Нефть и уран перестают кормить Казахстан

cover Фото: Elements.envato.com

Торговля нефтью, рудой и ураном многие годы приносила Казахстану основную часть дохода от экспорта. Но эксперты указывают, что сейчас доходы от продажи сырьевых товаров начали падать, сообщает Orda.kz.

Аналитики Halyk Finance проанализировали статистику по внешней торговле Казахстана за первый квартал 2025 года. И у них возникли к ней вопросы, на которые у госорганов пока нет официальных ответов.

Начать стоит с того, что казахстанский экспорт ощутимо просел. По сравнению с первым кварталом 2024 года он снизился на 13,4 % (а импорт, напротив, вырос на 0,3 %). За январь-март Казахстан заработал на внешней торговле 16,3 млрд долларов — это на 2,2 млрд меньше, чем год назад.

Сильнее всего сократился экспорт сырьевых товаров, который много лет поддерживает экономику Казахстана. Он снизился на 14,4 % год к году. Экспорт промежуточной продукции тоже упал (–6,7 %). Правда, страна стала продавать за рубеж на 4,2 % больше готовой продукции, но здесь объём торговли заметно меньше, чем в сырьевом секторе (1,8 млрд долларов против 12,8 млрд).

С экспортом казахстанской нефти, по мнению аналитиков, творится что-то странное.

«Поставки нефти сократились как в стоимостном выражении (–21,2 % год к году), так и по физическим объёмам (–14 % год к году), несмотря на рост добычи в стране. Так, добыча нефти у КМГ увеличилась на 5,8 % год к году, в том числе за счёт расширения мощностей на месторождении Тенгиз. Такая разнонаправленность динамики вызывает вопросы, поскольку в нормальных условиях рост производства должен сопровождаться увеличением экспортных поставок. Мы не нашли официальных разъяснений по этому расхождению», — отметил аналитик Айдос Тайбекулы.

Экспорт руд и минералов за первый квартал упал на пять процентов. Спрос на железную руду на мировых рынках снизился, поэтому в начале этого года Казахстан продал за рубеж на 30 % меньше этого сырья в денежном выражении. Экспорт медной руды вырос, но всего на один процент. Казахстан также начал отправлять за рубеж больше пшеницы, однако объёмы этих поставок недостаточно велики, чтобы существенно влиять на общую статистику.

Ещё один стратегический ресурс Казахстана — уран и продукция из него — также сдаёт позиции.

«Значительное сокращение зафиксировано по полуфабрикатам для ядерного топлива — на 84 % год к году как по стоимости, так и на 80 % по физическому объёму. Вероятно, на сокращение продолжает влиять дефицит технологических компонентов, возникший ещё в прошлом году»,указывает Айдос Тайбекулы. 

Впрочем, есть и позитивные моменты: за первые три месяца 2025-го Казахстан стал экспортировать больше металлопроката (+9 % год к году), машин и оборудования (+12,9 %), ювелирных изделий (+18,9 %), а также растительных масел и жиров (+80 %).

И всё же это скорее ложка мёда в бочке дёгтя, резюмируют в Halyk Finance.

«На фоне сокращения экспорта профицит внешней торговли снизился на 39 % год к году — с 5,6 млрд до 3,4 млрд долларов. Для сравнения: по итогам первых двух месяцев 2025 года снижение составляло 36 %. Согласно нашей классификации, несырьевой торговый баланс остаётся дефицитным и несколько ухудшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до –8,2 млрд с –8,1 млрд долларов». Айдос Тайбекулы 

Тем временем Казахстан в шаге от нового рекорда по добыче нефти — и можно надеяться, что это всё-таки повлияет на объёмы сырьевого экспорта.

Читайте также:

Лента новостей

все новости