Неслучайный сбой: что не так с системой оплаты в Казахстане?

cover stockphoto.com

В некоторых заведениях произошел сбой в работе со стороны оператора фискальных данных. Рестораны быстрого питания приняли удар первыми, а один из них уже успел закрыть точки общепита. В чём причина, и что это может значить, выяснял корреспондент Orda.kz.

Накануне вечером несколько сетей быстрого питания столкнулись с непредвиденными обстоятельствами. Из-за проблем с программными фискализаторами их работникам пришлось принимать только наличные деньги от своих покупателей. При этом чеки за оплаченные услуги они не выдавали.

McDonald’s закрылся

Причина - у крупнейшего из операторов фискальных данных произошёл сбой. Даже целая сеть популярных ресторанов быстрого питания закрылась в Казахстане.

«Сообщаем, что рестораны McDonald’s на всей территории Республики Казахстан были закрыты в связи с техническими неполадками со стороны оператора фискальных данных (ОФД)», – ответили в компании.

Примечательно и то, что проблема с чеками 4 июля появилась и в закусочных Salam Bro, BurgerKing и KFC. Консультанты из служб поддержки подтвердили нашему корреспонденту, что сбои были. Однако сейчас "фастфуды" работают без каких-либо накладок.

В Казахстане работают более 20 ресторанов McDonald's, расположенные в 6 городах: Алматы, Нур-Султан, Караганда, Костанай, Актобе, Атырау.

Кстати о "Маке": ресторан превратился из забегаловки в политического субъекта, о котором чаще стали говорить в контексте проблемы. Вот и российские СМИ не обошли стороной закрытие закусочной в Казахстане. На фоне своих трудностей с франшизой, соседи пишут про задержанного казахстанского бизнесмена Кайрата Боранбаева. Олигарх считается франчайзи McDonald’s в РК, Беларуси и нескольких регионах России. Пресса в РФ сообщает, что в его управлении всё ещё находятся 75 действующих точек.

Фискальная монополия

Впрочем, в нашем случае на деле оказалась замешана работа практически монополиста в фискальных делах на рынке страны.

Любой чек через единую систему проходит и фиксируется в Комитете государственных доходов. Без неё кассовый аппарат – это, фактически, "кирпич". Рестораторы, у которых сейчас всё в порядке с выдачей чеков, говорят, что в «Маке» следят за качеством продукции.

Иллюстрация nerohelp.info

В компании-операторе фискальных данных АО «Казахтелеком» нам ответили, что неполадки технического характера действительно были 4 и 5 июля. Сейчас их специалисты устраняют неполадки, но проблема не носит тотальный характер. Как нам ответили, «вполне возможно, что некоторые предприниматели просто не оплатили услуги ОФД».

Отметим и тот факт, что недавно в АО «Казахтелеком» прекратили сотрудничество с компанией, которая и выступала оператором их платёжной системы – ТОО «Инстант Пейментс». Принадлежит компания младшей дочери Елбасы Алие Назарбаевой. При расставании там уверили, что на абонентах это решение не отразится. Однако сейчас мы видим иную картину.

Кроме того, именно «Казактелеком» ещё в 2014 году пролоббировал запуск системы платежей, а с подачи правительства стал единственным оператором ОФД. Спустя время, на территории Казахстана появились ещё два оператора фискальных данных, но с гораздо меньшими возможностями: АО «Транстелеком» и ТОО «Кар-Тел». К слову, средняя оплата в месяц за услуги – 1500 тенге.

Какой системой пользуется «Казактелеком» сейчас, нам не ответили. Корреспондент Orda.kz направил официальный запрос в компанию из-за инцидента.

Стоит отметить, семья Назарбаевых и их люди везде расставили своеобразные кормушки. Речь идёт о РОП, ж/д билетах и т.д. Идея была одна: лишние прокладки из правильных людей между поставщиком и потребителем. Определённо, Новому Казахстану старая тенденция не нужна. Также не нужны монополисты на рынке, которые фактически могут управлять чужим бизнесом, непосредственно влияя на него изнутри.

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости