Ни окон, ни дверей. По делу о смертельном пожаре в хостеле началось главное судебное разбирательство

16 октября в Алмалинском районном суде Алматы состоялось второе заседание по делу о смертельном пожаре в Almaty Hostel. Orda.kz рассказывает о том, как идёт процесс.
Второе заседание по делу о пожаре в хостеле заняло всего час. Как оказалось, адвокаты подсудимых не изучили все материалы уголовного дела — им дали прочитать 70 томов, а их оказалось 73. Поэтому судья дал стороне защиты 12 дней на их изучение.
Но и про тот час, что длилось главное судебное разбирательство, есть что рассказать. Во-первых, в деле поменялся гособвинитель — теперь это прокурор алматинской прокуратуры Нураскан Мырзалы. Он же и был одним из двух главных героев первого заседания, когда зачитал обвинение для обоих подсудимых — Адильбека Мухамедьярова и Алексанра Пекельника.
Проводка рваная
Пекельник, напомним, возглавлял организацию «Гид сервис», которая осенью 2022 года проводила в помещении будущего хостела работы по монтажу пожарной сигнализации. Прокуратура Александру Пекельнику фактически в вину ставит то, что, во-первых, у него и нанятых им людей не было соответствующих квалификации и допуска, чтобы ставить пожарную сигнализацию. А, во-вторых, что та сигнализация, которую они по итогу установили, не соответствовала требованиям помещения.
Как следует из зачитанного прокурором Мырзалы текста, на момент работ у участка, на котором находится помещение, целевым назначением значилось «магазин», и он же там был согласно описанию. Но даже ему, как считает сторона обвинения, установленная противопожарная система не соответствовала. По словам прокурора, в магазине уровень звука пожарной сигнализации должен составлять не менее 85 децибел.
«Из следственного эксперимента установлено, что уровень звуковых сигналов системы оповещения в помещении был от 28 до 72,7 децибела. В том числе в комнатах 14 и 16 в подвальном этаже составил в пределах 28 и 58 децибел», — сказал Мырзалы.
Это, по мнению стороны обвинения, привело к тому, что погибшие на пожаре 13 человек не услышали вовремя сигнал пожарной тревоги.

В свою очередь, Александр Пекельник, когда судья спросил его, понимает ли он, в чём его обвиняют и признаёт ли за собой вину, ответил отрицательно на оба вопроса.
Пекельник вновь озвучил позицию, о которой говорил и на предварительном слушании: когда его компания проводила монтаж противопожарной системы, он не знал и не мог знать, что там будет хостел.
«Меня никто не назначал ответственным лицом за соблюдение пожарной безопасности: ни ТОО "Ала Хостел", ни "Куса Халык", которая выступала заказчиком работ», — повторил Пекельник.

При этом он указал, что у представителей «Куса Халык» — дочки «Народного банка», владеющей помещением хостела, — претензий к выполненной работе не было. Так же как, по его словам, не было конкретного целевого назначения у помещения, в котором они работали: оно значилось просто как нежилое. По словам Пекельника, как правило, перед началом работ они получают информацию о том, что будет размещаться в помещении.
«Это же помещение было пустое. В нём была пожарная сигнализация в нерабочем состоянии. Наша компания произвела диагностику. Выяснила, что пожарные датчики были установлены ещё с 2005 года, хотя их работоспособность, согласно техрегламенту, составляет 10 лет. Проводка была порванная. И мы рекомендовали заменить датчики и выставили соответствующее коммерческое предложение. Мы ничего не меняли в самой схеме пожарной сигнализации. Помещение соответствовало техническому паспорту 2006 года», — заявил Пекельник.
Повторил он и позицию своего адвоката, озвученную на предварительном слушании: после того как в помещении разместился хостел, отвечать за противопожарное оборудование должен был арендатор. То есть Адильбек Мухамедьяров.
Выхода нет
Пунктов, по которым прокуратура обвиняет Адильбека Мухамедьярова, гораздо больше, чем у Александра Пекельника.
Во-первых, ему ставится в вину, что он принял помещение у владельца — ТОО «Куса Халык» — и разместил в нём хостел, несмотря на то, что оно не соответствовало требованиям пожарной безопасности к подобного рода объектам.
Правда, адвокат Мухамедьярова по этому поводу высказался, что его подзащитного ввели в заблуждение представители владельца, сказав, что помещение требованиям соответствует. Но, кроме этого, владельцу Almaty Hostel предъявили и другие обвинения.
Во-вторых, в тексте, зачитанном прокурором, сказано, что Мухамедьяров установил на первом этаже дополнительные перегородки, что, по версии следствия, мешало эвакуации.
В-третьих, владельца хостела обвиняют в том, что он разместил жилые комнаты на цокольном этаже, не соблюдая обязательных требований, установленных законодательством. А это — два прямых выхода наружу и окна. Ни того, ни другого на цокольном этаже не было. А эвакуационный выход на первом этаже оказался закрыт на замок. Упомянул прокурор Мырзалы и матрасы, о которых говорили ещё с первого дня после пожара.
«25 ноября 2023 года, безответственно отнесясь к выполнению своих обязанностей по пожарной безопасности, организовал размещение матрасов в помещении подвального этажа возле комнат 15 и 16», — сказал прокурор.
Матрасы, с точки зрения прокуратуры, — это горючие вещества, которые и способствовали распространению огня и пожару, унёсшему 13 жизней.
Следующее заседание состоится 28 октября.
Читайте также:
Лента новостей
- YouTube удалил интервью Гульнары Бажкеновой Вадиму Дергачёву из-за жалобы индийцев
- Проливные дожди обрушились на Южную Корею, погибло четыре человека, более 7000 эвакуировано
- Израиль и Сирия договорились о прекращении огня
- Уничтожили хлопок и люцерну: в Туркестанской области ради трубы разрывают фермерские поля
- Война за Backstreet Boys, раздевающий девушку ИИ и отклики Ашаршылыка: чем жили соцсети на этой неделе
- Семь лет без Дениса Тена: что изменила смерть, которая потрясла страну
- Жара и дождь — прогноз погоды на 19 июля
- В Алматы временно перекроют два участка улицы Желтоксан
- В Чехии запретили пропаганду коммунизма
- «Налоги — как ремень безопасности»: Жумангарин о новом кодексе
- В Астане потушили рынок «Big Шанхай»
- Казахстанские рестораторы жалуются, что новый Налоговый кодекс убьёт их бизнес
- Как и почему казахстанские чиновники обжигались на заверениях о стабильности курса
- Распределять ваучеры для детей в Астане будут по-новому
- Любитель фальшивого: за что уже судили казахстанца Ержана Ниязова, арестованного в Болгарии
- Евросоюз утвердил новые санкции против российской нефтянки и банков
- Бектенов обрушил тенге? Почему курс доллара в Казахстане поставил рекорд
- Экология и эффективность: как китайские технологии помогут угольной промышленности Казахстана
- Астанчанке дали три года колонии за стикеры с QR-кодами
- Без eGov и приложений: в аэропорту Астаны ночью не будут работать цифровые госуслуги