"Не вымогали, а просили в долг": в Алматы начался суд по делу супругов-журналистов Северных

cover Коллаж Orda.kz

Защита утверждает, что Наргиз Северная обратилась к актаускому меценату, предпринимательнице Зарете Фаталиевой с просьбой помочь им с мужем в решении квартирного вопроса. Гособвинение настаивает, что супруги вымогали у бизнес-леди 15 млн тенге, угрожая в противном случае устроить ей "чёрный пиар" в СМИ и соцсетях. Мнения сторон выслушал журналист Orda.kz.

В специализированном межрайонном суде по уголовным делам Алматы прошли предварительные слушания по громкому делу военного обозревателя газеты "Караван" Владимира Северного и его жены- блогера, в прошлом тележурналиста Наргиз Северной. Супругов подозревают в вымогательстве 15 млн тенге у актауской бизнесвумен в апреле 2023 года и 200 тысяч тенге у алматинского предпринимателя в июне 2019 года. Подсудимые не признают своей вины в предъявленных обвинениях по частям 2-й и 4-й статьи 194 УК РК ("Вымогательство группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере"). Они отказались от суда присяжных и вместе с адвокатами намерены добиваться оправдательного приговора, поскольку считают, что в деле нет ни одного убедительного доказательства их вины.

Подсудимые Наргиз и Владимир Северные и их адвокаты. Фото Orda.kz

 По версии гособвинения, в начале июня 2019 года Наргиз Северная увидела, как сотрудник кофейни Travelers Coffee полощет половую тряпку в раковине, предназначенной для мытья посуды. Она засняла этот процесс и затем выложила видео на своей страничке в соцсетях. Владелец кофейни Дмитрий Дремасов увидел неприглядное изображение и назначил Наргиз встречу. Далее супруги Северные стали угрожать предпринимателю публикацией негативных материалов в газете «Караван» и постов в соцсетях и потребовали в качестве отступных 500 тысяч тенге. Однако потерпевший Дремасов согласился отдать им только 200 тысяч тенге. 

Согласно материалам уголовного дела, второй потерпевшей стала Зарета Фаталиева –  исполнительный директор актауского ТОО «Берекет Ф», занимающегося производством молочных и хлебобулочных изделий, организацией общественного питания и обслуживанием в/ч в Мангистауской области. На предварительных слушаниях в суде гособвинитель Наиля Канатова не озвучила обстоятельств того, каким образом подсудимые узнали о существовании этого ТОО и почему они выбрали в качестве предполагаемого объекта шантажа именно Фаталиеву. На процессе сухо заявили, что журналист Владимир Северный публиковал в газете "Караван" материалы о деятельности "Берекет Ф", не соответствующие действительности. Последняя его критическая статья вышла 23 марта 2023 года. 

По версии обвинения, расстроенная бизнесвумен сама позвонила журналисту, чтобы узнать, с чем связана её травля в СМИ. 5 апреля 2023 года она встретилась с супругами Северными в одном из алматинских ресторанов, и они стали требовать у неё 15 млн тенге. Вечером 20 апреля 2023 года сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью департамента полиции Алматы задержали Владимира и Наргиз в ТРЦ DOSTYK PLAZA на глазах их троих детей. Наргиз задержали с поличным – при ней было 5 млн тенге. Как уверяют органы следствия, это был первый транш потерпевшей Фаталиевой подозреваемым вымогателям. 

Наргиз и Владимир Северные. Фото из личной странице Владимира в Facebook

Гособвинитель Канатова считает, что по делу собрано достаточно веских улик и вещдоков в отношении подсудимых. Благо потерпевшие тайком записывали все переговоры с подозреваемыми на диктофоны своих смартфонов, и эти аудиозаписи стали козырем обвинения. В случае признания вины супругам Северным грозит наказание сроком от семи до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Адвокаты подсудимых, напротив,  считают доказательную базу обвинения сырой. Они отзываются об уголовном деле, как о сфальсифицированном, а все обвинения называют голословными. По их словам, у Северных не было умысла на совершение вымогательства в особо крупном размере.

"Наргиз обратилась к Зарете Фаталиевой, известной в западном регионе страны бизнесвумен и меценату, за помощью в решении жилищной проблемы. 15 млн тенге предназначались для покупки квартиры Северными!" – заверяют в один голос адвокаты подсудимых.

Почему в таком случае следствие сочло это обращение как шантаж, покажут дальнейшие судебные разбирательства. На первом заседании защитники обратились к председательствующему судье Еркину Майшимову с рядом ходатайств. В частности, о признании недопустимыми доказательствами протокол выемки и осмотра телефона потерпевшей Фаталиевой  и протокол проведённой между нею и подозреваемой Наргиз Северной очной ставки от 21 апреля 2023 года. Дескать, эти следственные действия были проведены с грубейшими нарушениями уголовного законодательства.

Также адвокаты просят прекратить уголовное дело в отношении подзащитных за отсутствием события и состава преступления. А ещё они просят изменить Владимиру Северному меру пресечения с содержания под стражей на домашний арест или залог. По их словам, за четыре месяца пребывания в СИЗО у него возникли проблемы с сердцем и со слухом. 

Кстати, мы тоже обратили внимание, что Владимир плохо слышит: он часто отвечал невпопад на простые вопросы судьи. Но в целом и он, и Наргиз старались держаться бодрячком в зале суда, хотя заметно переживали и нервничали, когда слушали обвинительную речь прокурора. Силу и уверенность им придавали четверо адвокатов, которые активно и эмоционально парировали доводы гособвинителя  и приводили свои аргументы в защиту клиентов. 

"Уважаемый суд! Мой подзащитный является уважаемым человеком в обществе, известным журналистом, главой дружной семьи. На его иждивении находятся двое несовершеннолетних детей семи и 15 лет и престарелые родители жены. Владимиру исполнилось 60 лет, ему тяжело в силу возраста находиться в следственном изоляторе, поэтому я прошу смягчить для него меру пресечения. В качестве залога мы предлагаем автомобиль "Тойота Прадо", который находится у него в собственности. Оценочная стоимость джипа составляет 13 млн тенге", –  говорит адвокат Елена Жигалёнок.  

А вот её коллега Жанна Кусаинова сделала ставку  на очевидных, с её точки зрения, нарушениях процессуальных прав её подзащитной Наргиз. Она по полочкам разобрала все недостатки и упущения следствия, начиная с первого допроса своей подзащитной, и заканчивая квалификацией обвинения. 

"Уважаемый суд! Прошу признать недопустимым доказательством протокол очной ставки Наргиз с потерпевшей Фаталиевой от 21 апреля 2023 года, поскольку моя подзащитная на тот момент находилась ещё в статусе свидетеля с правом на защиту, а не подозреваемой. Обращаю ваше внимание, что у Наргиз не было на тот момент адвоката, поэтому брать у неё показания без участия защитника следователь не имел права. Это грубое нарушение процессуальных прав моей подзащитной! Я уже не говорю о том, что следователь по-своему истолковал распечатку телефонных переговоров Наргиз с Заретой. Просьбу о помощи он расценил как вымогательство. Хотя проведённая по моему ходатайству 25 августа независимая психолого-филологическая экспертиза и видео фонографическое исследование показали, что в разговоре нет ничего такого, что указывало бы на криминальный подтекст!" –  говорит адвокат.  

В целом, предварительные судебные слушания прошли спокойно, без скандалов и замечаний присутствующим в зале. Разве что техника один раз подвела: у секретаря произошёл сбой в компьютере, поэтому онлайн-связь с потерпевшей  бизнесвумен из Актау была на какое-то время прервана. Но её быстро восстановили, и заседание продолжилось. 

Обстановка в зале суда была спокойная. Фото Orda.kz

 В конце процесса судья Майшимов обратился к сторонам с вопросом об их отношении к ходатайствам адвокатов. Подсудимые, естественно, поддержали их, а прокурор с потерпевшими отклонили.

"Уважаемый суд! Предоставленные стороной защиты результаты независимой психолого-филологической экспертизы не были приобщены к материалам уголовного дела и не были признаны вещественным доказательством, поэтому они не могут рассматриваться в суде. По поводу меры пресечения для Владимира Северного: я прошу оставить содержание под стражей, так как он подозревается в совершении тяжкого преступления", – заявила гособвинитель Канатова.
Председательствующий судья Майшимов Еркин и гособвинитель Канатова Наиля. Фото Orda.kz

Прокурор Канатова не стала детально разъяснять свою позицию по каждому из заявленных пяти ходатайств адвокатов, чем вызвала их недовольство. Потерпевшие были эмоциональнее в высказываниях.  

«Наргиз на очной ставке подтвердила, что она написала негативный пост про нашу кофейню. Есть скриншот этого поста, есть запись наших переговоров, где понятно, что я никому ничего не должен, но с меня вымогают деньги. Доказательств по делу достаточно, чтобы понять, чем люди ( подсудимые – Прим. ред.) занимались. Они должны быть наказаны, в каком виде это уже решит суд», – заявил Дмитрий Дремасов.  
«Если адвокаты считают вымогательство 15 млн тенге не преступлением, тогда что они считают преступлением? Я считаю их ходатайства необоснованными», – резюмировала Зарета Фаталиева. 

Судья удалился в совещательную комнату для принятия решения. Позже он озвучил своё решение: в ходатайстве адвокатов отказать, назначить главное судебное разбирательство на 11 сентября. Единственным утешением для защиты стало то, что судья приобщил результаты независимых экспертиз, которые они инициировали, к материалам уголовного дела. 

От редакции

Мы будем следить за ходом судебных разбирательство по громкому делу наших коллег. Напомним, это не первый уголовный процесс по обвинению казахстанских журналистов и блогеров в вымогательстве в особо крупном размере. 3 февраля 2023 года специализированный межрайонный суд по уголовным делам №2 Сарыаркинского районного суда Астаны приговорил за это к девяти годам лишения свободы журналиста Махамбета Абжана. А 4 августа 2023 года суд Астаны приговорил к семи годам лишения свободы блогера Токбергена Абиева. В обоих случаях в делах фигурировала одна и та же сумма ущерба – 50 млн тенге. Потерпевшими выступили бизнесмены. 

Читать также:

Следствие по громкому делу супругов- журналистов Северных завершено;

Вымогательство, а не деловая сделка: блогера Абиева лишили свободы на 7 лет;

Ни свободы, ни слова: почему приговор журналисту Абжану вызывает вопросы?
 



Лента новостей

все новости