Старый Яндекс в новые руки: как смена акционеров гиганта повлияет на Казахстан

cover Фото: yandex.ru

Недавно стало известно, что российский «Яндекс» в ближайшее время может попасть в новые руки. Предложения о покупке 51% акций уже сделали российские миллиардеры, тесно связанные с кремлевской верхушкой. Кроме этого, международные представительства некоторых сервисов "Яндекс" станут самостоятельными. Orda.kz решила разобраться, что это за сервисы, как это повлияет на Казахстан и местных пользователей

Кому будет принадлежать IT-гигант

"Яндекс" – крупнейшая российская компания в отрасли информационных технологий. Компания называет себя транснациональной, то есть владеющей производственными подразделениями в нескольких странах. Основное юридическое лицо Yandex N. V. зарегистрировано в Нидерландах в 2004 году. На такой шаг основатели фирмы Аркадий Волож и Илья Сегалович решились, чтобы иметь возможность продавать акции на бирже Nasdaq и привлекать инвесторов. Но торги были приостановлены 28 февраля 2022 года. Предположительно, после военных действий на территории Украины. 

Фото: yandex.ru

25 мая на официальном сайте компании была опубликована информация о том, что "Яндекс" получил от потенциальных инвесторов заявки на покупку различных пакетов экономической доли в компании. Если верить информации Bloomberg, среди них есть российские миллиардеры Владимир Потанин и Вагит Алекперов, которые борются за 51% акций. К слову, Потанин – бывший первый заместитель председателя Правительства РФ. Алекперов же экс-глава (с 2022 года из-за введённых против него санкций – Прим. ред.) российской нефтегазовой компании «Лукойл». Потанин также находится под санкциями Великобритании и США. 

По официальной информации самой компании, все заявки будут проверены на соответствие санкционным ограничениям. IT-гиганта целиком оценили в 500–600 млрд рублей, или 7–7,5 млрд долларов. 

Но несмотря на продажу мажоритарной доли акций, важно понимать, что потенциальные инвесторы покупают только экономическую долю в компании. Голосующий контроль остаётся за менеджментом.

"Новые экономические инвесторы не будут иметь контроля над компанией. Как и при текущей корпоративной структуре, контроль сохранит за собой менеджмент "Яндекса", – пишут на сайте.

Как и было до этого времени. Если посмотреть данные об акционерах "Яндекса" сейчас, можно заметить, что основной акционер компании – LASTAR Trust. Это семейный траст основателя «Яндекса» Аркадия Воложа. Семейный траст больше не имеет права голоса в компании: в 2022 году он передал свои права голоса независимым членам совета директоров компании. В свободном обращении находится 46,5% голосующих акций и 87,9% акционерного капитала.

Акционерная структура "Яндекс" / Скриншот страницы официального сайта

Как изменится ситуация теперь, ещё непонятно. 

"Окончательное решение о потенциальном составе экономических инвесторов пока не принято. "Яндекс" раскроет все детали, включая список экономических инвесторов, когда это будет возможно", – говорится в заявлении.

Сервисы "Яндекс" станут самостоятельными

В заявлении была ещё одна важная информация для международных подразделений "Яндекса". 

В нём уточнили, что бизнесы автономных автомобилей, облачных технологий, образовательных сервисов и платформы по разметке данных останутся на российском рынке и продолжат работу. Но их международные части выделят в самостоятельные компании, которые будут контролироваться Yandex N.V. То есть нидерландским основным юрлицом.  

Это будет означать, что международные части не будут зависеть от российского подразделения и не столкнутся с гнётом вторичных санкций. Однако Казахстану радоваться рано и пока нечему. Ведь в списке бизнесов, вышедших в свободное плавание, лишь беспилотники, которые используются чаще всего в России, Израиле и США, облачная система и образовательные сервисы.

Они, в свою очередь, представляют собой онлайн-платформы, у которых число пользователей гораздо меньше, чем других сервисах "Яндекс". К примеру в 2022 году число клиентов облачного хранилища Yandex Cloud во всём мире составило лишь 24 тысячи. В то время как число активных пользователей "Яндекс. Такси" в концу 2022 года перевалило за 40 млн. 

Точных данных о том, какой процент от этого количества клиентов составляет казахстанский пользователь, нет. Но нетрудно догадаться, что тем же "Яндекс. Такси" в Казахстане пользуются чаще, чем образовательной или облачной системой. 

Миллиарды тенге в российскую копилку

В Сети также недавно появилась информация о том, что, по оценкам аналитиков, Казахстан ежедневно выплачивает 1 миллиард тенге в виде комиссионных с «Яндекс. Такси» в Россию.

Суммы, конечно, астрономические, но если углубиться, то всё сходится. 

В 2022 году министр цифрового развития Багдат Мусин отметил, что около 150 тысяч граждан Казахстана работают на платформе «Яндекс. Такси». Если верить официальному сайту компании, ежедневно каждый водитель выполняет от 20 до 30 заказов. Средняя сумма каждой поездки, к примеру, в Алматы составляет от 1 500 до 2 000 тенге.

При этом комиссия «Яндекс. Такси» является самой высокой на рынке и составляет от 17 до 21% с учётом НДС. Об этом сообщили в Агентстве по защите и развитию конкуренции (АЗРК) в 2022 году. 

Несложным математическими вычислениями можно прийти к вердикту, что представители "Яндекс. Такси" в Казахстане, на самом деле, выплачивают России от 1 млрд тенге в день 

Ранее у Казахстана были попытки создать более конкурентную среду в сфере пассажирских перевозок. Это и внедрение китайского конгломерата DiDi, другого российского агрегатора Индрайвер и американского Uber.

К сожалению, из-за меняющихся рыночных условий DiDi покинул Казахстан. А среди оставшихся компаний, казалось бы, только Uber не был агрегатором из России. Но в июле 2017 года "Яндекс" и Uber объявили о решении объединить свои сервисы такси в России, Беларуси, Казахстане, Грузии, Азербайджане и Армении. 

яндекс
Фото: Orda.kz

Таким образом, "Яндекс" продолжает оставаться монополистом на рынке пассажирских перевозок в Казахстане. Из-за чего цены на такси растут. В конце 2022 года АЗРК даже начал расследование в отношении "Яндекс Такси". Однако оно ни к чему не привело из-за отсутствия анализа. Сейчас антимонопольный орган продолжает расследование, но цены всё ещё остаются высокими, а комиссия выше максимальной рыночной на 36%. 

Из-за чего в мае 2023 года водители из областей близ Алматы даже вышли на митинг. По их словам, "Яндекс Pro" прекратила начислять гарантированные бонусы. 

"Помимо этого, заложенная комиссия в 21% за каждую поездку не сопоставима с прибылью", – отмечали таксисты.

Тем временем в пресс-службе «Яндекс Go» заверили, что сервис работает в обычном режиме. То есть с теми же монопольно завышенными ценами и тарифами.

Принимая во внимание все вышеуказанное, открытым остаётся вопрос о том, в силах ли Казахстан создать свой аналог агрегатора такси, не поддерживая ежедневными миллиардами российскую экономику. Или неудачный опыт даже китайских гигантов отпугнёт отечественного разработчика? 

Orda.kz разберётся в следующих материалах.

Лента новостей

все новости