Насилие и лицемерие: о чём на самом деле рассказывает фильм Балгабаева «Горгона»

cover

Вышедшая в канун Международного женского дня документалка «Горгона» за пару недель преодолела отметку в полмиллиона просмотров. Для казахстанского YouTube это очень много. Orda.kz поговорила с режиссёром фильма, который задел оголённый нерв общества: он рассказывает о сексуализированном насилии.

Ринат Балгабаев большую часть времени занимается PR-консультированием. Съёмки документальных фильмов для него — это и хобби, и призвание, и дело, в которое он часто вкладывает собственные деньги, а также способ указать обществу на проблему и начать её решать. Ранее Балгабаев снял фильмы о наркомании, лудомании и затрагивал тему сексуальных домогательств в Казахстане. Специалист по пиару рассказывает, что готовился к съёмкам «Горгоны» несколько лет, но в итоге попал в болевую точку в нужное время, хотя не планировал.

«Основные съёмки прошли осенью и зимой прошлого года: ноябрь, декабрь, январь. И последние смены я уже в конце января отснял. Потому что у нас было гораздо больше героинь, чем вошло в фильм. Часть историй не вошла, часть историй попросили героини из-за личных проблем не использовать».

То есть они сначала согласились, а потом отказались?

— Я их очень понимаю, потому что это тяжёлая тема. Мало кто может решиться в открытую говорить. У нас эта тема сильно стигматизирована. И даже после выхода фильма можно последить. Там есть комментарии, обвиняющие жертв. Эта тенденция сохраняется. Конечно, этот фильм в том числе был направлен на то, чтобы минимизировать такое осуждение.

кадр из фильма "Горгона" Рината Балгабаева
Кадр из фильма «Горгона» Рината Балгабаева

Получается активная фаза съёмок была в последние полгода?

— Да, верно. К сожалению, у нас насилие очень распространено в обществе, и в последние месяцы были очень громкие резонансные уголовные дела, связанные с гендерным насилием. Сейчас общество — как оголённый нерв, очень сильно восприимчиво к этой теме. И плюс фильм вышел в преддверии 8 Марта, который довольно лицемерно у нас празднуется. Вот эта тюльпановая кома, попытка откупиться за те проблемы, которые в течение года происходят.

А вы думали о том, сколько женщин посмотрят ваш фильм, вздохнут тяжело и дальше будут жить с партнёром или мужем-абьюзером?

— Я понимаю, что одним фильмом проблему не решить, но ничего не делать тоже нельзя.  Кто-то работает над законом о семейно-бытовом насилии, кто-то работает, чтобы законы исполнялись, активисты работают на ежедневной основе, общественные фонды работают с пострадавшими от насилия. Мне кажется, наше общество выросло за последние несколько лет. Оно сильно поменялось, и у него появилось обострённое чувство справедливости. И к пострадавшим, пережившим насилие, уже другое отношение. Есть большая поддержка. Я смотрю в комментариях и в репостах. Очень большая поддержка героиням. Меня это не может не радовать. И я вижу, что общество меняется. Я считаю, что это важная часть и важный результат моей работы. 

Ранее Ринат Балгабаев снял и опубликовал документальные фильмы «Не прикасайся» о сексуальных домогательствах, «Затмение» о постродовой депрессии у женщин, «Беги» о бытовом насилии, «Одержимость» о пристрастии к ставкам и азартным играм. Все они набрали сотни тысяч просмотров.

Вы сталкивались со странной реакцией на ваши фильмы?

— После каждого фильма мне в личку приходит очень много историй от людей, от которых я не ожидал услышать истории о домогательствах и насилии и так далее. Очень много историй, люди боятся это рассказать, они боятся обнародовать, но у них есть потребность поделиться с кем-то. Я считаю, что это одна из важных побед фильма «Горгона», что он помогает людям пережить насилие, жить дальше, облегчает их жизнь. Потому что последствия насилия на много лет растягиваются. А так я встречался только со странными и непонятными движениями во время съёмок фильма «Одержимость» о лудомании, но я так понимаю, там много заинтересованных лиц, но прямых угроз не было.  

А с агрессией сталкивались?

— Различные комментарии чаще всего направлены на какие-то придирки к героиням, попытки обесценить героинь. Часто в комментарии приходят мужики патриархальные и начинают всех винить во всём. Это нетипичные комментарии, их очень мало по сравнению с поддерживающими. Я на них особого внимания не обращаю, потому что и в фильмах о домогательствах это было, и в фильмах о бытовом насилии.

кадр из фильма "Горгона" Рината Балгабаева
Кадр из фильма «Горгона» Рината Балгабаева
«Меня беспокоит уровень агрессии в обществе. Например, резонансные последние случаи, которые вы знаете: это избиение водителя автобуса, которое привело к гибели пешеходов, нападение на водителя скорой помощи. Очень много таких вещей, которые я не понимаю. Не понимаю, почему это происходит, и пытаюсь это понять, и пытаюсь как-то на это повлиять».

А вы думали над тем, в чём корень этой агрессии?

— Агрессия порождает агрессию. Многие агрессоры жили в таких же семьях, они видели наглядный пример, плюс социальная неустроенность зачастую, алкоголь и так далее. В общем, совокупность проблем. Потом — лояльность общества к насилию, патриархальные устои.  Однако я не считаю, что это нерешаемые проблемы, в течение нескольких поколений они решатся.

Я просто сам часто думал о том, что иногда у нас что-то произнести, что-то назвать своим именем страшнее, чем так поступать и так делать.

— Если проводить параллели с моими фильмами, в том числе о финансовой грамотности, о финансовых пирамидах, о половом просвещении у меня есть фильм, который не так много просмотров набрал, но он очень важен. Если все их резюмировать, то одна из самых главных тем — это лицемерие. Лицемерие общества, когда мы декларируем какие-то высокие моральные ценности, нравственные ценности, культурные, но при этом за закрытыми дверями происходит насилие, происходят и воровство, и коррупция. Все эти неприятные вещи, которые у нас есть, происходят за закрытыми дверями, а снаружи мы декларируем, какие мы приличные, какие мы верующие, какие мы нравственные, какие мы замечательные.

А тяжело искать спонсоров для ваших фильмов?

— Да, к сожалению, спонсоров очень тяжело искать, потому что мои темы в большинстве случаев вызывают негативные эмоции во время просмотра. Для коммерческих брендов это зачастую неприемлемо. Они хотят, чтобы какие-то социальные проблемы решались, но у них строгие рамки. У частных, общественных фондов свои интересы, своя политика. Многие компании заточены на то, чтобы прежде всего заниматься собственным пиаром. Приходится участвовать в питчингах, ходить, просить. Фильм «Горгона» мне помогла снять структура «ООН-женщины», и им за это большое спасибо. Я был союзником He for She Центральной Азии. Это программа, которая делает мужчин амбассадорами для преодоления гендерного насилия, гендерного неравенства.

кадр из фильма "Горгона" Рината Балгабаева
Кадр из фильма «Горгона» Рината Балгабаева

А какие темы вы ещё хотите осветить?

— Я свои темы не скрываю. Хочу снять фильм о безопасности дорожного движения. У нас очень много людей гибнет на дорогах. Две с половиной тысячи человек гибнет в год, 25 тысяч раненых. Это не может не беспокоить. Мы как будто участвуем в какой-то незримой войне. Я много лет не могу финансирование найти. Также меня волнует тема прививок и антипрививочников. Уже четыре года я не могу найти финансирование. На меня выходят заинтересованные компании, но они фармакологические, а я не могу, не имею права брать у них деньги на такую тему. У нас вспышки инфекционных заболеваний, кори. Это результат антипрививочной пропаганды.

Какие ваши личные ощущения сейчас от развития казахстанского общества? 

— Это сложный вопрос, мы все живём в своих цифровых пузырях, в своём окружении. Если уже выходить в общество, я вижу, что очень много социальных, бытовых проблем, которые приводят к тому, что люди зачастую о высоком не думают. Общество — живой организм, оно сильно меняется и растёт. У нас много проблем, но и много солидарности во время общих бед. Потом, у нас молодое государство, именно с точки зрения среднего возраста населения. Я снимал очень много классных молодых ребят. Мне очень нравится образ их мышления. Они более свободные, они понимают нынешнее время, они понимают, что происходит. Они по-другому воспринимают мир. Я, конечно, не перекладываю на них ответственность, но мне кажется, что они будут жить по-другому.

Что бы вы в таком случае хотели пожелать казахстанцам?

— Самое главное, что я прошу от людей, — это быть немножко эмпатичнее, быть терпеливее друг к другу, соблюдать личные границы. У нас проблемы с личными границами внутри семьи, внутри коллективов, в обществе и так далее. Это всё потом выливается в какие-то конфликты, неумение слушать и слышать друг друга, какие-то недоговорки, когда люди не говорят прямо. Каждая такая маленькая вещь создаёт большой клубок проблем.

Фильм «Горгона» Балгабаева смотрели не только в Казахстане, но и в соседних странах. Это видно по многочисленным комментариям, и зачастую, по мнению людей, хуже насилия — только реакция правоохранителей, которым так же, как и обществу, надо срочно менять отношение в преступникам и их жертвам.

Читайте также:

Лента новостей

все новости