На грани выживания и фола: как и чем живут независимые театры Алматы

cover Архивное фото театра ARTиШОК

27 марта отмечается Всемирный день театра. Этот праздник традиционно проходит под девизом: "Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами". Некоторые алматинские театры существуют только на народной симпатии, без государственной и спонсорской поддержки. Orda.kz рассказывает, как и чем живут независимые алматинские театры.

Согласно информации Министерства культуры и спорта РК, на 2021 год в стране функционируют 65 театров: из них 52 государственных, остальные – частные. Несмотря на такую большую разницу в численности, афиши независимых театров по количеству спектаклей в месяц ничем не уступают государственным. Секрет успеха частных сцен – в их свободе, считает Иван Стависский, главный режиссёр театра "Жас Сахна":

"Театр – это поле общения людей. Он напрямую разговаривает со зрителем о том, как человек может изменить наше время. Поддержка театров необходима, потому что театр – это последний общественный оплот живого человеческого общения. Театр необходимо дотировать, его надо развивать".

"Жас Сахна" – частный театр Жанны Омаровой, дочери народного артиста Казахстана Байтена Омарова. В 2013 году у театра появилась своя сцена. Сейчас здесь выступают молодые актёры под руководством режиссёров из разных стран. Уже на протяжении 17 лет "Жас Сахна" существует без государственной и спонсорской поддержки. По мнению Ивана Стависского, театр был бы счастлив получить госфинансирование, но это чревато рамками, в которые их могут загнать: 

"Госзаказы чреваты тем, что тебе всегда могут сказать: "Если ты получаешь от нас деньги, ты должен делать только то, что мы тебе скажем и так, как мы тебе скажем". Я сторонник подхода доверия, а не диктаторства. Считаю, что государство должно помогать частным театрам бескорыстно, даже если это влечёт за собой критику".

Иван Стависский считает, что финансовая поддержка должна проявляться в форме грантов на фестивали, восстановления декораций или же спонсирования билетов для особенных зрителей, например, с инвалидностью. 

Директор экспериментального театра "Арт-убежище Бункер" Ксения Кутелева тоже считает, что получение финансовой поддержки от государства возможно лишь в том случае, если "никто не встанет на горло":

"У нас никогда не было спонсоров. В какой-то период времени мы сами искали поддержки и от государства, и от различных компаний. Запросы от государства поступали, однако со своими правилами и видением. За любые деньги от государства или частных компаний с тебя попросят продвижения определённых идей и позиций. Мы – театр, созданный людьми для людей, про их боли и переживания. Я, честно, боюсь чужих денег. Мне легче самой заработать и принести в театр. Ну жили как-то девять лет сами, и дальше проживём. Если можно будет взять деньги, и при этом никто нам не встанет на горло, то тогда возьму".

Арт-убежище "Бункер" – независимый театр, созданный в 2014 году. Театр уникален тем, что расположился в настоящем советском бомбоубежище 1956 года постройки. Сейчас это полноценное арт-пространство со всеми удобствами. Но изначально в помещение невозможно было заходить без респираторов, вспоминает Ксения. 

"Помещение было в ужасном состоянии. Мы первые четыре месяца без респираторов не спускались. Там не было туалетов и воды, но были шесть шесть грузовиков мусора. Все наши усилия привели к тому, какой "Бункер" сейчас – тёплый и уютный, с отоплением в обеих частях и с налаженной работой канализации. Кажется, что эти бытовые моменты легко решаемые. Они таковые в любом другом помещении, но не в бункере. Это всегда безумно сложно и не дёшево".

К созданию "Бункера", по словам Ксении, приложил руку и неравнодушный зритель. 

"Люди, у которых точка по продаже сантехники на Тастаке, приехали и подарили восемь туалетов. Кто-то приходил в театр с коврами со словами: "Вам нужнее". Это была колоссальная поддержка".

Ксения вспоминает, что даже во время локдауна ей поступали средства от сочувствующих зрителей. Пандемию театры переживали очень тяжело. В январе 2022 года постановлением главного санврача города Алматы объекты культуры оставались закрытыми, несмотря на то, что кинотеатры уже открыли свои двери. 

Безденежье – двигатель прогресса

Независимые театры существуют в Казахстане с 2001 года. Первопроходцем в этой отрасли стал театр ARTиШОК. Он был основан в Алматы командой профессиональных актёров и режиссёров. Большая часть труппы, как отмечает Анастасия Тарасова, директор театра, это артисты, которые сознательно ушли из государственных учреждений для того, чтобы делать независимую экспериментальную сцену в Казахстане.

Главная проблема, с которой сталкиваются независимые театры, по мнению Анастасии, это отсутствие фиксированной зарплаты сотрудникам:

"Театр не всегда может предложить какую-то адекватную рыночную зарплату сотрудникам. В принципе, оплата театрального труда всегда была довольно невысокой. Постоянно приходится искать пути дополнительного заработка. Но с такими трудностями сталкиваемся не только мы как театры, но и любые другие узкоотраслевые бизнесы. Поэтому особо жаловаться не приходится".

Однако безденежье для театров не становится помехой в вопросе креатива. Директор театра "Бункер" Ксения Кутелева вспоминает, что в начале своего пути театр поставил спектакль, где бюджет составлял одну пачку бумаги А4:

"Нам надо было так извернуться, чтобы из этой пачки появились мебель, посуда и даже боксёрский ринг. Чего мы только ни делали! Безденежье – двигатель прогресса и новых идей. Наша иногда плачевная позиция заставляет нас делать какие-то смелые, передовые шаги".

"Когда театр становится госучреждением, он умирает"

Поскольку аренда помещения, покупка декораций, костюмы и реклама – дело крайне затратное, далеко не все из частных театров выдерживают испытание безденежьем. Поэтому несколько лет назад закрылись театры DiWel, ВТ, театр-студия "Образ" и некоторые другие. 

"Театр, даже такой маленький, как наш, дело затратное. Есть затраты на специалистов, которых надо приглашать, на костюмы, свет, звук, репетиционные процессы. Мы пока выживаем только за счёт продаж билетов", – говорит Иван Стависский, главный режиссёр театра “Жас Сахна”. 

Цена билетов на репертуар в государственных театрах в среднем колеблется от 500 до 4000 тенге, в частных – от 4000 тенге только начинается.

"Гостеатры могут себе это позволить, у них больше зрительских мест и они получают поддержку государства. У нас всего 80 зрительских мест. Это при максимальной загрузке зала. А на сцене – 10–12 человек. Если мы будем продавать билеты по 500 тенге, то получится, что мы доплачиваем зрителю за то, чтобы перед ними выступить", – говорит Иван Стависский. 

Директор театра ARTиШОК Анастасия Тарасова также отмечает, что продажа билетов – один из столпов основного дохода независимых театров:

"Билеты в наш театр, по сравнению с государственными, стоят значительно дороже. Тем самым мы более чем ответственны перед зрителем в рамках качества наших спектаклей, сервиса и методов коммуникации. Мы хотим, чтобы люди, покупая билет в независимый театр, понимали, куда они идут и куда будут направлены эти деньги". 

В отличие от многих, ARTиШОК имеет спонсоров и партнёров. Анастасия рассказывает, что потребовалось 20 лет, чтобы частные компании обратили внимание на искусство независимых площадок:

"Мы сотрудничали и сотрудничаем по сей день с компаниями самого разного уровня. Это и банки, и автомобильные, телекоммуникационные компании, билетные операторы. Несмотря на то, что эти организации совершенно не связаны с культурой и искусством, они находят в нас что-то общее с собой".

Анастасия отмечает, что бизнес-сообщество открыло для себя то, что современные театральные инструментарии применимы к презентации новых продуктов, брендов и событий. Теперь в ARTиШОК поступают предложения о сотрудничестве, которые проходят отбор самой команды. 

При этом все директора в один голос говорят, что сохранение творческой независимости для них стоит выше финансовой составляющей.  

"Я думаю, с государством можно работать, но лишь в рамках небольших проектов. Для независимого театра, как наш, важно сохранять свою творческую независимость, возможность выбирать идеи и материалы. А модель бесконечной бюрократии и процесс отчётов перед кем-то – это не про нас. Мы не жили, не живём и не будем жить так", – говорит Анастасия Тарасова, директор театра ARTиШОК.

В других городах республики и даже в столице независимых театров как таковых фактически нет. Там театральные студии и независимые площадки в большинстве своём так или иначе находятся под крылышком государственных театров, хотя их отношения с "опекающей стороной" строятся чаще на неформальных устных договоренностях. 

Иван Стависский, главный режиссёр театра "Жас Сахна", уверен, что государственное влияние пагубно скажется на театрах:

"Театр должен обрастать людьми не за деньги, а потому, что людям здесь интересно. Когда театр становится официальным госучреждением, он умирает. Театр – это свободное пространство, здесь душа гуляет. А когда оно становится госучреждением от звонка до звонка, с соцпакетами и чинопочитанием – это уже не театр".

В министерстве культуры отсутствуют программы поддержки независимых театров, но директора надеются, что ситуация может измениться.

Лента новостей

все новости