Налоговики и Вайпоинг ответили на обвинения в сговоре

cover Фото yandex.kz

Orda.kz опубликовала материал, в котором говорилось о том, что компания "Вайпоинг" с помощью Комитета госдоходов неофициально монополизировала рынок мобильных приложений по контролю за подакцизной алкогольной продукцией. После публикации поступили уточнения как от компании "Вайпоинг", так и от Комитета госдоходов.

Почему налоговики просили предпринимателей установить Wipon?

C 1 января 2016 года Законом РК «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» введена норма, обязывающая лиц, осуществляющих оборот алкогольной продукции, проверять подлинность учётно-контрольных марок (УКМ) с помощью специального портативного прибора.

На момент введения нормы, кроме Wipon, других систем сканирования не существовало.

Так прокомментировали ситуацию в ТОО «Вайпоинг»:

«В 2017 году на рынке РК не было других систем по сканированию УКМ, однако была норма, по которой необходимо было иметь прибор по сканированию УКМ, в связи с чем госорган призывал устанавливать систему Wipon».

Получается, условие, обязательное к исполнению, в законодательство ввели, а методы исполнения требования, кроме приложения Wipon Pro, рынок не предлагал. Было ли это совпадением или целенаправленным лоббированием интересов на уровне принятия законов – остаётся загадкой.

Тогда Комитет госдоходов сообщил предпринимателям, что Wipon Pro доступен для бесплатного скачивания до 31 августа 2017 года, а с 1 сентября абонентская плата будет составлять 8000 тенге в год.

Фото извещения Управления госдоходов по Алмалинскому району Алматы, 2017 год

В этом году впервые за пять лет цена Wipon Pro была увеличена до 12 тысяч тенге. Помимо установки приложения на смартфон, предприниматели могут установить систему на компьютер за 15 тысяч тенге в год и на терминал за 30 тысяч тенге в год.

Но рынок быстро «опомнился»: были разработаны другие приложения, к примеру Webkassa работает с 2018 года. На сегодня доступ к API-сервису по определению и распознаванию информации, считываемой с учётно-контрольных марок, получили: АО «Национальные информационные технологии», ТОО «SMT Union», TOO «Esepshi Development», ТОО «Центр устойчивого развития столицы», ТОО «Webkassa Development», ТОО «ИнфоСофтПром», ТОО «Sapa Software», ТОО «Digital Trade System», ТОО «Бухта.кз», ТОО «Вайпоинг».

А вот позиция Комитета госдоходов по вопросу о продвижении Wipon:

«Мобильное приложение Wipon не является обязательным для субъектов рынка алкогольной продукции, так как имеются альтернативные способы определения и распознавания подлинности УКМ».

Почему «рынок» – это хорошо?

Равные рыночные условия создают здоровую конкуренцию, которая, в свою очередь, приводит к более качественным продуктам за меньшую цену. Когда множество компаний имеют возможность произвести конкурирующие продукты, как это стало происходить сейчас, производители стараются друг друга «переплюнуть» и предоставляют потребителям широкий ассортимент товаров.

Например, тот же «Вайпоинг» запустил недавно бесплатную онлайн-кассу kassa.wipon.kz и сделал систему автоматизации бизнеса prosklad.kz бесплатной для бизнесменов.

Одним из примеров, когда госорганы вводят понятие новой системы в законодательство, но не форсируют её внедрение среди предпринимателей штрафами и позволяют развиваться естественной конкуренции – введение понятия ТИС.

ТИС – трёхкомпонентная интегрированная система, объединяющая онлайн-кассу, устройство для приёма безналичных платежей (терминал) и систему учёта товаров и услуг (ERP-система). Это понятие было введено в Налоговом кодексе в 2019 году. Применять ТИС могут ИП на «упрощёнке» или ИП на патентной системе налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, применяющие ТИС, могут получить налоговые преференции: для этих компаний увеличен порог по доходу за полугодие с 24 038 МРП до 94 086 МРП (288 млн тенге) и порог по НДС с 30 000 МРП до 144 184 МРП (441 млн тенге). Однако необходимо учесть, что это увеличение распространяется только на обороты, проводимые в безналичной форме (то есть путем расчётов с покупателями через банковские карточки) с использованием ТИС.

На сегодня уже существуют четыре продукта ТИС. На сайте Комитета госдоходов опубликован понятный реестр систем ТИС.

Единый реестр трехкомпонентных интегрированных систем

Чем отличаются акции «Гражданский контроль – требуй чек» от акции «Требуй чек – выиграй приз»?

В этом же материале корреспондент не разделил акции «Гражданский контроль – требуй чек» и «Требуй чек – выиграй приз», оператором которых большую часть времени выступал «Вайпоинг».

Перепутать акции нетрудно, цели у них одинаковые: повышение гражданской активности, воспитание правовой культуры граждан в вопросах защиты собственных интересов как потребителей товаров, работ и услуг, сокращение размеров теневой экономики.

Разобраться, чем же отличаются такие похожие акции, помог Комитет госдоходов:

«Акция «Гражданский контроль – требуй чек» и акция «Требуй чек – выиграй приз» – это разные акции.

Особенность акции «Гражданский контроль – требуй чек» заключается в том, что участники акции могут сообщить о фактах нарушения невыдачи фискального чека или отказа в приёме оплаты по платежным картам через бесплатное мобильное приложение WIPON CASHBACK, вложив видеоподтверждение, и получить вознаграждение на баланс телефона в случае подтверждения такого факта.

Акция «Требуй чек – выиграй приз» в настоящее время не проводится. Во время проведения среди участников акции определялись победители, которым вручались различные призы за проявленную активную гражданскую позицию».

Гражданский контроль – требуй чек

Акция «Гражданский контроль – требуй чек» действует с 12 мая 2020 года. В 2020 году акция проводилась на средства, выделенные в порядке спонсорской помощи АО «Казахтелеком».

В 2021 году на выплату вознаграждений в рамках акции «Гражданский контроль – требуй чек» из бюджета выделена сумма в размере 40,2 млн тенге (из них расходы оператора за проведение выплат-вознаграждений – 1,4 млн тенге).

19 октября прошлого года по итогам открытого конкурса на оказание услуг по выплате вознаграждений победителем стало ТОО «Вайпоинг». Учитывая смещение сроков, сумма договора в 40,2 млн тенге была уменьшена до 3,6 млн тенге (из них расходы оператора составили 125,4 тысячи тенге).

В 2022 году конкурс на определение оператора акции разыгрывается прямо сейчас. Сумма закупки – 37 млн тенге, расходы оператора составляют те же 4%, что и в предыдущем году. Единственная компания, которая подала заявку – ТОО «Вайпоинг». Возможно, другие компании не участвовали в конкурсе, потому что никто не сможет в течение 15 дней обеспечить готовность мобильного приложения, которое удовлетворит всем прописанным требованиям.

Требования к мобильному приложению для реализации акции «Гражданский контроль – требуй чек»

Требуй чек – выиграй приз!

Акция «Требуй чек – выиграй приз!» проводилась с 2015-го по 2020 год.

Финансирование акции осуществлялось за счёт бизнес-сообщества, в том числе НПП «Атамекен».

В 2016 году частной компанией Wipon было предложено проводить акцию через разработанное ими мобильное приложение, позволяющее отправлять фото чеков. Ежемесячно среди участников акции определялись победители методом случайного выбора, через специальный сервис генератора случайных чисел. Так было до 2019 года.

В 2019 году провели сразу две акции «Требуй чек – выиграй приз!»:

  • посредством мобильного приложения («Тандау»), оператором фискальных данных АО «Казахтелеком» разыгрывались смартфоны;
  • посредством мобильного приложения Wipon разыгрывались денежные средства на баланс мобильного телефона победителя от 200 до 5000 тенге. В акции участвовали чеки, выданные только через онлайн-кассу, так как в 2019 году завершался переход на онлайн-кассу.

В 2020 году акция вновь была проведена посредством мобильного приложения Wipon, а в 2021 году она не проводилась в связи с отсутствием финансирования.

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости