Общественники и депутаты просят отменить утильсбор.

Сегодня в режиме онлайн, с 11 утра до двух часов дня, министерство экологии, геологии и природных ресурсов (МЭГПР) провело открытое совещание с активистами, представителями автомобильных сообществ, вторичной переработки и министерством индустрии и инфраструктурного развития (МИИР).

Санжар Бокаев, политолог и предприниматель, выступил в качестве первого спикера и задал тон совещанию.

«Если вам быстрее нужно отчитаться в администрации президента и выполнить вторую часть поручения главы государства, то хорошо, давайте придём к мнению, что 100 тысяч для легкового автомобиля хватает. Но давайте придём к мнению, что вся система «Оператора РОП» кривая, косая. Я предлагаю на полгода-год вообще от нее отказаться и пересмотреть механизмы утильсбора», – считает Бокаев.

Предприниматель продолжил, заявив, что уже четыре компании готовы подтвердить, что 100 тысяч тенге хватает для утилизации легкового автотранспорта, а грузовые автомобили и спецтехника не должны облагаться утильсбором.

Бокаев не смог продолжить участвовать в совещание. Его «выбросило» из конференции и далее он не появлялся.

Заявления Бокаева поддержали Владимир Дворецкий, представитель Союза промышленников вторичной металлургии РК. По его словам, они провели аудит и выяснили, что на утилизацию было выделено 100 млрд тенге, при этом на самом деле было затрачено лишь 10% от суммы.

Сериккали Брекешев, вице-министр МЭГПР РК, просит акцентировать внимание на теме совещания: «Я не могу сейчас сказать «Да, ребята были коррупционные схемы». Это тоже не будет правильно. Давайте сядем и обсудим это и тогда будем принимать решения».

Мейрам Тлеухан согласился с озвученной позицией и просил сначала внести ясность и провести расследование. На совещание он представил коррупционную схему и назвал конкретные имена, «которые нужно взять на карандаш». Брекешев положительно отреагировал на его предложение и попросил поделиться своими наработками, которые помогут в расследовании.

Представители международных перевозок просят отменить утильсбор, так как сейчас он мешает им стать конкурентоспособными на рынке: «Мы уступаем Узбекистану».

Леонид Кушнеров, директор ТОО «СП Кушнеров» тоже голосует за отмену утильсбора:

«Почему никто не думает про автобусы? Они у нас самые убитые. Международные и межгородские. По ним, огромная просьба, поднимите нас с колен по нулевой ставке. Хотя пассажиропоток в Казахстане с нелегалами и прочими очень высокий. 70% внутриобластных перевозок потеряно. Все смотрят на Астану, Алматы, где население миллион. А город Рудный? О каких автобусах за 30–40 миллионов там идет речь?»

Махсат Сактаганов, президент КазАТО, восклицает: «Стоимость утильсбора выше стоимости машин. Как это возможно?»

Участники совещания перебивают друг друга и просят обратить внимание на схемы утильсбора, которые не подстраиваются под конкретные типы машин и не учитывают их особенностей. Например, снегоходы и мотоциклы также подлежат утильсбору, хотя являются сезонными.

Мурат Амрин, представитель НПП РК «Атамекен», тоже предлагает разбить утильсбор по виду транспорта и по времени эксплуатации. И предлагает ввести рассрочку на утильсбор на 1–2 года.

Сериккали Брекешев отвечает, что утильсбор не будет распространяться на сезонную технику, например, снегоходы. Этот законопроект уже рассматривается.

«Мы уже в который раз собираемся и выслушиваем предложения общественников. Я считаю, что пора бы министерству индустрии и инфраструктурного развития представить свое видение по конкретной ставке. На сегодня я не услышал ничего нового и конкретного. Все говорят: либо отмените, либо снизьте. Хорошо, есть расчёты? Отправьте МИИР. Уже необходимо вынести на обсуждение конкретные цифры с расчётами, Марат Каримжанович», – заключил Брекешев.

Марат Карабаев, вице-министр МИИР, считает, что пока рано выводить какие-либо точные цифры, пока они не выслушают все стороны, в том числе производителей и импортёров.

Тимур Жаркенов, член правления ассоциации Союз промышленников и предпринимателей El Tigeri, считает, что сначала нужно провести тщательное разбирательство и рассчитать, сколько действительно необходимо, чтобы утилизировать тот или иной транспорт.

«Начинать надо с правды. Цены на сегодня взяты с потолка. Они просто посмотрели, сколько должен быть утильсбор, чтобы не никто не ввозил транспорт, и поставили эту цифру. Нужно рассчитать не с точки защиты каких-то олигархических групп, а реальную цену», – заявил он.

Жаркенов считает, что только у министерства есть все доступные данные и именно оно должно провести расследование. Только поступательными движениями можно будет понять, какую именно ставку нужно будет установить.

«Я готов, у кого есть конкретные, чёткие предложения, как исправить эти косые, кривые схемы, в очном формате приходите, решим. Я думаю, касательно ставок МИИР примет меры и скажет, что именно. Ещё раз, все ваши предложения будут приняты во внимание, по конкретным предложениям ждём вас в очной форме», – заключил Брекешев.

Реформирование утильсбора, за который отвечал «Оператор РОП», аффилированное с дочерью первого президента Алиёй Назарбаевой, поручил провести президент Казахстана во время выступления на заседании мажилиса.

Автор: Жасмин Ризабекова


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Поделиться: