«Новый» и «старый» глава Антикора: политологи о кадровых перестановках

cover

Вместо 63-летнего Алика Шпекбаева на пост главы председателя агентства по противодействию коррупции пришел бывший заместитель генерального прокурора Марат Ахметжанов. Стоит ли гражданам ждать перемен, а чиновникам держать ухо востро?

Любое решение несет риск встретить серьезное сопротивление заинтересованных лиц. В особенности, кадровые вопросы. Известные политологи поделились с Orda.kz размышлениями о нюансах возможной «подковёрной борьбы».

В конце января Шпекбаев рассказывал, как будет бороться с роскошной жизнью чиновников. А сегодня президент Касым-Жомарт Токаев в Антикоррупционном совете сообщил об его увольнении, не забыв при этом поблагодарить за успешную работу.

Чем запомнился Шпекбаев?

Фото с сайта 365info.kz

Алик Шпекбаев возглавлял антикоррупционную службу с июня 2019 года. До этого с декабря 2017 года он был председателем агентства по делам государственной службы и противодействия коррупции (АДГСПК). А ранее – с сентября 2016 года – заместителем главы АДГСПК.

Оба ведомства непосредственно подотчетны президенту.

Теперь уже бывший глава антикора много лет пытался искоренить коррупцию в стране и призывал приравнять ее к измене Родине, планировал криминализировать предложение взятки и пересадить акимов в прозрачные кабинеты.

При Шпекбаеве, в условиях политики "нулевой терпимости к коррупционным правонарушениям", за решеткой оказались многие высокопоставленные чиновники. В среднем за год зарегистрировано 1 700 коррупционных преступлений, более половины из них взяточничество. Сумма ущерба превышала десятки миллиардов тенге.

В числе осужденных - министры, акимы областей и их заместители, ответственные секретари, послы, судьи и чиновники разных рангов.

Можно выделить несколько громких дел во время председательства Шпекбаева:

  • Бывший заместитель акима Актюбинской области Руслан Мамунов признан виновным в незаконном получении 1,2 млн долларов от родственников бывшего акима Костаная Ахметбека Ахметжанова и приговорен к 12 годам лишения свободы;
  • Экс-аким Кызылординской области Куанышбек Искаков получил семь лет лишения свободы по обвинению в мошенничестве на 80 млн тенге, пожертвованных на восстановление города Арыси после взрывов на военном полигоне;
  • В ноябре 2020 года задержан экс-министр здравоохранения Елжан Биртанов. Его подозревают в растрате бюджетных средств в особо крупном размере. Биртанов находится под домашним арестом;
  • Бывшего руководителя «СК-Фармации» Берика Шарипа арестовали 14 августа 2020 года по обвинению в злоупотреблении должностными обязанностями. Позже в ведомстве сообщили, что последствия от действий Шарипа - нарушение нормальной деятельности учреждений здравоохранения и заражение врачей. В апреле 2021 года стало известно, что Антикоррупционная служба завершила расследование и передала уголовное дело в прокуратуру;
  • Досудебное расследование о хищении бюджетных средств при строительстве модульной инфекционной больницы в Алматы, построенной компанией BI Group, Агентство по противодействию коррупции начало 16 января 2021 года. Появились сообщения от службы о том, что руководителя управления комфортной городской среды Алматы Сапара Нурашева задержали.

Совпадение или нет, но сегодня глава горуправления по последнему эпизоду опроверг слухи о своем задержании. Он собирается подавать в суд за распространение недостоверной информации.

Что известно о Марате Ахметжанове?

Фото с сайта dailynews.kz

Родился в 1964 году, получил специальность "юрист" в Карагандинском Государственном Университете в 1991 году. Прошел путь от следователя прокуратуры Темиртау до начальника управления по расследованию особо опасных преступлений Государственного следственного комитета (ГСК), работал на руководящих должностях в системе министерства внутренних дел, министерства юстиции Республики Казахстан.

Работал начальником департамента по надзору за законностью следствия и дознания Генеральной прокуратуры, прокурором Павлодарской области и Южно-Казахстанской области.

С 2009 по 2012 год - председатель комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. Далее до 2014-го - заместитель председателя агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции).

Затем руководил департаментом по делам государственной службы и противодействию коррупции Атырауской области и возглавлял департамент Национального бюро по противодействию коррупции Атырауской области. 

С 2016 года был заместителем генерального прокурора Казахстана.

Политолог, директор Института Евразийской интеграции Уразгали Сельтеев считает, что «скамейка запасных» в кадровом плане короткая, и для такой очень важной позиции — выбор адекватный.

Фото с сайта zonakz.net

      - Нельзя утверждать, что Шпекбаев стал жертвой внутриэлитной борьбы интересов или уволен за ошибки и недоработки. Для этого фактически нет оснований. В целом президент знает, что делает. Очевидно, что в этом направлении требуется обновление подходов. С одной стороны, необходимо усилить процесс выявления коррупционных нарушений, с другой – не допускать перегибов, которые отпугивают чиновников, отбивают у них инициативу в принятии оперативных решений, усугубляют бюрократизм. А у нового назначенца, безусловно, весомый опыт и в системе прокуратуры, и в Антикоре, - убежден политолог.

Сельтеев отметил и другие преимущества Ахметжанова. Главное - его работа в Генеральной прокуратуре.

- Здесь надо понимать, что если даже Антикор выявляет преступления, в том числе громкие, то без санкций прокуратуры не может двигаться дальше. Сейчас же, возможно, благодаря двойному опыту нового председателя Антикора эффективность внутреннего взаимодействия между двумя структурами улучшится. Можно ожидать увеличение количества выявленных преступлений и арестов. Мы можем увидеть более интенсивную ревизию деятельности госаппарата в период борьбы с пандемией и чистку проворовавшихся чиновников, - говорит Сельтеев.

Эксперт отмечает, что в отношении предыдущего руководства видел много позитивных решений в антикоррупционной политике. По его словам, Шпекбаев начал перезагрузку всей системы будучи заместителем Кожамжарова. А когда пришел на место председателя, активизировал работу по выявлению коррупционных рисков.

      - Как минимум он внедрил систему превенции. Это когда Антикор проводит анализ и заблаговременно выявляет коррупционные риски в госорганах. Но я считаю, что данная система не до конца проработана, поскольку по итогам анализа непосредственные  госструктуры лишь оповещают об имеющихся рисках и рекомендуют устранить. То есть, завершающего шага нет, и никакого дальнейшего контроля нет. Это только рекомендации. Шпекбаев, вероятнее всего, уйдет на пенсию либо станет сенатором. Это единственные и классические варианты в его возрасте.

Кроме того, эксперт отметил, что в Казахстане есть ряд должностей, согласование и назначения которых проходят через Председателя Совета безопасности – Нурсултана Назарбаева. Как говорит Уразгали Сельтеев, «это нормальный и законодательно урегулированный процесс. Так выстроена система функционирования верховной власти».

Политолог Виктор Ковутновский не отрицает, что имела место возможная конкуренция за место председателя Антикора, однако новое назначение не вызовет раскола в политической сфере.

фото с сайта expertonline.kz

      - Никаких особых достижений за Шпекбаевым я не заметил. Конечно, не за это его сняли с должности. Ведь если бы судили по эффективности работы, то у нас много сотрудников пришлось бы менять. Дело в пенсионном возрасте. Его должны были отправить в отставку еще полгода назад, но, скорее всего, отложили. Шпекбаеву никто не мешал бороться с коррупцией, но, несмотря на огромные материалы в прессе о преступлениях, почему никого не посадили? И если он по своим должностным обязанностям не делал того, что от него требовалось, исходя из какого-либо давления, то туда ему и дорога.

Относительно нового главы Марата Ахметжанова Ковутновский заявил, что «он никак себя ранее не проявлял и о нем нельзя сказать ничего такого, как о человеке, который победит коррупционную мафию в Казахстане.

        - Политической воли для борьбы с коррупцией в резиденции первого президента и Акорде особо не наблюдается. И на пустом месте она не появится, - заключил эксперт.

Политолог и бывший дипломат Казбек Бейсебаев считает важным выяснить, кто именно принял это решение – Назарбаев или Токаев?

Фото с сайта worldandwe.com

       - Назначение не для того, чтобы усилить борьбу с коррупцией. Это исключительно кадровое решение. Однако трудно понять, почему «меняют коней» на переправе. Если не ошибаюсь, он, практически, - земляк первого президента. Но кем принято это решение? Им или действующим президентом? Кроме них на этот вопрос никто не ответит… Допустим, Токаев. Тогда это говорит об усилении роли Акорды и выступает как обычное кадровое назначение.

Если и будут расколы в политических рядах, говорит  Бейсебаев, то через некоторое время.

      - В целом, инсайдерской информацией не располагаю. Но какая-то политическая подоплека определенно присутствует. Возможно, Шпекбаев зашел туда, куда не стоило, поэтому его тихо убрали. Если посмотреть на биографию нового руководителя, то мое мнение такого - ничего у нас не поменяется.

К тому же, отмечает политолог, если через некоторое время у власти появятся претензии к Антикору, то ушедшим вовремя вопросов задавать не будут.

В надежде на повышение эффективности президент поставил ряд конкретных задач новому руководству. Например, развитие активного участия общественности и усиление превентивных мер для борьбы с коррупцией. Агентству также поручено адаптировать свою деятельность к трехуровневой модели уголовного судопроизводства.

Лента новостей

все новости