Не война, а конкуренция: когда в Казахстане появится государственный аналог Яндекс.Такси?

cover Коллаж Orda.kz

Оплата за поездку на такси в среднем выходит от 2000 до 3000 тенге. И это стало нормой для казахстанцев. А всё потому, что монополистом в сфере пассажирских перевозок стал российский гигант "Яндекс.Такси". Желание более низких цен для пассажиров и достойного оклада для водителей требует сильного конкурента на рынке. Orda.kz поговорила с Адилем Сулейменовым, директором ТОО "Silk Way monitoring", который хочет создать и безвозмездно передать государству аналог "Яндекс.Такси"

Всем уже привычный "Яндекс.Такси" появился в Казахстане в июле 2016 года. В своё время сервис стал новатором на казахстанском рынке, кардинально поменяв представление жителей страны о привычной форме заказа такси. В новостях семилетней давности с восторгом писали: "Сервис позволит быстро найти свободную машину без единого звонка диспетчеру", так, собственно, и оказалось. Только кто мог подумать, что свежий глоток новшества станет монополистом, сметающим на своем пути любых конкурентов.

Механизм не требует больших затрат

В 2021 году у Казахстана были попытки создать более конкурентную среду в сфере пассажирских перевозок. Тогда пытались внедрить китайского конгломерата DiDi к уже обосновавшимся на рынке агрегаторам – российскому "Индрайверу" и американскому Uber.

К сожалению, из-за меняющихся рыночных условий DiDi покинул Казахстан. А среди оставшихся компаний, казалось бы, только Uber не был агрегатором из России. Но в июле 2017 года «Яндекс» и Uber объявили о решении объединить сервисы такси в России, Беларуси, Казахстане, Грузии, Азербайджане и Армении. 

Примечательно, что государственных агрегаторов в стране никогда не было.

"В связи с практически полным отсутствием конкуренции на рынке "Яндекс.Такси" диктует свои правила и ставит завышенные расценки", – считает Адиль Сулейменов.

Его компания Silk Way monitoring сейчас создаёт и планирует безвозмездно передать во владение государства аналог платформы "Яндекс.Такси". По его мнению, IT-компании не должны брать деньги из бюджета.

Компания Сулейменова уже в 2019 году выиграла тендер от Комитета госдоходов по созданию навигационных пломб и стала национальным оператором. Эти пломбы нужны были для мониторинга за грузовыми автомобилями, которые перемещаются на территории Таможенного союза. Тогда компания выиграла открытый конкурс и предоставила свои услуги всего за 1 тенге, тем самым сэкономив бюджету миллионы.

Скриншот сайта goszakup.kz

По словам Сулейменова, идея создания аналога "Яндекс.Такси" появилась именно при создании платформы для мониторинга за грузовыми авто, ведь система схожа.

"Это такая же платформа, на которой движутся автомобили. Она представляет собой базу данных, которая собирает информацию от датчиков. Если у нас датчики – это пломбы в каждом грузовом авто, то у "Яндекса" – телефон. Таким образом они отображаются в виде точек на карте", – объяснил собеседник.

Сейчас компания Сулейменова уже не является нацоператором, ведь с 2022 года была введена система электронной счёт-фактуры. Но раз национальная IT-компания смогла за свой счёт создать схожую платформу для мониторинга за авто, что станет преградой при создании отечественного агрегатора такси?

"Не нужно думать, что когда поездка на "Яндекс.Такси" начинается, 20 рабочих лопатами закидывают уголь в топку или спутник выходит на орбиту. С технической стороны платформа "Яндекса" требует лишь работу серверов в центре обработки данных и широкополосный интернет", – говорит специалист.

Фото: Taxi.yandex.ru

Адиль Сулейменов добавляет, что комиссия, которую взимает "Яндекс.Такси" у водителей, несопоставима с техническими нуждами и возможностями агрегатора:

"На деле компьютерной программе всё равно, сколько поездок она обрабатывает. Для примера: бесплатные программы (Google maps, 2GIS) также прокладывают маршрут и ассистируют в процессе движения с учётом изменяющейся дорожной обстановки. Более технологичный отечественный онлайн-банкинг и то бесплатно осуществляет транзакции. Представьте, что за перевод 1000 тенге Kaspi Bank бы удерживал 200 тенге. Какое было бы возмущение у населения?"

К слову, комиссия «Яндекс.Такси» является самой высокой на рынке и составляет от 17 до 21% с учётом НДС. Об этом сообщили в Агентстве по защите и развитию конкуренции (АЗРК) в 2022 году. 

Потребуются полгода и 40 млн тенге

В 2022 году министр цифровизации, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдат Мусин заявил, что создание приложения вроде «Яндекса» требует миллиардных вложений. По его словам, создавать такое приложение только для Казахстана невыгодно. Это должен быть всемирно известный проект.

«Вы сами знаете, что DiDi хотел зайти на наш рынок, но не получилось. Сколько бы денег в Китае ни было, они не смогли составить конкуренцию «Яндексу». Это требует миллиардных вложений. Государство не может столько выделить, эти средства нужно взять у венчурных инвесторов», – сказал Багдат Мусин.

А сколько именно нужно средств и времени?

По словам IT-специалиста Адиля Сулейменова, для доработки отечественного агрегатора такси потребуется 40 млн тенге и полгода для реализации:

"Наша задача создать альтернативную национальную платформу такси и курьеров. Мы намерены доработать нашу платформу, добавить модуль со стороны пассажира и только потом передать её бесплатно государству. У нас есть готовые разработки, которые требуют вложений в 40 млн тенге, чтобы стать полноценным сервисом. Если взглянуть на это с технической стороны, тут нет ничего сложного, а с экономической же – это копейки. Остаётся лишь найти инвесторов".

Специалист планирует завершить проект и передать в руки Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК. Он считает, что контроль и ведение платформы агрегатора должны быть у госоргана.

Не объявлять войну, а создавать конкуренцию

На вопрос о конкуренции Сулейменов говорит, что боится повторить судьбу таких гигантов, как DiDi и Uber, которых беспощадно вытеснили из рынка. Однако добавляет, что необходимо делать шаги для создания здоровой конкурентоспособной среды:

"Обидно за наших соотечественников, которые работают на платформе за грабительские проценты. Уйти они тоже не могут, ведь альтернативы у них нет. Наша задача не объявлять войну "Яндексу", а создавать конкуренцию. Функционал нашей платформы может быть и послабее, но там не будет завышенных тарифов. Национальная платформа должна быть либо бесплатна для водителей, либо с минимальной абонентской платой. Поэтому таксистам будет выгоднее перейти на казахстанский аналог. Это и есть честная конкуренция".

В 2022 году Багдат Мусин заявил, что около 150 тысяч граждан Казахстана работают на платформе «Яндекс.Такси». С того же года комиссия за поездки начала увеличиваться, из-за чего в мае уже 2023 года водители из областей близ Алматы даже вышли на митинг. По их словам, «Яндекс.Такси» прекратил начислять гарантированные бонусы. 

«Помимо этого, заложенная комиссия в 21% за каждую поездку не сопоставима с прибылью. Если я заработаю 20 тысяч тенге в день, 10 тысяч уйдет на однодневную аренду машины, пять тысяч – на бензин, ещё три тысячи – на содержание авто. Остаётся две тысячи тенге. Чем кормить своих детей?» – отмечали таксисты.

Тем временем в пресс-службе «Яндекс Go» корреспондента Orda.kz заверили, что сервис работает в обычном режиме.

Деньги в местный бюджет

К слову, с завышенной комиссией и общим удорожанием стоимости поездок уже с декабря 2022 года разбирается Агентство по защите и развитию конкуренции. Антимонопольный орган продолжает расследование по сей день.

Но кроме монополизации рынка Адиль Сулейменов отмечает и проблему налогообложения.

"У водителей отсутствуют какие-либо фискальные аппараты, оплату посредством электронных карт взымают с пассажиров партнёры «Яндекса», которые переводят водителю на карту от физического лица. Таким образом налогооблагаемый оборот определяют «примерно», «со слов» самого "Яндекса". В случае, если "Яндекс" справедливо перейдёт на ежемесячную абонентскую плату, то и налогооблагаемый оборот можно будет более точно определять", – добавляет специалист.

Ранее Orda.kz проверила информацию, распространившуюся в соцсетях, о том, что Казахстан ежедневно выплачивает 1 миллиард тенге в виде комиссионных с «Яндекс.Такси» в Россию. И пришла к вердикту, что это на самом деле так.

Если верить официальному сайту компании, ежедневно каждый водитель (их в Казахстане более 150 тысяч) выполняет от 20 до 30 заказов. Средняя сумма каждой поездки, к примеру, в Алматы составляет от 1 500 до 2 000 тенге. Учитывая комиссию от 17 до 21% с учётом НДС. Несложными математическими вычислениями можно выяснить, что ежедневно от 1 млрд тенге начисляется в российскую копилку.

"Позиция Министерства финансов РК вызывает недоумение. Во многих зарубежных странах в судебном порядке деятельность иностранных агрегаторов такси ограничена в пользу национальных компаний. Местная компания платила бы все налоги в республиканский бюджет и все денежные средства оставались бы в Республике Казахстан и работали бы на местную экономику", – говорит Сулейменов.

Резюмируя он добавил, что надо сказать спасибо "Яндексу" за популяризацию приложений вызова такси, но на казахстанском рынке перевозчиков необходимы честная конкуренция и внедрение госаналога.  

Лента новостей

все новости