelodeon. Но и здесь все дороги ведут в кино, а точнее – в сериалы. Не так давно команда Бексултана сняла сериал «Королева двора», который, минуя местные телеканалы, платформы и YouTube, вышел на российском стриминге «Иви».

Прецедент «Королевы двора» несколько противоречит словам Игоря Цая о том, что дистрибьюторам необходимы проекты, которые успешно проявили себя на домашнем рынке. Впрочем, здесь речь шла больше о полнометражных фильмах. Говоря о международных продажах, Игорь Цай и Мария Затуловская высказали другой тезис, звучащий как приговор для большинства казахстанских кинопроизводителей: «Комедии не путешествуют». То есть, фактически, это жанр исключительно для домашнего проката, поэтому если производители думают о прокате за рубежом, имеет смысл задуматься о том, чтобы пробовать себя в других жанрах.

Слова Цая подтверждает пример Серика Абишева, рассказавшего, что в 2018 году картина Адильхана Ержанова «Ласковое безразличие мира» окупила себя исключительно за счёт продаж на иностранные рынки. При бюджете в 50 тысяч долларов фильм ещё до выхода на экраны Казахстана заработал 70 тысяч.

Парадоксально, но о новых технологиях в сфере кинопроизводства заговорил самый возрастной участник круглого стола Бахыт Килибаев. Если опустить техническую терминологию, его спич был посвящён тому, что нынешний темп развития нейросетей и IT-технологий уже в ближайшем будущем позволит снимать любую локацию с любыми актёрами, как ныне живущими, так и давно ушедшими, не покидая павильона. В качестве примера был приведён Брюс Уиллис, продавший права на свою цифровую копию. Правда, Килибаев, видимо не в курсе, что представители актёра опровергли эту информацию. Впрочем, Санжар Мади подтвердил суть мнения Килибаева, рассказав, что на одном из отечественных телеканалов новости читает его цифровая копия.

В заключении всё тот же Бахыт Килибаев отметил, что сейчас казахстанская культура находится на подъёме и рекомендовал начинающим кинематографистам изучать не только традиционные методы кинопроизводства, но и активно осваивать работу с нейросетями и искусственным интеллектом.

Лента новостей

все новости