Не берите в отпуск мошенников: как не стать жертвой туристических аферистов

cover Фото: Pixabay.com

Поддельные сайты, заниженные цены на отдых или срочная продажа «горящих» путёвок — ловушки, на которые ежегодно попадают тысячи казахстанцев. Как защитить свои финансы от киберугроз, и почему переводы между физлицами — это тревожный сигнал, рассказывает Сакен Нигмашев, PR-директор АО «Банк ЦентрКредит».

Фото: БЦК
На фото: Сакен Нигмашев, PR-директор Банка ЦентрКредит 

Наступил высокий сезон отпусков, люди активно бронируют отели, арендуют автомобили, покупают турпакеты. С точки зрения банка, чем опасен этот период?

— Число случаев мошенничества в сфере туризма возрастает в период отпусков, особенно летом — на фоне увеличенного интереса к поиску туров, авиабилетов и отелей. Одни мошенники создают копии известных сайтов по бронированию, чтобы похитить данные платёжных карт, другие активно рекламируют несуществующие дешёвые туры. Бывает, что по приезде турист обнаруживает совсем другой отель, а включённый завтрак — не предусмотрен. Кроме того, находясь за границей, путешественники подвержены дополнительным рискам — их могут обворовать, или они могут потерять карту.

Почему именно в сфере туризма активизируются мошенники? Есть ли данные, как часто в таких случаях задействованы банковские переводы?

— Как правило, в этой сфере цена решает все. Чаще всего мошенники запускают рекламу с дешёвыми ценами на туры под видом срочной распродажи. Продают по 50-100 туров и исчезают. Оплату, как правило, просят перевести либо на карту, либо передать наличными. Понимаете, в этот момент получается, что одно физлицо переводит деньги другому физлицу — а так быть не должно. Это уже может считаться просто добровольным переводом, который ни к чему не обязывает получателя. От этого, кстати, в первую очередь страдают добропорядочные турфирмы. Иногда мошенники используют их логотипы, а в личных переписках представляются сотрудниками, обещая персональные скидки: если тур оплатить напрямую, а не через кассу турфирмы.

Какие схемы обмана с платежами сейчас наиболее распространены в сфере туризма?

— Чаще всего люди, которые ищут туры или билеты, обращаются в разные онлайн-сообщества, например, в телеграм-каналы. Пишут, что находятся в поисках тура по определённой стране. После этого им начинают поступать личные сообщения с рекомендациями якобы от гидов или турагентов. Во многих случаях это оказываются мошенники: они обещают дешёвые авиабилеты или туры, получают оплату в формате p2p-перевода и перестают выходить на связь.

 На что должен обратить внимание клиент, чтобы не попасть на поддельный сайт бронирования или фальшивое объявление?

— Лучше всего перепроверять веб-сайты через поисковики, изучать отзывы других пользователей. Искать как по названию (юридическое лицо), так и по ссылке, которую вам отправили.  Если, например, тур в среднем стоит 800 тысяч тенге, а вам предлагают его в два-три раза дешевле, то с большой долей вероятности это мошенничество. Конечно, бывают исключения — распродажи или спецпредложения — но в таких случаях, как правило, речь идёт о вылете в ближайшие один — четыре дня.

Какие «красные флажки» может заметить банк, чтобы остановить подозрительную операцию?

— Банки используют алгоритмы машинного обучения для анализа шаблонов транзакций и выявления аномалий. Например, если клиент ежедневно совершает покупки на одну сумму, а затем неожиданно пытается потратить сумму больше, чем обычно, система может зафиксировать это как подозрительное событие. Я сам с этим сталкивался: находясь за границей, получил звонок от банка, чтобы подтвердить, действительно ли я совершаю эту покупку.

Есть ли у банков механизмы возврата средств, если человек стал жертвой мошенников при бронировании?

— Это называется диспут, то есть спорная ситуация. С заявлением необходимо обратиться в банк и в правоохранительные органы. После этого будет организована проверка. Каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке, потому что ситуации разные — у кого-то украли телефон, кто-то оставил свою карту в ресторане, кто-то сам мог случайно передать код доступа для удалённого подключения к Apple Pay или Samsung Pay на стороннем устройстве. Если речь идёт о мошенниках, которым вы перевели деньги за несостоявшийся тур, то в таком случае остаётся только обращаться в правоохранительные органы.

Стоит ли использовать виртуальные карты или отдельные счета для онлайн-платежей, особенно при оплате туруслуг?

— Однозначно, да. Для покупок в интернете лучше открывать отдельную карту и пополнять её только на сумму покупки. 

Также я рекомендую, находясь за границей, не пользоваться основной картой — той, на которую, например, приходит зарплата. По возвращении в Казахстан при малейших сомнениях, что кто-то мог получить доступ к данным вашей платёжной карты (номер, CVV и т. д.), стоит перевыпустить её. Самый главный риск в поездках представляют банкоматы и оплата в торговых точках, где просят именно физическую карту, а не бесконтактную оплату через Apple Pay или Samsung Pay.

Если карту украли, то немедленно заблокируйте её через мобильное приложение и свяжитесь с банком. Если за рубежом украли телефон, также нужно срочно связаться с банком любым доступным способом, подтвердить личность и попросить заблокировать счета, карты и доступ к мобильному приложению. Это очень важно, потому что злоумышленники могут разблокировать устройство и получить доступ к приложению и к вашим деньгам. 

Какие действия должен предпринять клиент, если он понял, что попал на мошенников? Можно ли что-то сделать сразу после перевода?

— Обратиться в банк, сообщить о случившемся и в правоохранительные органы. Только так. 

Какие практические шаги вы порекомендуете для путешествующих за границу? 

— Не привязывайте свою карту к личным кабинетам сервисов по бронированию отелей и других туристических платформ. Да, это может упростить процесс, особенно если вы часто путешествуете, но есть и обратная сторона — оплата может пройти моментально после бронирования, а вы, возможно, предпочли бы оплатить по факту заселения.

Рекомендую использовать мультивалютную карту. Мы предлагаем своим клиентам FX-обменник внутри мобильного приложения bcc.kz с выгодным курсом. Вы просто выбираете нужную валюту и покупаете её в пару кликов. В путешествиях вы используете счёт в зависимости от страны пребывания — например, в Европе вы можете использовать евро, в других странах — доллары США или местную валюту (дирхамы, юани и т. д.). Это позволяет избежать дополнительных расходов при конвертации с каждой транзакции.

Если арендуете машину, то проверяйте все требования. В некоторых странах могут потребовать международные водительские права. Если их нет, страховой взнос может быть выше обычного или, что важно, невозвратным.

Откройте кредитную карту. Это удобно, так как во многих отелях и сервисах по аренде машин требуется депозит. Лучше, чтобы сумма блокировалась с кредитного лимита и возвращалась в тот же день. Если же оплата будет списана с дебетовой карты, возврат может занять до 30 дней.

В целом самое главное — это сохранность личных данных и соблюдение базовых правил безопасности: не переходить по подозрительным ссылкам, проверять легальность деятельности турагентов, периодически менять пароли и обязательно следить за тем, не появилось ли в мобильном приложении подключение сторонних устройств.

Читайте также:

Суд в Алматы вынес приговор владелице Guru Tours 

Дома-призраки: как в Казахстане мошенники предлагают отдых в несуществующих глэмпингах

Лента новостей

все новости