Небо и земля: что увидел журналист Orda.kz в новом терминале аэропорта Алматы

cover Фото Orda.kz

Новый терминал аэропорта Алматы официально открылся 1 июня. На следующий день после визита туда Касым-Жомарта Токаева. Правда, заработал он, так сказать, не до конца. В первые дни он принимал лишь несколько международных рейсов. Но к 13 июня терминал заработал в полную силу. Или в не в полную? Чтобы это выяснить, журналист Orda.kz отозвался на приглашение администрации аэропорта отправиться в пресс-тур по новому терминалу. 

Перегрузка и усадка 

Новому терминалу аэропорта Алматы впору давать дать имя собственное «Долгожданный». Потому что сначала ждали, когда его начнут строить. А в последние три года — когда построят. И 1 июня он начал работать, причём, как подчёркивали в администрации аэропорта, с опережением. Потом что изначально открытие планировалось на август. Журналисты Orda.kz в тот же день прогулялись по новому терминалу. Но, естественно, только по зоне ожидания. 

 С тех пор прошло 25 дней. Как рассказал новый президент аэропорта Алматы Гокер Косе, за это время через терминал прошло 200 тысяч человек. И как минимум часть из них высказывала претензии по поводу работы аэропорта. Были недовольства очередями, тем, что в новый терминал прилетали не все рейсы, что плохо работают эскалаторы и багажные ленты и т. д. А недавно в Сети вообще появились сообщения, что в новом терминале уже потрескались стёкла. А людям говорили, что терминал выдержит 10-балльное землетрясение.

Но Гокер Косе ничего страшного в этом не видит. По его словам, стёкла трескаются из-за постепенной усадки здания, а проблемы с электрооборудованием возникали из-за сбоев с электричеством. А они, в свою очередь, возникли из-за спешного перевода международных рейсов в новый терминал. А это потребовалось из-за перегрузки старого терминала — по словам Гокера Косе, при пропускной способности в два миллиона пассажиров через старый международный терминал в прошлом году прошло около пяти, а через весь аэропорт — более девяти. В общем, потому и торопились. И приезд президента тут совершенно ни при чём. 

Президент международного аэропорта Алматы Гокер Косе. Фото: Orda.kz

Мы, кстати, не просто так часто упоминаем нового президента аэропорта Алматы. Он лично выступил в качестве экскурсовода и водил по нему журналистов. И лично же показывал, что в нём нового:

«В новом терминале выросло число стоек регистрации: их было 28, стало 50. Причём шесть из них электронные — пять обычных и одна для людей с инвалидностью. Увеличилось число стоек паспортного контроля. Теперь их 20 на вылет, 32 на прилёт. Из них две стойки электронные и ещё две откроются в ближайшее время», — рассказывал Косе, чем новый терминал лучше старого.

Особое внимание президент аэропорта уделил теме багажа. Что неудивительно, учитывая количество возмущений в Сети, как много проблем возникает с получением чемоданов в аэропорту Алматы. Багажных лент в новом терминале столько же, но общая их длина в четыре раза больше.

«И если в старом терминале применялся ручной контроль багажа, то здесь он автоматизированный», — подчеркнул Гокер Косе.

Журналистов даже допустили в зону сортировки. Правда, объяснив это стерильностью зоны, довольно быстро попросили её покинуть. Поэтому в чём именно проявился автоматический контроль, было не до конца понятно. К тому же, без ручного труда и здесь не обходится. На глазах журналиста Orda.kz работник аэропорта закидывал чемоданы на багажную ленту. 

Всё ещё будет

Но надо отдать должное: новый терминал реально просторнее старого. Об этом свидетельствуют как цифры (старый терминал был площадью 21 000 кв. м, а новый — 53 000), так и общее ощущение. 

«Я как только зашёл, у меня первая мысль: "Ого, какой большой! Круто!" В старом было теснее, а этот как-то и больше, и современнее, что ли», — оценил новый терминал пассажир по имени Максат, с которым пообщался журналист Orda.kz.

Правда, сейчас эта «воздушность» воздушной гавани ощущается ещё и из-за того, что в новом терминале не так много торговых точек. В первую очередь в зоне ожидания. Например, часть зала на втором этаже закрыта баннером с надписью «Вкусная еда совсем скоро». 

На этом фоне вспоминается ещё один недавний скандал, когда с сервиса по заматыванию чемоданов в плёнку за годовую аренду их небольшого пятачка в старом терминале просили почти 100 миллионов тенге. Журналист Orda.kz поинтересовался у Гокера Косе, как будет формироваться ценовая политика аренды в новом терминале. 

«Всё будет зависеть от конкретного арендатора, арендуемой площади, расположения внутри терминала. Но в любом случае цены будут соответствовать мировым стандартам», — сказал президент аэропорта Алматы.
Фото: Orda.kz

Зато Косе довольно много говорил о зоне Duty Free, которых в новом терминале сразу две: и в зоне вылета, и в зоне прилёта. 

«Это самая большая зона Duty Free в Казахстане и одна из самых больших в Центральной Азии. Здесь сейчас уже несколько точек продаж, и их количество будет расти в ближайшие месяцы», — не без гордости заявил Косе.

Вообще по аэропорту заметно, что в нём ещё много чего будет. Например, один из входов закрыт баннером с надписью «Техническое обслуживание». Аналогичный баннер закрывает одну из багажных лент.

А самое масштабное из ближайшего «будет» касается не только нового терминала, но аэропорта вообще. Речь о парковке, обновление которой должно завершиться к середине августа. По планам после сдачи в эксплуатацию в аэропорту будет почти 1300 парковочных мест, что на 400 мест больше, чем до реконструкции.

Фото: Orda.kz

Ещё сейчас началась реконструкция старого терминала, который перешёл на приём исключительно внутренних рейсов. Предполагается, что после обновления он сможет принимать до семи миллионов пассажиров в год. И по итогу через два терминала планируется пропускать около 13 миллионов человек. 

Фото: Orda.kz

 Из самых же отдалённых планов — это реконструкция инфраструктуры, связанной с обслуживанием самолётов. Она распланирована до 2028 года. Речь в том числе о восстановлении основной взлётно-посадочной полосы. По словам Гокера Косе, та полоса, что сейчас используется как рулёжная, вообще-то должна быть основной. 

Фото: Orda.kz

В общем, как пела Алла Пугачёва: «Знаешь, всё ещё будет». И как она пела в другой песне: «Ну а пока...»

«Честно говоря, мне сложно судить о вашем аэропорте, потому что я здесь только во второй раз. Я 20 июня прилетела в этот терминал из Душанбе и сегодня улетаю отсюда же. А вообще я из Украины. И если сравнивать этот аэропорт с душанбинским, то это небо и земля. В смысле, ваш аэропорт небо. А если с киевским "Борисполем", то небо уже он», — оценивает новый терминал пассажирка по имени Юлия.
Арт-объект «Қара шапан» на входе в аэропорт. Фото: Orda.kz

Что ж, значит есть к чему стремиться. Гокер Косе, к слову, тоже сказал, что в их планах только улучшение. Хорошие планы, надо сказать.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости