«Не дали запечатлеть историю»: фотографы и журналисты раскритиковали Игры кочевников

cover Фото: Максат Шагырбай

Завершились Всемирные игры кочевников в Астане. Соревнования привлекли внимание 1300 журналистов из 89 стран. Но несмотря на масштаб мероприятия, многие представители СМИ остались недовольны условиями работы на нём. Известные фотографы, операторы и журналисты ехали на Игры кочевников за красивой историей и картинкой, которую в конечном итоге получить сполна не удалось. Почему так произошло и какую роль в этом сыграли казахстанские силовики, разбиралась корреспондент Orda.kz.

Поначалу организация Игр кочевников очень напоминала Олимпийские игры: несметное количество волонтёров, спецодежда для прессы, аккредитационные бейджи и сразу несколько пресс-центров для оперативной работы СМИ. Аккредитацию можно было получить за несколько месяцев, для этого требовалось заполнить таблицу на сайте. Нужно было оставить личные данные, место работы и виды спорта, которые журналист собирается обозревать. 

Грандиозное открытие Игр кочевников проходило в «Астана Арена», но большинство журналистов, за исключением броадкастеров, обозревали его, сидя в пресс-центре, через экраны мониторов. Поскольку на открытии присутствовал президент Казахстана и ещё несколько важных иностранных фигур, выход на трибуны посторонним был запрещён. Многие наблюдатели за церемонией пожаловались в соцсетях на отсутствие билетов, хотя на трансляции было видно, что были свободные места.

Позже во время финала соревнований в кокпаре произошла стычка между казахстанскими и кыргызстанскими спортсменами. В первом тайме игрока из Кыргызстана дважды ударили камчой по лицу. В ответ кыргызстанская команда отказалась продолжать игру и решила покинуть поле. Обстановка накалилась, когда сотрудники СОБР вмешались в происходящее, пытаясь навести порядок, но вместо этого лишь усугубили конфликт.

Свидетелями этого стали десятки журналистов, включая кыргызстанских, которые назвали происходящее позором для организаторов. После этого силовики начали разгонять журналистов без объяснения причин. Представители СМИ пытались отстоять своё место на Играх, но тщетно. Освещать кокпар, кок бору и другие важные финалы состязаний с этого момента им разрешили только лишь с трибун, наполненных болельщиками.

В редакцию Orda.kz обратилось несколько представителей прессы, которые выразили своё недовольство по этому поводу. Фотограф Максат Шагырбай рассказал, что специализируется на кокпаре и других национальных видах спорта уже много лет. Его снимки с казахским колоритом много раз побеждали на конкурсах мирового уровня и становились экспонатами международных выставок. Он впервые столкнулся с тем, что силовики лишили его возможности запечатлеть историю в финальном поединке в кокпаре.

Фото: Максат Шагырбай
«Для того чтобы попасть на Игры кочевников, я пожертвовал своим здоровьем. Несколько дней я фотографировал кокпар и другие соревнования. Но в самый ответственный момент нам не позволили этого сделать. Десятки силовиков огородили нам доступ на места для съёмки. Мы собрались здесь, чтобы сделать красочные снимки и репортажи, но в объектив камеры попадали только правоохранители. Я был разбит», сказал Максат Шагырбай.
Болельщик на Играх кочевников в Турции в 2022 году (слева) и в Казахстане в 2024 году (справа). Фото: Максат Шагырбай

Но больше всего фотограф был поражён, когда увидел на одной из стен мурал с изображением лучника, который на 100 % повторяет его снимок.

Фото: Максат Шагырбай

Максат Шагырбай утверждает, что организаторы Игр кочевников не получали разрешения на использование его изображения, а это грубое нарушение авторских прав. 

Фото: Максат Шагырбай

Другой казахстанский фотограф, член академии художеств Казахстана Онгарбек Алхаров, в беседе с нами также удивился, почему на мероприятии международного масштаба, где ждали тысячу журналистов и фотографов, не учли элементарную вещь — зоны для фото- и видеосъёмки. По его мнению, такой подход позволил бы сохранить порядок и обойтись без конфликтов.

Фото: Турар Казангапов
«Ни в одном месте, включая ипподром и этноаул, не организовали место для прессы. Наших соотечественников и иностранцев просили не мешать, в общении со СМИ многие пренебрегали профессиональной этикой», сказал Оралбек Алхаров.

Негодование коллег поддержал ещё один известный казахстанский фотограф Турар Казангапов. Он заявил, что за долгие годы работы на спортивных мероприятиях, включая несколько олимпийских и азиатских игр, ни разу не сталкивался с такими действиями полиции, как на Играх кочевников.

Фото: Турар Казангапов
«Столкнуться с такой ситуацией было неприятно. Когда у нас пройдут ещё раз подобные соревнования, неизвестно. Важно понимать, что фотографии, которые создаются тут, — больше, чем просто снимки. Это признание, память, уважение и узнаваемость на международной арене. Мы как творческие люди упустили историю прямо перед носом, у себя же дома. Я несколько раз освещал олимпийские игры, где выступала наша страна. Там тоже были силовые структуры, но подобного нигде не происходило», сказал Турар Казангапов.

Он добавил, что если бы организаторы предусмотрели зону для прессы и обозначили бы её в виде скромной таблички или скамейки, то отстоять свои права перед строгой охраной, возможно, удалось бы.

Фотограф Ассоциации национальных видов спорта Мейрбек Тажкуранов также не в первый раз имел дело с национальными видами спорта и ждал Всемирные игры кочевников не меньше, чем Олимпиаду.

«Всемирные игры кочевников стали большим праздником для нас, на одном уровне с Олимпийскими играми, поэтому заинтересованы в нём были ведущие фотографы. Но радость от события продлилась недолго. Во время работы мы столкнулись с большими трудностями. С казахскими видами спорта мы работаем давно, поэтому знаем правила и тонкости работы с лошадьми и спортсменами. На бейдже у нас всех было указано, что нам разрешён доступ ко всем зонам соревнований, но в итоге его ограничили. Были случаи, когда силовики угрожали нам и даже оказывали на нас физическое воздействие. Я лично столкнулся с такой проблемой, когда вёл съёмку на тенге алу», сказал Мейрбек Тажкуранов.
Фото: Мейрбек Тажкуранов

Иностранные коллеги тоже не остались в стороне и выразили своё недовольство происходящим. Кыргызстанский спортивный журналист Бексултан Усеналиев дал нам комментарий в самый разгар событий.

«К сожалению, первый тайм омрачила ситуация с нашим игроком. Его дважды ударили камчой по лицу, на что не отреагировали судьи. А кыргызстанские спортсмены отреагировали и отказались продолжать игру. В этот момент наши стали уходить с поля... Президент федерации подошёл к судьям, они начали разбираться. В целом дежурная ситуация для этого вида спорта. Но суть в том, что мы, журналисты, начали этот момент снимать на камеру — и нас стали выгонять. Выгонять из зоны, где мы беспрепятственно ведём эфир уже несколько дней»,посетовал Усеналиев.

Официальных комментариев от Дирекции игр кочевников по этому поводу не было. Но в ответ на претензии журналистов к организаторам представители отвечали, что, к сожалению, не в силах вмешаться в действия силовиков и отстоять их интересы.

Закрытие Игр кочевников также было недоступным для зрителей и СМИ. Из-за сокращения бюджета на фоне паводков мероприятие прошло без пышных празднований, в протокольном формате и без зрителей. Церемонию закрытия зрители смотрели в прямом эфире казахстанских телеканалов. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости