Нефтедобывающая компания North Caspian Operating Company (NCOC) запланировала строительство двух 56-километровых каналов по дну Каспия — подрядчик уже определен.

Как передает Orda.kz со ссылкой на «Ак Жайык», проект уже согласован и определен подрядчик работ. Им стал ТОО «Спецмонтажстрой» (СП с участием казахстанской BI Group, греческой Archirodon и голландской Van Oord).

Как стало известно, проект МСК разделен на две очереди строительства: Западный подходной канал до острова D и внутрипромысловый канал, соединяющий остров D с беспилотными островами. Ширина канала составит от 80 до 115 метров. В проект также входит создание 10 разворотных бассейнов диаметром от 325 до 380 метров. Всего со дна моря будет вынуто свыше 18,5 млн кубометров грунта.

Работы запланировано провести с 2021 года до конца 2022-го.

Назревает экологическая катастрофа: дно Каспия всё же будут рыть

Напомним, что с 2005 года в северо-восточной части Каспий обмелел на площади более пяти тысяч кв. м. Море отошло, а на мелководье образовались островки и заливы. Уровень воды снизился аж на 1,5 метра.

Снижение уровня моря усложнило добычу нефти и стало реальной проблемой для компании NCOC. По словам директора департамента по здоровью, труду и защите окружающей среды NCOC Нураша Ажигалиева, после 2019 года использование барж для компании стало невозможным.

-Мы успели завезти баржи на острова. В 2020-м у нас почти полгода не было доступа к сателлитным островам. А там наши основные добывающие скважины.

Вот специалисты компании и нашли решение — углубить дно Каспия путем прорытия каналов. По словам координатора проекта Оксаны Голуновой, для обслуживания морского комплекса изначально рассматривались несколько вариантов:

  • суда и баржи на воздушной подушке/вспомогательная инфраструктура;
  • сухопутные транспортные пути (эстакады) до производственных островов;
  • морские судоходные каналы (МСК).

– Эти варианты были рассмотрены индивидуально и в комбинациях, чтобы определить оптимальное долгосрочное решение. И был выбран проект МСК, поскольку только каналы являются решением данной проблемы и дадут возможность провести капремонт в 2022 году, – сказала Голунова.  

Назревает экологическая катастрофа: дно Каспия всё же будут рыть

Но экологи и общественники бьют тревогу — Каспий может повторить печальную судьбу Аральского моря. 

По мнению эколога Лауры Маликовой, из-за углубления дна донные отложения будут разрушаться.

– Когда выкапывается грунт, это может повлиять на флору и фауну. Рыбе, возможно, придется уходить на глубину, чтобы найти себе пропитание. Также это может привести к загрязнению воды в той части, где будут проводить углубительные работы. Это может привести к ухудшению качества воды, – убеждена эколог.

Она считает, что на проблему следует взглянуть глубже. Тенденция снижения уровня воды в Каспии будет продолжаться из-за серьезного обмеления Урала, который впадает в Каспий. Река уже начинает умирать.

Также была опубликована петиция «Спасем Каспийское море от экологической катастрофы». Авторы документа предложили наложить мораторий на любые работы по углублению дна и провести общественные слушания с участием местных исполнительных органов и NCOC. Петиция вызвала резонанс в соцсетях и СМИ, что вынудило консорциум все-таки провести «круглый стол» в онлайн режиме, чтобы ответить на вопросы.

Назревает экологическая катастрофа: дно Каспия всё же будут рыть

На этом «круглом столе» группа экологических активистов презентовала обращение к министру экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзуму Мирзагалиеву с требованием признать неправомочность и недопустимость прокладки морских судоходных каналов в акватории Северо-Восточного Каспия. По их словам, данная акватория является местом нагула морской ихтиофауны, зоной их миграционных путей и нерестовых  площадей. Кроме того, именно в этой зоне отмечаются пути миграции каспийского тюленя, а на островах  расположены их лежбища, места щенки и  отдыха.

-Общественность до сих пор не получила  полных  прогнозных данных по изменению уровня Каспийского моря на весь период нефтедобычи компанией NCOC до конца срока действия Соглашения о разделе продукции: это 2038 –й год. Насколько море будет отступать в своем регрессивном периоде, до каких пределов и как далеко уйдет от нынешнего своего уровня? В представленном проекте не представлены расчеты воздействия в целом на экосистему Северо-Восточного Каспия и влияния на гидрологический режим Каспийского моря, способность к самоочищению и саморегуляции, к восстановлению биоразнообразия, — сказала директор Центра эколого-правовой инициативы «Глобус» Галина Чернова.

Активисты требуют признать проект вредным и опасным с точки зрения сохранения и охраны окружающей среды региона:

  • отозвать все согласования и выданные министерством экологии, геологии и природных ресурсов РК разрешения по данному проекту ОВОС; отменить результаты государственной  экологической экспертизы по  проекту ОВОС «Морские судоходные каналы»;
  • добиться от компании разработки альтернативных предложений по развитию коммуникаций и  обеспечению логистики Кашаганского проекта с учетом строительства эстакад, дорог и пр.

Но в итоге, проект по рытью морских судоходных каналов уже согласован, контракт с подрядчиком подписан 15 марта. Кроме того, президент Касым-Жомарт Токаев на недавнем совещании по развитию Атырауской области говорил о полном освоении Кашагана, чтобы увеличить добычу нефти.

Поделиться: