Генпрокуратура отреагировала на петицию осуждённых о проблеме УДО

cover Коллаж Orda.kz

Как прокуроры защищают права осуждённых в судах, и сколько незаконных решений судов об отказе в условно-досрочном освобождении они опротестовали за последний год, рассказывает Orda.kz.

Мы писали о петиции 76 осуждённых зареченской колонии общего режима на имя президента Токаева. Называется она «О фактах беззакония в судах Алматинской области». В своём обращении авторы жалуются на сложившуюся в регионе порочную судебную практику, когда многим заключённым отказывают в условно-досрочном освобождении, хотя те выполнили требования закона. Они отбыли большую часть срока, у них есть положительная характеристика администрации, они компенсировали потерпевшим вред. 

Скриншот петиции осуждённых на имя президента Токаева 

В петиции говорилось о коррупции в судах и бездействии прокуроров, которые никак не реагируют на нарушение прав осуждённых. Авторы просят главу государства создать комиссию, которая проверила бы законность вынесенных за последний год судами Алматинской области постановлений об отказе в УДО. Заодно она дала бы оценку работе местных прокуроров. 

Журналисты Orda.kz выясняли, как отреагировали Генеральная прокуратура и Верховный суд на жалобы заключённых. 

Неправосудные вердикты

Мы направили запросы на имя генерального прокурора РК Берика Асылова и председателя Верховного суда Асламбека Мергалиева. Через неделю получили ответ главного надзорного органа страны в лице заместителя начальника службы по надзору за законностью приговоров, вступивших в силу, и их исполнением Куаныша Амралина.

Скриншот ответа Генеральной прокуратуры на запрос Orda.kz  

К сожалению, спикер пропустил часть наших вопросов. Однако и сказанного им хватило, чтобы у нас сложилась картина о положении дел за колючей проволокой. Оказывается, какая-то часть жалоб осуждённых всё-таки имеет основания, вопреки стереотипу о том, что «зэки часто лукавят, выдавая желаемое за действительное». Мы это поняли из комментариев Куаныша Амралина. 

В курсе ли вы петиции осуждённых учреждения-57 ДУИС МВД? Если да, то как относитесь к прозвучавшей в ней критике в адрес прокуратуры города Конаева и Алматинской области?

— Обращение осуждённых учреждение-57 поступило в Генеральную прокуратуру и сейчас рассматривается. В обращении есть доводы о неоднозначной практике рассмотрения судами города Қонаева и Алматинской области ходатайств осуждённых об УДО. В рамках обращения будут изучены заключения прокуроров и постановления судов.

Сколько ходатайств осуждённых об УДО поступило в казахстанские суды в 2023 году? Сколько из них было удовлетворено, а по каким отказано в рассмотрении?

— Согласно сведениям комитета уголовно-исполнительной системы МВД, в 2023 году суды рассмотрели 5442 ходатайства об УДО, из них 2584 удовлетворено, а по 2858 отказано. 

Сколько всего неправосудных отказных решений судов по УДО было опротестовано прокурорами в 2023 году и первом квартале 2024 года? В каких регионах эти показатели зашкаливали? 

— В 2023 году и первом квартале 2024 года по апелляционному ходатайству прокурора пересмотрено в общей сложности 816 постановлений судов об отказе в удовлетворении ходатайств осуждённых об УДО. Больше всего отказных решений судов в 2023 году было в Карагандинской области — 226 фактов, Жамбылской — 178, в области Абай — 50 и Акмолинской — 46 фактов. В первом квартале 2024 года наибольшее количество отказных постановлений пришлось на суды Карагандинской области — 80 фактов, Жамбылской — 23 и Алматинской области — 20 фактов. 

Выступление прокурора в суде. Фото Orda.kz

Разъясните, пожалуйста, алгоритм действий прокурора в суде при рассмотрении ходатайства об УДО? По каким критериям прокурор определяет, встал осуждённый на пусть исправления или нет?

— В соответствии с пунктом 11 статьи 478 Уголовно-процессуального кодекса РК при рассмотрении ходатайств осуждённых в судебном заседании принимает участие прокурор. Перед судебным рассмотрением он проверяет полноту материалов, достоверность данных о наличии поощрений и взысканий, правильность исчисления срока отбытого наказания и т. д. В суде прокурор выясняет следующие обстоятельства: 

  • подпадает ли осуждённый, в отношении которого подготовлен материал об УДО, под действие статьи 72 Уголовного кодекса;
  • отбыл ли он установленный законом срок; 
  • имеются ли основания для применения абзаца второго части первой статьи 72 УК об обязательном применении УДО (это полное возмещение ущерба, причинённого преступлением, отсутствие злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания);
  • исправился ли осуждённый, то есть занимается он полезным трудом и т. д.

Как прокурор принимает решение, готов ли осуждённый выйти на свободу или нет? Если он не согласен с отказом суда в УДО, то как он формулирует свой протест?

— Прокурор обосновывает заключение, ссылаясь на материалы об УДО, а также на подлежащие применению нормы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законов. В случае несогласия с постановлением суда прокурор в апелляционные сроки обращается с ходатайством о его отмене с обоснованием незаконности и необоснованности судебного акта.

Дорожная карта КУИС

В редакционном запросе мы просили прокурорского совета для осуждённых, получивших в суде отказ в УДО, как исправить ситуацию, чтобы в другой раз получить добро на досрочное освобождение. Куаныш Амралин не стал давать советы, сославшись на то, что рассмотрение вопросов об УДО относится к ведению суда. Он в общих чертах обозначил, на что обращают внимание судьи при изучении личного дела заключённого. 

Итак, суды выясняют следующие детали:

  • соблюдает ли осуждённый правила внутреннего распорядка; 
  • выполняет ли он требования администрации учреждения уголовно-исполнительной системы; 
  • участвует ли он в мероприятиях воспитательного характера и в общественной жизни учреждения;
  • поддерживает ли он отношения с родственниками;
  • как он относится к учёбе;
  • возместил ли он ущерб потерпевшей стороне;
  • сколько поощрений и взысканий администрации он получил за время отбывания наказания. 

Все эти критерии, по словам Амралина, могут свидетельствовать об исправлении осуждённого.

С мечтой о досрочном освобождении. Фото Orda.kz 

Увы, спикер пропустил наш важный вопрос о количестве поступивших в 2023 и первом квартале 2024 года в Генпрокуратуру жалоб осуждённых на противозаконные действия или бездействие сотрудников надзорного органа. Мы хотели узнать, сколько из них подтвердилось, и какое наказание понесли виновные. Вместо прямого ответа Амралин ограничился обтекаемой формулировкой. 

«Разрешение вопроса о применении к осуждённому УДО в каждом конкретном случае является правом суда. Состоявшиеся судебные акты подлежат обжалованию только в апелляционном порядке. Решение суда апелляционной инстанции является окончательным. Осуждённые, формально подпадающие под применение статей 72 и 73 УК, которым в удовлетворении таких ходатайств отказано, обращаются с жалобами в Генеральную прокуратуру. Они требуют кассационного пересмотра судебных актов, который законом не предусмотрен. Жалобы в отношении прокуроров вызваны заключением об отказе в применении УДО либо отказом прокурора вносить ходатайство об апелляционном пересмотре в интересах осуждённого», — сказал Амралин. 

Акцент в своём выступлении начальник службы сделал на работе прокуроров по укреплению законности и правопорядка в местах лишения свободы. Оказывается, в 2023 году были приняты важные документы, которые почему-то остались без внимания СМИ. 

«По инициативе Генеральной прокуратуры была создана Дорожная карта по оздоровлению обстановки в уголовно-исполнительной системе на 2023–2025 годы. Она была утверждена распоряжением премьер-министра 13 сентября 2023 года. В документе предусмотрены меры по обеспечению правопорядка в УИС, повышению трудозанятости осуждённых, эффективности воспитательного воздействия на них, качеству медобслуживания, работе с кадровым составом и т. д. 9 января 2023 года приняли инструкцию по соблюдению конституционных прав граждан в уголовном процессе, которая закрепила гарантии защиты прав человека». 

Много говорилось в ответе Генпрокуратуры о защите прав осуждённых. В частности, отмечался институт «дежурных прокуроров», которые проводят внезапные проверки колоний и встречают там новые этапы заключённых, в том числе ночью. Это должно, судя по всему, исключить пытки и истязания сидельцев и минимизировать коррупционные риски в работе надзирателей. А в качестве «дополнительного инструмента соблюдения прав осуждённых» называется цифровизация.

«На сегодня прокуроры удалённо мониторят все учреждения УИС. Также в учреждениях УИС работает 606 терминалов для подачи электронных обращений осуждёнными. Через эти терминалы поступает более половины всех жалоб, в том числе заявления о личном приёме. В целях решения проблем пенитенциарной системы по инициативе Генеральной прокуратуры принят ряд законодательных и организационных мер, которые оказали положительное влияние на обстановку», — подытожил Амралин.

От редакции

Мы проследим, чем закончится проверка изложенных в петиции зареченских осуждённых фактов бездействия прокуроров Алматинской области. Хочется узнать, наказывает ли руководство Генеральной прокуратуры недобросовестных подчинённых за халатность в работе, и если да, то как именно.

В следующий раз мы отразим позицию руководства Верховного суда на жалобы заключённых о пристрастности судов первой инстанции при рассмотрении ходатайств об УДО и расскажем, сколько слуг Фемиды попались на взятках. Заодно поведаем, кто в скором будущем будет решать, кому из сидельцев пора на волю, а кому ещё рано. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости