"Нужно менять отношение полиции к гражданскому населению". Какие реформы нужны в правоохранительной системе после январских событий

cover

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на заседании Совета безопасности подчеркнул, что всем госорганам, в первую очередь правоохранительным, необходимо извлечь уроки из событий Кровавого Января. Редакция Оrda.kz расспросила адвокатов, ветеранов правоохранительных органов и специалиста по международному праву, что они думают о модернизации системы национальной безопасности и обеспечении правопорядка.

Какое ведомство нуждается в реформах и почему?

Ветеран органов внутренних дел, подполковник полиции в отставке Мухтар Кусманов отмечает, что в серьезных реформах сегодня нуждается КНБ

"Потому что январские трагические события показали пробелы в работе этой спецслужбы. Многие граждане были в шоке, когда узнали об арестах высокопоставленных руководителей органов нацбезопасности, подозреваемых в госизмене. Необходимо реабилитировать КНБ в глазах общественности, вернуть ему доверие населения", - Мухтар Кусманов.

Экс-глава КНБ Карим Масимов, арестованный по подозрению в госизмене.

Адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов Александр Борисенков считает, что "КНБ и суд нуждаются сегодня в реформах" и подчеркивает, что "это назрело давно".

"Органы нацбезопасности должны заниматься своей прямой обязанностью – выявлять и пресекать шпионаж, госизмену, а не расследовать общеуголовные дела (убийства, ОПГ, разбои сопряженные с убийством, сбыт наркотиков), экономические дела, хищения и коррупцию. Что касается судей, то они не должны быть зависимы от прокуроров и потакать им, закрывая глаза на нарушения следствия, иначе это приводит к незаконному осуждению людей", - рассуждает Александр Борисенков.

Адвоката возмущает неприкосновенный статус сотрудников КНБ. Он говорит, что по своему опыту знает, что уголовные дела, которые заканчивает КНБ, практически всегда проходят гладко.

"Это означает, что прокуратура оставляет без внимания все допущенные при расследовании существенные нарушения закона, и таким образом, дела проходят в суд без достаточно собранных доказательств. Все жалобы и ходатайства адвокатов на действия следователей КНБ остаются без внимания и без удовлетворения. Суды также принимают обвинительный уклон по этим делам, в процессах всячески оправдывают действия следователей, полностью идут у них на поводу и нередко осуждают людей без достаточных доказательств", – комментирует Борисенков.

Сгоревший автобус, предположительно, его изначально использовала полиция, затем его захватили неизвестные. Фото Orda.kz.

Что касается судейского корпуса, то, по мнению Борисенкова, нужно убрать такую должность, как председатель суда, поскольку он, по его мнению, зачастую диктует подчиненным, какие приговоры нужно выносить. Самих служителей Фемиды, считает адвокат, нужно избирать народным голосованием и держать их на одном рабочем месте не более 5 лет.

Адвокат Данияр Канафин солидарен с ним в том, что систему уголовного процесса нужно исправлять с судебной власти. Пока она не будет реформирована, все остальные реформы МВД и других правоохранительных органов не достигнут своего результата, предупреждает юрист. Он предлагает обеспечить подлинную независимость суда, вводить выборность судей и расширять подсудность суда присяжных, чтобы он рассматривал все дела о тяжких и особо тяжких преступлениях.

Адвокат Алматинской областной коллегии адвокатов Избуллам Авутов говорит, что нужно создать новый Государственный Следственный Комитет по примеру российского Следственного комитета и избавиться от ненужных госорганов, к коим относит Антикоррупционную службу и Агентство по борьбе  с экономическими преступлениями, которые, по его мнению, не оправдывают себя и дорого обходятся налогоплательщикам. И ещё он предлагает оптимизировать "раздутую судебную систему".

Автозак полиции в день протестов 4 января. Фото Orda.kz

Ветеран ОВД, подполковник полиции в отставке Рустам Мирзабаев убеждён, что сегодня МВД нуждается в реформе, потому что, по его наблюдениям, есть серьезные нарекания к работе полиции со стороны правозащитников и общественных деятелей.

"В первую очередь, предлагаю ужесточить отбор кадров ОВД и повысить уровень боевой и физической подготовки действующих сотрудников. Во-вторых, необходимо менять отношение сотрудников полиции к гражданскому населению, чтобы они помнили о своем статусе госслужащих, а не местных царьков. В-третьих, нужно ввести общественный контроль  рациональности использования финансов МВД, чтобы население и сами сотрудники полиции знали, на какие цели тратится госбюджет. Хорошо бы еще утяжелить социальный пакет сотрудников полиции, чтобы не на бумаге, а на деле они и их семьи чувствовали себя защищенными", - предлагает ветеран полиции", - перечисляет Мирзабаев.

Национальный эксперт общественного фонда «Центр исследования правовой политики» Назгуль Ергалиева считает, что "вся система правоохранительных органов, национальной безопасности и правосудия должна быть коренным образом трансформирована". По её словам, нужны системные изменения, которые начинаются с вопросов легитимности и подотчётности этих органов, а они в свою очередь связаны с политическими реформами. 

"Изменения должны коснуться всех аспектов деятельности этих органов: оснащения и технологии, оперативных рабочих процессов, кадров, системы управления и самое главное – организационной культуры. Для этого нужно чтобы для каждого органа заново была определена миссия, видение, ценности, цели и задачи и исходя из этого всего -  функционал и организационная структура. Это все невозможно сделать со старым мышлением и командным стилем управления по приказу сверху. Нужна новая команда единомышленников, понимающих срочность и важность этих системных изменений, нужно вовлечение самих сотрудников", - обращает внимание Ергалиева.  

Специальный отряд полиции в ночь на 5 января у площади Республики в Алматы. Фото Orda.kz

Нужен ли следственный комитет при Генпрокуратуре?

Недавно Оrda.kz рассказывала о предстоящей реформе силового блока. Речь шла о создании нового Государственного следственного комитета (ГСК) при Генпрокуратуре Казахстана и Агентства по борьбе с коррупционными, экономическими и финансовыми преступлениями (АБКЭФП). В случае утверждения проекта создания ГСК, у всех других правоохранительных органов отберут функцию следствия. И, если заработает АБКЭФП, тогда Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, Агентство по противодействию коррупции и Агентство по финансовому мониторингу придётся закрыть.

Журналист Оrda.kz опросила экспертов о том, поддерживают ли создание нового ГСК, не смущает ли формулировка "при Генпрокуратуре".

Избуллам Авутов говорит, что полностью поддерживает решение президента о необходимости реформ правоохранительных органов, что позволит избавить госорганы от не свойственных им функций и сократит число лишних структур.

"Например, КНБ будут заниматься, как прежде, шпионажем и госизменой, а не всем подряд вроде борьбы с наркобизнесом, нелегальным оборотом оружия, бандитизмом. Антикорр и АБЭК, по моему мнению, вообще не стоило создавать, так как их содержание дорого обходилось, а результативность работы оставляла желать лучшего", - характеризует адвокат, подчёркивая, что поддерживает создание ГСК.

Адвокат полагает, что Казахстан сейчас ориентируется на российский Следственный комитет, который был образован в январе 2011 года при прокуратуре Российской Федерации. Авутов также поддерживает предложение оставить в ведении прокуратуры надзорную функцию.

Единственное, его смущает статус нового ГСК.

"Если новый единый следственный орган будет создан в том виде, как сейчас предлагают, то, насколько он будет соответствовать так называемой трехступенчатой системе правоохранительных органов - это «расследование-надзор-суд»? Если ГСК будет создан при Генпрокуратуре, то не предполагает ли это прямое подчинение прокурору? Тот же назначенный председатель ГСК не будет ли находиться в прямом подчинении Генпрокурора? Тогда это будет новая структура надзорного ведомства. Выходит, прокуратура будет в одном лице расследовать, надзирать и поддерживать гособвинение в суде? Поэтому я считаю, что ГСК должен быть независимым ведомством с приставкой «при» Генпрокуратуре", - акцентирует Авутов.

Адвокат надеется, что реформы правоохранительных органов повысят уровень квалификации современных следователей.

"Я 11 год работаю адвокатом, и меня категорически не устраивает профессиональный уровень отдельных следователей ДП. Они умудряются по полгода расследовать уголовные дела, которые мы, а я сам 20 лет когда-то проработал в следствии, в свое время за два месяца рассматривали. Налицо - волокита дел, не говоря уже о других процессуальных нарушениях", - резюмирует адвокат.

Идеальная модель правоохранительных органов

Избуллам Авутов вспоминает, что раньше оперативники были более самостоятельными и ответственными сотрудниками, потому что они занимались дознанием в полном объёме, следователи освобождались от лишней работы. Сейчас оперативники, отмечает он, только выполняют их поручения "типа сходить куда-то, выяснить что-то, привести кого-то".

Он также сетует, что следственные органы полиции сейчас развалены, и грамотные сотрудники уходят из полиции, чтобы перевестись в КНБ и Антикорр, потому что, говорит он, "до недавних пор КНБ был неприкасаемым и престижным ведомством, а в МВД много препонов и бумажной бюрократии, от которых сотрудники устают".

Говоря о так называемых лишних госорганах, собеседник полагает, что новые структуры создавались для новых генеральских должностей, а не для разгрузки следователей полиции и объективного, полного и беспристрастного расследования коррупционных и экономических преступлений. Он также отмечает, что в новом ГСК должны работать "с десяток следователей, которые будут иметь допуск к госсекретам, чтобы расследовать дела в отношении военнослужащих Минобороны, Погранслужбы КНБ, Нацгвардии и КНБ, и все".

"Я до сих пор понять не могу, зачем нужны такие структуры, как военная полиция при КНБ и Минбороны. Проводить дознание и профилактику коррупционных преступлений? Серьезно?", - удивляется адвокат.

Транспорт Нацгвардии МВД во время январских событий в Алматы. Фото Orda.kz

Александр Борисенков считает, что следствие в полном объеме не следует забирать у МВД, оставляя полицейскому ведомству лишь дознание, поскольку дознание расследует, в основном, уголовные проступки и преступления небольшой тяжести.

"Вопрос в том, кто будет потом заниматься расследованием уголовных дел по коррупции, если отдельные следователи ГСК сами окажутся не чистыми на руку? Уповать на службу собственной безопасности при ГСК бессмысленно, так как там будет один общий руководитель. Практика показывает, если нет другого органа, то многие преступления коррупционного характера будут просто оставаться без внимания, чтобы не портить статистику, а сотрудников ГСК будут просто увольнять без привлечения к уголовной ответственности. Считаю, что если будет только один орган, который будет заниматься коррупцией, то у сотрудников ГСК будут руки развязаны, а денежные ставки взяток увеличатся в несколько раз", - считает Борисенков.

Собеседник высказал свои опасения по поводу статуса нового ГСК.

"Не будет ли такой, как КНБ сейчас, новый ГСК? В том смысле, не станет ли это ведомство диктовать свои правила прокурорам, а те заглядывать ему в рот, полностью поддерживая его, как сейчас это происходит со специальными прокурорами? Я переживаю, что такое может практиковаться и в судах, когда служители Фемиды будут идти на поводу у такого мощного органа как ГСК, ведь уголовные дела в отношении судей так же будут расследовать они", - предостерегает Борисенков.

Автозак полиции через несколько недель после январских событий. Фото Orda.kz

Заслуженный работник МВД Казахстана, генерал-майор милиции в отставке Хибратулла Доскалиев обращает внимание на необходимость создать Комиссию при аппарате президента страны, в которую бы вошли авторитетные бывшие и действующие руководители различных ведомств.

"Профессионалы своего дела, они бы разрабатывали законы, нормативно-правовые акты, положения и инструкции, начиная с основного закона страны - Конституции, и заканчивая законопроектом о реформе силового блока. У нас сейчас явно есть пробел в этом вопросе. Мы иногда слышим, что такое-то ведомство выступило с пакетом поправок, дополнений или разработало новый закон о чем-то, и оно ушло куда-то наверх. А дальше информации ноль. Приняли ли законопроект, рассмотрели его, утвердили, проследили за исполнением, мы не в курсе", - говорит Доскалиев.

По его словам, в верхних эшелонах власти нужны опытные руководители и сотрудники, которые практически никого не будут бояться, так как в своей жизни видели и хорошее, и плохое.

"Возможно, даже из числа тех, кто когда-то пострадал за свою принципиальность, открыто выражая свое мнение, которое шло вразрез с позицией руководства по тем или иным вопросам. Эти люди будут реально смотреть на факты,  принимать правильные процессуальные решения и доводить дело до конца, какой бы фигурант по делу не проходил бы и кто бы за ним не стоял", - рассуждает генерал-майор.

Он добавляет, что сейчас как никогда нужна консолидация общества для реализации всех реформ, притом не только силовых блоков, но также политических и экономических.

Лента новостей

все новости