Нельсон Мандела, ордена и интервью для Orda.kz: как проходил судебный процесс по УДО для Токмади

cover Коллаж: Orda.kz

Сегодня в Алматинском областном суде завершился процесс по обжалованию УДО для Муратхана Токмади, отбывающего срок по обвинению в убийстве банкира Ержана Татишева. Рассмотрение апелляции в Казахстане чаще всего укладывается в одно заседание. Но только не этом случае. Вторая инстанция рассмотрения УДО для Токмади растянулась на три заседания. Orda.kz рассказывает обо всех трёх актах этой судебной драмы.

Пролог: драма на охоте

Что Муратхан Токмади может получить условно-досрочное освобождение, стало известно 9 августа. Решение о том, что он может выйти из тюрьмы, суд Конаева вынес ещё 26 июля. Но, как заявили позже представители семьи Татишевых, они были не в курсе этого решения, а о том, что Токмади могут выпустить, узнали из СМИ. И в итоге подали апелляцию, которую и рассматривали в Алматинском областном суде начиная с 22 августа. 

Муртахан Токмади отбывает срок по обвинению в убийстве банкира Ержана Татишева с 2018 года. В 2004 он застрелил руководителя банка БТА во время совместной поездки на охоту — выстрелил из ружья в голову, когда Татишев сидел за рулём. Сначала Токмади по этому делу осудили за убийство по неосторожности. Но спустя 14 лет после случившегося ему вынесли другой приговор. Токмади признали виновным в убийстве Ержана Татишева по заказу Мухтара Аблязова и приговорили к десяти с половиной годам лишения свободы. Аблязова, к слову, тоже осудили по этому делу — заочно, конечно же. Его вообще приговорили к пожизненному заключению. 

После того как Токмади отбыл две трети срока, он стал подавать ходатайства об условно-досрочном освобождении. Но два первых раза ему отказали. И лишь на третий раз суд Конаева ему УДО одобрил. 

Когда появилась информация, что Муратхан Токмади может выйти из колонии, сторона Татишевых в тот же день публично заявила, что выступает против. Сначала появилось заявление сына убитого Ержана Татишева — Алпамыса Татишева. В общении с журналистом Orda.kz он заявил, что они были не в курсе судебного заседания. 

В следующие две недели в Сети появилось обращение брата убитого Еражана Татишева — бизнесмена Еркина Татишева. А в день первого заседания по апелляции он собрал пресс-конференцию, на которой присутствовал также бывший директор ФБР Луис Фри. Последний вёл независимое расследование по убийству Ержана Татишева. На пресс-конференции Фри привёл несколько фактов, которые, по его словам, чётко свидетельствуют о виновности Токмади.

Там же, на пресс-конференции, Еркин Татишев заявил, что они не подписывали процессуального соглашения, которое позволяет Токмади выйти по УДО. Хотя жена самого Токмади Джамиля Аимбетова-Токмади ранее говорила журналисту Orda.kz об обратном. 

Всё это было до 16:00 22 августа, когда началось первое заседание.

Заседание первое: интервью

В первый день апелляции по УДО Токмади выступить смогли только прокурор и сторона Татишевых. И основным можно назвать выступление адвоката стороны Татишевых Олега Чернова. Юрист в первую очередь обращал внимание на то, что во время суда Токмади признал себя виновным и раскаялся в содеянном. Но позже его сторона и сам осуждённый заявляли, что признание это из него сотрудники КНБ выбили под пытками. 

Об этом он, в частности, говорил в интервью Orda.kz в декабре 2022 года. В нём Муратхан Токмади настаивал, что признательные показания из него выбивал в том числе начальник пятого департамента КНБ Руслан Искаков.

Выдержки из того самого интервью во время заседания и зачитал Олег Чернов. По мнению стороны Татишева, заявления Токмади о сфабрикованности его дела говорят о том, что тот в содеянном не раскаялся.

А раскаяние, как отмечает потерпевшая сторона, — это одно из условий положительного решения об УДО. Хотя, как говорит адвокат, оно упоминается в материалах судебного дела первой инстанции. 

Кроме этого, потерпевшая сторона ходатайствовала приложить дополнительные материалы, в том числе связанные с расследованием, которое проводил Луис Фри и сотрудники его детективного агентства. На этом заседание 22 августа закончилось — судья объявил перерыв до 6 сентября.

Самого Токмади в тот день к видеосвязи не подключили — судья решил, что можно обойтись без главного фигуранта.

Заседание второе: Мандела и коллизия 

6 сентября Муратхан Токмади в заседании уже участвовал — онлайн, из колонии. И выступление перед судом заслуживает отдельного упоминания. Но не только оно. 

Так, всё тот же Олег Чернов привёл хронологию заседаний суда Конаева по УДО для Токмади. Все они проходили в течение июля, и на них присутствовали: судья, прокурор, представители колонии, сам Токмади. Не было только потерпевшей стороны. Хотя, судя по данным, которые привёл Чернов, попытка вызвать потерпевших была, так как речь идёт об убийстве. Но их так и не вызвали.

Но, пожалуй, куда важнее был ещё один момент, на который обратил внимание Чернов. По словам адвоката Татишевых, в ходатайстве Токмади об УДО сказано, что он себя виновным не считает. Чернов по этому поводу обратил внимание на судебную коллизию, которая может возникнуть в случае отказа в их частной жалобе.

Коллизия такая: если выпустить Токмади по ходатайству, где сказано, что он невиновен, то тогда невиновным придётся признать и заказчика убийства — Мухтара Аблязова.

Сам Муратхан Токмади выступал дольше, чем адвокат потерпевшей стороны. Он в очередной раз заявил, что его подвергали пыткам. Причём пытками он назвал то, что первые пять лет заключения у него не было доступа к связи с семьёй.

«Нельсона Манделу так не наказывали!» — произнёс он.

Своё интервью Orda.kz Токмади тоже упомянул. Правда, по его словам, Чернов истолковал его неправильно. 

Вторым заметным моментом стал диалог Токмади с прокурором. Гособвинитель спросил: 

«Как вы относитесь с преступлениям, за которые отбываете наказание? Раскаиваетесь?»

На что Токмади ответил так:

«Конечно, я раскаиваюсь. Потому что покойный Ержан Татишев был мне очень близким другом. И я несколько раз пытался отговорить его от этой охоты. Так как я опытный охотник. Я раскаиваюсь в том, что я допустил его гибель. Я раскаиваюсь перед своей собственной семьёй, что больше семи лет они живут без меня и претерпели столько гонений и репрессий в свой адрес. Есть приговор суда, он в силе, его никто не отменял. Я там признан виновным, я хочу, чтобы вы меня услышали, господин судья».

На вопрос прокурора, пытался ли Токмади попросить прощения у семьи Татишева, тот ответил, что пытался встретиться с родителями убитого банкира, но натыкался на противостояние Еркина Татишева. 

Следующее заседание судья назначил на 16:00 12 сентября.

Заседание третье: ордена и приговор 

В третьем заседании главными героями можно назвать двух человек. Первый — это всё тот же Муратхан Токмади. Второй — Алпамыс Татишев. Сын убитого Ержана Татишева припомнил Токмади его слова о том, что пытками для него было отсутствие связи с семьёй. 

«На прошлом заседании осуждённый убийца жаловался, что для него пытки — это невозможность видеться со своей семьёй. А что тогда с нашей семьёй? Я своего отца никогда не увижу. Пытка — это всю жизнь быть с травмой в сердце! Пытка — это видеть, как убийца годами уходит от ответственности, годами играет с правосудием. И ни разу, ни разу, не раскаивается в преступлении», — сказал Алпамыс Татишев.

Токмади выступал после своих адвокатов, которые настаивали на том, что он получил право на УДО ещё 1 мая 2022 года. И на том, что у их подзащитного сейчас высшая положительная степень, которой не было в прошлом году. 

Дальше слово дали Токмади, и в его спиче нашлось место и трудовому пути, и Кантару, и вышеупомянутому Нельсону Манделе. Про последнего осуждённый снова вспомнил, потому что решил объяснить, почему он вообще вспомнил национального героя ЮАР на прошлом заседании. 

«Я не сравниваю себя с Нельсоном Манделой, он из 27 лет 25 просидел в одиночной камере. Но он не был лишён социальных связей. Он мог общаться с родственниками и соратниками», — сказал Токмади.

Кантар он вспомнил в контексте того, что в судах по Январским событиям выносили приговоры с условным лишением свободы, когда их фигуранты соглашались на сотрудничество со следствием. Имён Токмади не называл, но можно предположить, что намекал, например, на Самата Абиша, получившего восемь лет условно.

Ну и, наконец, про трудовой путь Муратхан Токмади говорил, чтобы подчеркнуть свои положительные характеристики. 

«За вклад в развитие нашей страны я награждён двум орденами, тремя медалями. И я не лишён их, как другие осуждённые за особо тяжкие преступления», — сказал он.

Но всю благостную картину, описанную Токмади, испортил одной фразой прокурор Азамат Рахымкожаев:

«Вчера Токмади был пойман с мобильным телефоном в тюрьме, несмотря на строгий запрет на использование телефонов в подобных учреждениях. Этот инцидент демонстрирует его продолжающееся пренебрежение правилами даже в условиях заключения».

Он же напомнил, что за время отбывания срока за Токмади зарегистрировано шесть взысканий.

Судья доводом стороны защиты и осуждённого лично тоже не внял. Алматинский областной суд постановил: решение суда Конаева отменить, а частную жалобу Татишевых удовлетворить. Судья пояснил своё решение, в частности, так: Муратхан Токмади не доказал своё исправление. 

Эпилог: сын

Алпамыс Татишев: 

«Мы довольны решением Алматинского областного суда. Мы считаем его справедливым, потому что условно-досрочное освобождение для преступников, совершивших заказное умышленное убийство, неприемлемо. Человек и его жизнь — высшая ценность государства. Правосудие обязано стоять на защите прав тех, чью жизнь цинично и хладнокровно отняли. Оно обязано осуществляться в интересах жертв преступлений».

Читайте также: 

Лента новостей

все новости