«На Западном фронте без перемен»: не великое, но очень нужное кино

cover

Сегодня, 12 марта (в Казахстане будет уже утро понедельника), в Лос-Анджелесе состоится 95-я церемония вручения «Оскара». Номинированная в девяти категориях, включая «Лучший фильм» и «Лучший иностранный фильм», картина «На Западном фронте без перемен» выделяется ещё и тем, что это первая немецкая экранизация одноимённого произведения Эриха Марии Ремарка.

Этот роман считается одним из величайших в ХХ веке и одним из сильнейших антивоенных в истории. Сразу же после выхода книги в 1929 году она была экранизирована в Голливуде – режиссёром выступил Льюис Майлстоун, сам ветеран Первой Мировой войны (как и Ремарк). Много позже, в 1979 году, американцы сняли уже телефильм, режиссёром стал Делберт Манн. И вот к одной из самых трагичных страниц истории и к творению своего выдающегося писателя обратились сами немцы.

Постановщик Эдвард Бергер известен в том числе международными проектами вроде сериалов «Ваша честь» с Брайаном Крэнстоном и «Патрик Мелроуз» с Бенедиктом Камбербэтчем. Главную роль, 20-летнего немецкого солдата Пауля Боймера, попавшего в чудовищную мясорубку Первой мировой, сыграл молодой актёр Феликс Каммерер.

Отмечу, что новая экранизация – весьма вольная: например, в романе отсутствуют киношные сюжетные линии переговоров Германии и Антанты о перемирии в Компьенском лесу в 1918 году, а также немецкого генерала Фридрихса.

Ремарк, чьим альтер-эго является Боймер, писал именно о впечатлениях простого немецкого парня, неизмеримо далёкого от мира высокой политики, не понимающего, зачем и кому вообще нужна война и почему он и его товарищи должны убивать и умирать.

В фильме политическая линия была добавлена, судя по всему, в качестве попытки как-то оправдаться на страновом уровне, причём сразу за две развязанные Германией мировые войны. В сценарном смысле эта линия, пожалуй, наименее удачна. Возглавляющий германскую делегацию статс-секретарь Матиас Эрцбергер (в исполнении Даниэля Брюля) подчёркнуто показан как так называемый «хороший немец», открыто осуждающий генералов-соотечественников за их кровожадный милитаризм. Реальный Эрцбергер действительно был антимилитаристом и ратовал за прекращение войны, однако его экранное воплощение всё же выглядит утрированным, порой до абсурда. Когда он, воздев руку к небесам, говорит во время переговоров французскому маршалу Фошу: «Во имя человечества, давайте прекратим огонь!», возникает ощущение, будто это не Германия тогда напала на союзников, а наоборот.

В ту же копилку и акцент, сделанный на унизительных условиях капитуляции Германии в Первой мировой. Снова Эрцбергер пафосно говорит, что у этого «будут чудовищные последствия». Кажется, вот-вот он скажет: «Из-за этого и случится через 20 лет Вторая мировая!» Собственно, в обоих эпизодах есть доля правды, да и любая страна, снимая кино о болезненных эпизодах своей истории, вероятно, попыталась бы себя обелить, но оправдательный пафос слишком уж зашкаливает.

В главной же (и соответствующей роману) сюжетной линии о Пауле Боймере и фронте фильму – что важно – удаётся передать ощущение ужаса и абсурда войны как таковой. Здесь лента фокусируется на буднях немецких солдат, застрявших в бесконечной окопной войне на территории Франции. Непрекращающиеся артиллерийские обстрелы, газовые атаки, разорванные тела, вываленные внутренности, голод, грязь, кровь, гангрена – бесконечный и бессмысленный кошмар. В этой линии даже изменённые, в сравнении с романом, сцены удачно переписаны и драматургически точны (в частности, финал).

В визуальном плане, увы, бросается в глаза в целом, хоть и эффектное, но неровное и не самое логичное решение фильма. Камера оператора Джеймса Френда, тоже номинированного на «Оскар», периодически вроде хорошо работает на общее ощущение экспрессионистской, хаотичной природы войны. Безумие и распадающийся на части мир аутентично сняты дрожащими длинными кадрами без монтажных склеек. Однако иногда оператор словно забывает об этом и какие-то сцены снимает вдруг статично, к тому же слишком увлекаясь приёмом God’s Eye View (то есть видом сверху). В некоторых случаях (например, показ поля битвы) это оправдано, однако когда чуть ли не каждая вторая сцена завершается подобным образом, то начинает надоедать.

Не удалось избежать и злоупотребления чересчур «вылизанными», декоративно красивыми общими планами (например, встреча делегаций в Компьене).

Хорошо работает на атмосферу фильма низкочастотный, звучащий вне времени саундтрек от композитора Фолькера Бертельманна, известного как Хаушка. Он тоже номинирован на «Оскар», причём второй раз – впервые в 2017 году за работу к картине «Лев».

Но все недостатки и перегибы блекнут на фоне того, насколько актуальным и важным оказался сейчас этот фильм.

Смотря «На Западном фронте без перемен», поражаешься, насколько современным и пугающе узнаваемым всё выглядит. Политики, отправляющие парней умирать на бессмысленную бойню в угоду своим раздутым эго.

И как знакомо звучат планы о «славном блицкриге», о том, что «через две недели вы будете в Париже». Только вот и через две недели, и через два года, и через сто лет эти несчастные юнцы не в Париже или Киеве – а в окопах и могилах.

Те, кто должен был жить, любить, творить, – либо мертвы, либо инвалиды, либо, как писал Ремарк, всё равно потеряны, ибо после пережитого ужаса не смогут быть нормальными людьми. Здесь на память приходит цитата из другого недавнего фильма о той же эпохе, «Амстердама» Дэвида О. Расселла: «История повторяется, когда забывает себя».

При всех своих плюсах фильм не поднимается на такой же уровень высочайшей трагедии, как роман. Лучшие монологи Пауля Боймера, представляющие концентрированный крик ужаса человечества, не включены в ленту. Хотя, возможно, их в принципе нельзя передать равноценно в кино.

В то же время для многих зрителей, судя по отзывам, фильм «На Западном фронте без перемен» стал катарсическим опытом, заставившим многое переосмыслить. И да, картина Бергера проигрывает художественно более сильным лентам вроде «Троп славы» Стэнли Кубрика. Но фильм, понятно говорящий сейчас с аудиторией об осознании безумия войны – любой войны – и не дающий истории «забыть себя», обязателен к просмотру.

Лента новостей

все новости