«Амстердам»: военный «корабль», иди на … !

cover

Главным провалом «оскаровского» сезона считается новая картина Дэвида О. Расселла «Амстердам». С одной стороны, этот тезис справедлив – всё-таки предыдущие работы режиссёра были номинированы на 26 (!) «Оскаров» и получили три статуэтки, а тут – ноль. С другой, «Амстердам» вовсе не так плох, как о нём зачастую пишут. Дэвид О. Расселл снял хорошее антивоенное и антифашистское кино, которое в нынешних реалиях смотрится очень и очень актуально.

Что за фильм? Новая попытка Дэвида О. Расселла собрать звёздный ансамбль и выдать вместе с ним кинофантазию на тему исторических событий в вольной форме.

Кто в ролях? Кристиан Бэйл, Марго Робби, Джон Дэвид Уошингтон, Роберт Де Ниро, Рами Малек, Аня Тэйлор-Джой, Крис Рок, Майк Майерс, Майкл Шэннон, Тэйлор Свифт.

О чём? Нью-йоркского доктора Бёрта Берендсена (Бэйл) собственная семья с радостью отправляет на Первую мировую войну. Вернее, жена доктора и её родители, которым зять явно не по душе. На войне Бёрт заводит новых друзей, и прежде всего Харольда Вудмена (Уошингтон), но получает тяжёлое ранение и становится инвалидом. В госпитале Бёрт и Харольд знакомятся с привлекательной и чуть странноватой медсестрой Валери (Робби), вместе с которой после объявления мира едут в Амстердам – вести богемную жизнь.

Но бесконечно так продолжаться не может, и Бёрт решает вернуться в Нью-Йорк, чтобы попробовать наладить отношения с семьёй. Ну, вернее, с женой и её родителями. Через несколько лет Бёрт встречается с Харольдом, чтобы расследовать неожиданную смерть своего фронтового генерала, и неожиданно друзья оказываются в центре заговора, целью которого является установление фашистской диктатуры в США.

Кому и зачем смотреть? Тем, кто любит наблюдать за новыми перевоплощениями и прекрасной игрой знаменитых актёров, а также находить в кино скрытые смыслы – даже если их там, возможно, и нет.

Давайте сначала об актёрах. В этом отношении «Амстердам» похож на «Аферу по-американски» – фильм 2013 года, один из самых успешных в карьере Дэвида О. Расселла: 10 номинаций на «Оскар», правда, ни одной успешной. Тогда режиссёр и он же сценарист также позволил россыпи звёзд устроить концерт на экране, где никто не фальшивил.

В «Амстердаме» трюк повторяется с двумя оговорками. В отличие от супердинамичной «Аферы…», сдобренной великолепным саундтреком, «Амстердам», по большей части, кино тягучее и требующее от актёров максимального приложения сил и таланта. Справляются практически все, и только Джон Дэвид Уошингтон выбивается из ансамбля.

То, что сын великого Дэнзела Уошингтона – актёр довольно узкого диапазона, стало очевидно ещё в «Доводе» Кристофера Нолана. «Амстердам» это подтвердил.

Если Кристиан Бэйл, Марго Робби, Рами Малек, Роберт Де Ниро Крис Рок и остальные здорово играют в ансамбле и выдают личные соло, то Уошингтон-младший напоминает басиста из анекдота про рок-группу с его однообразным «Тынц-тынц-тынц».

Ну и о смыслах, которые заиграли по-другому, учитывая современную ситуацию в мире. История, рассказанная в «Амстердаме», имеет под собой реальную подоплёку. Углубляться не буду – почитайте, если интересно (и лучше на английском языке – на русском мало информации), о герое многих войн, американском генерале Смедли Батлере, который послужил прототипом персонажа Роберта Де Ниро, что дополнительно подтверждается кадрами на финальных титрах.

Батлер в 1934 году утверждал, что в США готовился заговор крупных промышленников, вдохновлённых примерами Италии и Германии, с целью установления диктатуры; и ему, Батлеру, предлагали стать этим самым диктатором.

Не правда ли, перекликается с историей прихода к власти не только Гитлера Адольфа Алоисевича, но и Путина Владимира Владимировича?

Вот только Батлер и его киношное воплощение генерал Дилленбек отказались от такой перспективы. А что происходит, когда отказа не случается – сюжеты из настоящего в развитии буквально перед глазами. И не удивлюсь, если где-то в Кремле припрятан «иконостас», подобный тому, что висит на стене в кабинете Тома Воза – персонажа Рами Малека в «Амстердаме».

Кстати, у Дэвида О. Расселла тоже есть убийства неугодных, ставка на оскорблённое и униженное самосознание масс и отравление микроскопическими дозами яда.

Но главный и очевидный посыл «Амстердама» – антивоенный. Война – это зло, это страдания, смерти, разрушенные судьбы. Война, цитируя Льва Толстого, это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Бёрт и его пациенты из числа ветеранов, Харольд, Валери и другие персонажи фильма покалечены не столько физически, сколько душевно. Они счастливы только там – в Амстердаме, чьё название повторяется весь фильм, как волшебное заклинание.

Амстердам в данном антивоенном контексте не просто город. Это символ мирной жизни. Жизни без войны, крови и убийств.

К сожалению, Украина не может в одночасье оказаться «в Амстердаме». И пока остаётся только послать весь этот военный «корабль» по известному направлению.

Лента новостей

все новости