Как налоговики Казахстана частную компанию по контролю за алкоголем продвигают

cover Источник фото: nalogikz.kz

Корреспондент Orda.kz выяснил, как происходит контроль реализации алкоголя и каким образом компания «Вайпоинг» неофициально монополизировала рынок с помощью приложения, от которого нельзя отказаться.

Как происходит учёт и контроль реализации алкоголя

Законодательство в сфере регулирования производства и реализации алкогольной продукции за последние несколько лет претерпело ряд изменений. Больше всего от такой нестабильности страдают предприниматели – представители малого и среднего бизнеса.

С 17 апреля этого года отсутствует понятие «акцизные марки», теперь действуют только учётно-контрольные марки по алкогольной продукции.

Учётно-контрольная марка – специальная разовая наклейка с необходимыми элементами защиты установленной формы и содержания, несущая в себе информацию, предназначенную для идентификации алкогольной продукции (кроме вина и пива) с целью учёта и осуществления контроля за ее оборотом (кроме экспорта).

Закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции"

Изготовление учётно-контрольных марок, их доставку и выдачу производителям/импортёрам продукции осуществляет государственное предприятие «Банкнотная фабрика Национального банка Республики Казахстан». Для выполнения этих функций Банкнотная фабрика использует информационную систему «Контроль, учёт и выдача учётно-контрольных марок, акцизных марок и другой печатной продукции».

Предприниматели при хранении и реализации алкогольной продукции обязаны считывать маркировку специальными приборами, купленными за свой счёт, иначе последует штраф от 50 до 600 МРП.

Приборы идентификации учётно-контрольных марок – приборы с использованием программного обеспечения, определяющие идентификацию учётно-контрольных марок алкогольной продукции и осуществляющие передачу данных уполномоченному органу в режиме реального времени, с доступом к информационным ресурсам уполномоченного органа.

Закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции"

Правительство РК в 2015 году определило оператором данных с приборов учёта в сфере производства алкогольной продукции АО «Национальные информационные технологии» (АО «НИТ»).

АО «НИТ» в рамках функций оператора данных разработал API-сервис для взаимодействия с государственными данными. Через этот API-сервис контрольные приборы проверяют подлинность учётно-контрольных марок. В настоящее время к этому сервису имеют доступ 10 компаний: ТОО «Вайпоинг», ТОО «SMT Union», TOO «Esepshi Development», ТОО «Центр устойчивого развития столицы», ТОО «The Boss media group» ТОО «Digital Trade System», АО «Транстелеком» ТОО «ИнфоСофтПром», ТОО «Бухта.кз» и само АО «НИТ».

Это значит, что существует ряд программ, через которые предприниматели могут считывать учётно-контрольные марки: Wipon, Webkassa, E-Sapa, Smartkassa, Nurkassa.

Однако опрос среди владельцев малого бизнеса показал, что местные налоговики запрашивают установку именно программы Wipon. Большинство опрошенных коммерсантов не знали о существовании других систем идентификации, поэтому они сразу же приобрели программу Wipon, опасаясь штрафов.

Программа Wipon

Есть две программы Wipon: одна для реализаторов алкогольной продукции и одна для потребителей. Отличие в том, что для потребителя программа бесплатная, но с установленным лимитом – три проверки в день.

Владельцем продукта Wipon является ТОО «Вайпоинг». Стоимость программы раньше обходилась предпринимателям в восемь тысяч тенге, но с каждым годом цена растёт. Теперь абонентская плата за программу, установленную на терминал, составляет 30 тысяч тенге в год, на компьютер – 15 тысяч тенге, на смартфон – 12 тысяч тенге.

Источник фото: wipon.pro

На запросы редакции Orda.kz Комитет государственных доходов Министерства финансов РК ответил, что договор с производителем программы Wipon на разработку программного обеспечения не заключал, а компания разработала программу самостоятельно. Однако, согласно публикациям в СМИ 2017 года, опросу алматинских предпринимателей и комментариев бизнесменов на форумах, региональные управления государственных доходов требовали установить именно Wipon.

На фото представлены извещения 2017 года, в которых налоговая требует установить именно Wipon.

Коллаж: Orda.kz

Согласно информации Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК, в Казахстане 100 727 предприятий, которые могут реализовывать алкогольную продукцию. Сюда входят действующие предприятия, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, оказывающие услуги проживания и питания, развлечений и отдыха.

Допустим, что хотя бы четверть этих компаний прибрела приложение Wipon для одного ноутбука (15 тысяч тенге в год), то прибыль компании «Вайпоинг» составляет примерно 377 миллионов тенге в год. В реальности же предприниматели покупают программу для нескольких объектов (например, для терминала и телефона на одну точку продажи).

При этом размер выплачиваемых налогов компанией «Вайпоинг» значительно упал с 13 миллионов тенге в 2018 году до 180 тысяч тенге в 2020 году. Сумма налогов в прошлом году составила всего 499 тысяч тенге. Такой низкий уровень выплат связан с тем, что «Вайпоинг» стал участником технопарка Astana Hub 26 июля 2019 года и получает налоговые преференции.

Привилегиями участника Astan Hub также пользуется и аффилированная компания – ТОО «Bultech» (бывшее ТОО «Crypto Credence»), разработавшее другую программу для бизнесменов – Nurkassa. В стоимость Nurkassa входит программа prosklad для учёта товара, терминал, онлайн-касса и Wipon для считывания учётно-контрольных марок. На сайте Nurkassa сказано, что такой комплект обойдется в 19 950 тысяч тенге в год.

Источник фото: nurkassa.kz

На протяжении восьми лет в компаниях ТОО «Вайпоинг», ТОО «Protorg.kz» и ТОО «Bultech» неоднократно менялись учредители. Однако в совокупности это всего четыре человека: Дархан Оразалиев, Дамира Оразалиева, Жамиля Баймухамет и Рустем Султанмурадов.

Требуй чек – выиграй приз!

Комитет государственных доходов ежегодно проводит акцию «Требуй чек – выиграй приз!». Суть лотереи состоит в том, что покупатели должны скачать приложение Wipon и вносить в него фискальные чеки от покупок. Затем случайный компьютерный отбор определяет призёров среди отправивших чеки. В зависимости от года и региона призы варьировались от 1000 тенге на баланс телефона до автомобиля.

Кстати, в некоторых регионах можно получить вознаграждение, отправив в Wipon видеозапись, если предприниматель отказывает в выдаче чека.

Источник фото: gov.kz

Казалось бы, отличная идея: Комитет государственных доходов борется с теневой экономикой среди предпринимателей. Но по каким-то непонятным причинам налоговая опять рекламирует именно приложение Wipon.

Интересны хронологические рамки: акция стартовала в 2015 году, требование отправлять чеки через приложение Wipon появилось в 2016 году, а договор с компанией «Вайпоинг» на предоставление услуг оператора по проведению выплат-вознаграждений в рамках акции был заключён лишь в конце 2021 года. Сумма закупки составила 40 миллионов тенге (срок действия договора – около двух месяцев). Помимо указанной суммы, по условиям договора, «Вайпоинг» получает комиссию в размере 4% c каждого перевода вознаграждения.

Двойные расходы бюджета

Из государственного бюджета огромные суммы направляются на разработку и сопровождение информационных систем, которые потом не используются. О проблеме спонсирования программных обеспечений с одинаковыми функциями было сказано в заключении аудита «Цифрового Казахстана».

В области мониторинга реализации алкоголя такая же проблема. Например, АО «НИТ» (дочерняя организация холдинга «Зерде») разработал приложение «E-Sapa» для проверки подлинности учётно-контрольных марок, а также систему «Контроль, учёт и выдача учётно-контрольных марок, акцизных марок» для Банкнотной фабрики, при этом во владении налоговой также есть 14 информационных систем, среди которых числится ИС «Акциз» для контроля акцизной продукции. Почему Комитет государственных доходов, имея государственные системы по контролю реализации алкоголя, предпочитает продвигать продукт конкретной частной компании – остаётся загадкой.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости