«Мы не позволим» — глава Нацбанка рассказал, разгонится ли инфляция из-за кредитов «Байтерека»

cover Скриншот с YouTube-канала правительства Казахстана

Нацбанк придумает, как нейтрализовать эффект от многомиллиардных кредитов холдинга «Байтерек», заявил на брифинге, посвящённом сохранению базовой ставки, глава регулятора Тимур Сулейменов, сообщает Orda.kz.

Речь идёт о масштабной программе «Байтерека» по кредитованию экономики, запущенной в прошлом году. По ней планировалось выделять бизнесу восемь трлн тенге в год до 2028-го, но в итоге в 2025 году объём финансирования достиг девяти трлн тенге. На нынешний год также запланировано предоставление восьми трлн тенге: семи трлн, привлечённых на рынке, и одного трлн от правительства. При этом ещё прошлой весной представители «Байтерека» говорили, что из восьми трлн тенге лишь 1,6 трлн пойдут на инвестиции бизнеса в основной капитал.

По словам Сулейменова, кредиты «Байтерека» пока нельзя назвать фактором ускорения инфляции, но они могут «стать фактором — из риска превратиться в фактор проинфляционный». Это контрастирует с фискальной политикой правительства, которое в 2026 году отказалось от целевых трансфертов из Нацфонда (шли на инфраструктурные проекты) и сократило общий размер трансфертов с 5,2 трлн до 2,7 трлн тенге. Республиканский бюджет в итоге стал «нейтральным» для будущего роста цен, считает глава Нацбанка.

«Но в то же время, если неправильно подойти к квазифискальному стимулированию, — тогда один карман зашили, другой карман, наоборот, расширили. Поэтому здесь важно, чтобы этого не произошло. Это прекрасно наши коллеги в правительстве тоже понимают», отметил Сулейменов. 

Он заверил, что Нацбанк постоянно обсуждает с кабинетом министров, как лучше организовать кредитование необходимых стране «прорывных проектов» и при этом не спровоцировать ускорение инфляции за счёт увеличения денежной массы (общего количества денег в экономике). Для этого нужно использовать «банковскую систему, имеющуюся ликвидность».

«Поэтому у нас координация в этом направлении есть. Я думаю, что здесь мы не позволим этому превратиться в проинфляционный фактор», заключил Сулейменов. 

23 января Нацбанк сохранил базовую ставку на уровне 18 %. В качестве основных причин такого решения он указал сохраняющуюся повышенную инфляцию и имеющиеся риски, один из которых — «планируемое масштабное квазифискальное стимулирование».

Читайте также:

Лента новостей

все новости