Музыка, кино и комедия: как казахи стали королями шоу-бизнеса
Фото: freepik
Пока Россия переживает не лучшие времена в сфере культуры, Казахстан совершает «кавалерийский наскок» на мировую арену. Казахстанские артисты покоряют международные чарты, комики собирают миллионы просмотров, а режиссёры создают фильмы, которые смотрит весь мир. Российский журналист Павел Каныгин в своем YouTube-шоу «Продолжение следует» попытался разобраться в феномене казахстанского успеха. Что это — случайная «местная аномалия», как когда-то выразился Иван Ургант, или закономерный результат продуманной культурной политики?
Почему «слова этих пацанов зазвучали из зарубежных колонок», а России остаётся только «загрустить и позавидовать соседям»? О главных казахстанских звёздах и причинах их бума — в обзоре Orda.kz на выпуск Павла Каныгина.
От Алматы до Сеула: феномен Ninety One
Пока российские родители пытаются понять, почему их дети фанатеют от корейских BTS и BlackPink, в Казахстане уже создали собственную версию этого феномена. Группа Ninety One стала первопроходцем нового жанра — Q-pop (не путать с кей-попом), который адаптировал корейскую эстетику под местные реалии.
Успех оказался ошеломительным. Самый популярный клип группы набрал 34 млн просмотров — цифра впечатляющая для страны с населением чуть больше 20 млн человек. Но главное достижение Ninety One — они доказали, что можно петь на казахском языке и покорять международную аудиторию. В 2019 году парни даже участвовали в корейском шоу I Can See Your Voice и стали его победителями.
«Раньше было как? Хочешь прославиться и заработать, пой на английском или на русском языке. Потому что огромный российский рынок буквально под боком», говорит Павел Каныгин.
Ninety One кардинально изменили эту логику, вдохновив целое поколение артистов творить именно на родном языке. Сегодня по их стопам идёт новая женская Q-pop-группа i1, о создании которой объявили этим летом.
Однако путь казахстанского Q-pop оказался не безоблачным. Группа Mad Men, которая дебютировала следом за Ninety One, попала в громкий скандал: в 2021 году продюсера и участников обвинили в наркопреступлениях, и в 2022-м они получили сроки от 15 до 17 лет.
«Сразу после приговора шестеро осуждённых участников Q-поп-группы Mad Men отказываются от своих показаний и говорят о давлении».
Адвокаты настаивали на нарушениях в ходе следствия, но парни до сих пор отбывают наказание. Тем не менее Q-pop продолжает развиваться, доказывая, что культурные прорывы случаются там, где их меньше всего ожидают.
Социальный рэп на трёх языках: «Ирина Кайратовна»
Группа «Ирина Кайратовна» тоже доказала, что для завоевания российской аудитории не обязательно полностью переходить на русский язык. Их творчество строится на своеобразном микс-языке — «рунглише» или «казаруском», который органично сочетает казахский, русский и английский.
«Казахстанские артисты по-прежнему ориентированы, конечно, на Россию. И даже выясняется, что для экспансии в российские музыкальные стриминги им даже не обязательно петь по-русски».
Но «Ирина Кайратовна» — это далеко не только языковые эксперименты. В своём творчестве группа поднимает острые социальные вопросы: классовое неравенство, коррупцию среди казахстанских чиновников, проблемы простых людей. При этом они умеют создавать стильные треки с ярким национальным колоритом.
Яркий пример их успеха — клип на трек «Айдахар», который набрал более 300 млн просмотров на YouTube и стал абсолютным хитом в TikTok и Instagram.
«Парни в своём творчестве поднимают вопросы социального и классового неравенства и роскошной коррумпированной жизни казахстанских чиновников. Ну а ещё умеют делать и очень стильные и просто вайбовые треки с национальным колоритом».
От железной дороги до Grammy: история Иманбека
Иманбек Зейкенов доказал: географические границы в музыке больше не существуют. 20-летний парень из небольшого города Аксу в Павлодарской области с населением около 70 тысяч человек работал на железной дороге и стал первым музыкантом из Казахстана, получившим Grammy за ремикс на песню SAINt JHN «Roses» — трек, который взорвал мировые чарты и TikTok. Это случилось в 2021 году.
«У Иманбека нет музыкального образования. Он просто рос меломаном, который как любитель лабал на гитаре».
История успеха Иманбека — это современная сказка о силе интернета и таланта. Алгоритмы YouTube подкинули ему ролики о создании музыки, что показалось «чём-то простым и интересным». Парень увлёкся, и это увлечение довело его до самой престижной музыкальной награды в мире.
Успех Иманбека символичен: он показал, что в эпоху цифровых технологий талант может быть обнаружен где угодно, а мировая слава больше не зависит от того, в какой стране или городе ты родился. Железнодорожник из казахстанской глубинки стал глобальной звездой, опередив многих маститых коллег из музыкальных столиц мира.
Семь октав славы: Димаш Кудайберген
Певец Димаш Кудайберген стал одним из самых ярких представителей казахстанской культуры на мировой арене. Его уникальный голосовой диапазон в семь октав позволяет исполнять произведения невероятной сложности, делая каждое выступление настоящим вокальным шоу.
Мировую известность Димаш получил в 2017 году, участвуя в китайском конкурсе The Singer. Его выступления моментально стали вирусными, принеся славу не только в Азии, но и в США. В России талантливого казахстанца быстро взял под своё крыло композитор Игорь Крутой.
«Димаш стал тем самым идеальным сыном маминой подруги для аудитории 50+», с иронией отмечает Павел Каныгин.
Несмотря на шутливое замечание, Димаш завоевал поклонников самого разного возраста благодаря виртуозной технике и эмоциональной подаче.
«В Казахстане Димаш тоже суперзвезда класса А и тоже нравится тем, кто постарше. Например, лично президенту Казахстана».
Крёстный отец казахстанского бума: Скриптонит
Разговор о казахстанском музыкальном феномене невозможно вести без Скриптонита. Именно он стал той фигурой, которая во многом запустила нынешний бум казахстанского шоу-бизнеса и проложила дорогу для целого поколения артистов. Став легендой российской рэп-сцены, Скриптонит не просто добился личного успеха — он заразил амбициями других талантливых земляков и показал им реальный путь к признанию. Его влияние на казахстанскую музыкальную культуру сложно переоценить.
Феномен Скриптонита породил целую экосистему: ему подражают, ему завидуют, на его креативных находках выстраивают собственное творчество. Всё это толкает казахстанский хип-хоп и шоу-бизнес вперёд, создавая эффект снежного кома.
История Скриптонита — яркий пример того, как один прорывной артист может изменить культурный ландшафт целой страны. Его успех стал доказательством того, что творческая свобода способна дать неожиданные и впечатляющие результаты.
Голос поколения без границ: Samrattama
Если предыдущие артисты завоёвывали мир определёнными жанрами, то Samrattama создал собственную вселенную, где нет чётких границ между стилями и языками. Его творчество — это «полный творческий разбой», как метко определил Павел Каныгин.
«Парень постоянно миксует музыкальные инструменты и стили, языки, поэзию и пение. Ну и свою идентичность с насущными вопросами, которые терзают его в обычной жизни».
В его треках отражаются сложности современной казахстанской идентичности: многоязычие, влияние разных культур, поиск себя между традициями и современностью. Это музыка поколения, которое выросло на стыке эпох и культур.
«Если вы хотите спросить, что чувствуют современные молодые жители Казахстана в смысле своей идентичности, с учётом разных этапов истории страны и разных компонентов, из которых эта страна сегодня состоит, то получится творчество Samrattama».
Через своё искусство Samrattama даёт голос целому поколению, которое не боится быть сложным, многослойным и противоречивым — точно как сам современный Казахстан.
Кинематографическая революция: от наркокурьеров до международных премий
Бум переживает и казахстанское кино. В прошлом году производство местных фильмов выросло на 58 %, а сборы внутри страны почти сравнялись с западными картинами. Среди топ-10 самых кассовых фильмов каждый второй оказался отечественного производства.
Сериальная индустрия развивается ещё активнее. Этим летом в стране появилось два стриминговых сервиса, нацеленных на производство оригинального контента.
Флагман казахстанского сериального производства — сериал Sheker, рассказывающий историю студента, который стал наркокурьером и втянулся в преступный мир. Проект получил международное признание: премию Asia Contents Awards за лучшую веб-драму, номинацию на фестивале CANNESERIES и награду за лучший саунд-дизайн на немецком фестивале.
«Сериал очень зашёл из-за очень актуальной повестки. Как, кстати, и в России, в Казахстане тоже в крупных городах молодёжь активно вовлекается в тему закладок», объясняет популярность проекта Павел Каныгин.
Успех Sheker обусловлен честным отражением социальных проблем. Сериал показывает, как студенты из-за сложной экономической ситуации выбирают между работой официантом за 300 долларов в месяц и «непыльной работой» курьера.
«Этот сериал — не спущенная сверху вниз пропаганда, где зрителю хотят показать, как плохо быть кладменом. Но это довольно честный анализ».
Казахстанский кинематограф доказывает: качественный контент с национальной спецификой может конкурировать с мировыми производителями и находить отклик как у местной, так и у международной аудитории.
Честная полиция на экране: феномен «Патруля»
Сериал, а затем и сериал «Патруль» о работе казахстанской полиции стал ярким примером откровенного разговора с аудиторией.
«Там почти в каждой серии про то, как гаишники взяли взятку. Ну или наоборот, не взяли взятку. Ну то есть в этом месте и у Казахстана реально очень болит»,отмечает особенность проекта Павел Каныгин.
«Патруль» не стесняется показывать болевые точки общества — коррупцию в правоохранительных органах, с которой сталкивается практически каждый казахстанец. Авторы не идеализируют полицейских, а показывают их такими, какие они есть: людьми со своими слабостями и искушениями.
Табуированные темы: сериал «Эскорт»
Казахстанские сериальщики продолжают исследовать болевые точки общества. Сериал «Эскорт. Новый вызов» от Salem Entertainment использует ту же формулу, что и Sheker — показывает, как экономическое неравенство толкает молодёжь на сомнительные решения.
Проект снова поднимает вопрос социального расслоения в казахстанских мегаполисах. Девушка-студентка, столкнувшись с контрастами городской жизни и нехваткой денег, выбирает путь эскорт-услуг как способ быстрого заработка.
Авторское кино мирового уровня
Казахстанское авторское кино также заявляет о себе на международном уровне. Режиссёр Адильхан Ержанов дважды попадал в программу Каннского фестиваля, а в 2019 году его фильм «Чёрный-чёрный человек» победил на фестивале Asia Pacific Screen Awards, который называют «азиатским Оскаром».
Другое значимое имя — Айсултан Сеитов, который начинал как клипмейкер, работая со Скриптонитом, Иваном Дорном, Noize MC и звёздами американского хип-хопа. В 2022 году он дебютировал в большом кино с фильмом «Қаш».
Фильм рассказывает трагическую историю времён голода 1930-х годов в Казахской АССР. Могильщик Исатай, знающий дорогу лучше других односельчан, отправляется в город за помощью, чтобы спасти свой аул от голода. Но в пути сам сходит с ума от голода.
«Фильм не только показывает, как меняется человек в состоянии такого мрака, но и анализирует неприятное прошлое страны»,отмечает Павел Каныгин.
«Қаш» успешно прошёл в казахстанском прокате и набрал 7,4 балла на IMDb. В фильме снялись российские актёры Александр Паль и Варвара Шмыкова, а также комик Нурлан Сабуров в эпизодической роли.
Появление Сабурова вызвало негативную реакцию ряда зрителей, поскольку фильм вышел после Январских событий 2022 года в Алматы, когда прошли масштабные протесты с многочисленными жертвами. После этого Сабуров на одном из своих шоу решил пошутить о кровавых событиях, и это зашло далеко не всем.
Взлёт и падение Нурлана Сабурова
Нурлан Сабуров стал одной из самых узнаваемых фигур российской комедийной сцены, долгое время ведя популярное шоу «Что было дальше». Его карьера строилась на самоиронии и шутках о национальной идентичности.
«Я недавно отравился, и вот самое тупое, что я отравился суши. Лови, азиатик, откуда не ждали, да?» типичный пример его раннего юмора.
Однако политические события серьёзно повлияли на репутацию комика. Весной 2022 года во время выступления в США произошёл громкий скандал. На сцену поднялась антивоенная активистка в белом платье с красными пятнами, символизировавшими жертв войны. Реакция Сабурова вызвала возмущение.
«И Сабуров опять типа пошутил. Хотя лучше бы, конечно, он этого совсем не делал».
Его концерты и шоу стали отменять. История Сабурова показывает, как политические кризисы могут влиять на карьеры артистов, особенно работающих с острыми темами. Грань между провокационным юмором и неуместными высказываниями оказалась для него роковой, превратив звезду комедии в противоречивую фигуру.
Многоязычная осторожность: Евгений Чебатков
Евгений Чебатков представляет другую грань казахстанской комедии — мультикультурную и осторожную. Родившийся в Казахстане с казахстанским паспортом, но этнически не казах, он воплощает космополитичность современной страны.
«Знает пять языков, успел пожить в разных странах, но всюду с благодарностью упоминает свою родину — Казахстан», характеризует комика Павел Каныгин.
В отличии от Сабурова, Чебатков выбрал более осторожную стратегию. Он держится в стороне от острых политических тем и о военных конфликтах высказывается предельно аккуратно, ограничиваясь общими пожеланиями мира.
«Комики не хотят терять связь с российскими площадками, поэтому от темы войны России и Украины предпочитают откреститься или высказаться так, чтобы это было безопасно».
Эмпатичный миллениал: Галым Калиакбаров
Галым Калиакбаров представляет новую волну казахстанского стендапа — осознанную, интеллигентную и близкую к зрителю. 36-летний комик из Сарани Карагандинской области начинал как ведущий свадеб, но нашёл свой путь в стендап-комедии.
«В местной прессе его называют искренним голосом новой волны казахстанской комедии», отмечает Павел Каныгин.
Стиль Калиакбарова кардинально отличается от агрессивного юмора многих коллег. Он выбрал путь наблюдательной, ненавязчивой комедии, которая находит отклик у широкой аудитории.
В 2019 году победа на стендап-фестивале в Санкт-Петербурге открыла ему международные сцены — от Германии до Австралии. Его успех основан на особенном подходе к комедии.
«У Галыма особенный вайб осознанного миллениала. То есть без истерик и токсичности, но с иронией и лёгкой грустью».
Такой подход резонирует с поколением, уставшим от агрессивного контента и ищущим более тонкие формы юмора. Калиакбаров создаёт комедию, которая не разделяет, а объединяет, не высмеивает, а сопереживает.
Читайте также:
Лента новостей
- Отпускали домой, несмотря на опасность: больной шизофренией жестоко убил соседа в Атырау
- Спектакль «Шие бағы»: крепки ли гробы из вишни?
- В Грузии разбился турецкий военный самолёт
- Декрет не спас: сотрудника прокуратуры задержали в Мангистау
- Квартиры дорожают, но казахстанцы продолжают их покупать
- Казахстанские нефтяники теряют доход
- «Его Превосходительство Токаев»: как Москва встречает президента Казахстана
- Сельские школьники отравились бургерами в Жамбылской области
- ERG выставили на продажу? Миллиардер Ибрагимов намекнул на битву за активы
- Акима Хромтау арестовали по делу о взятке
- «Трамп услышал, что хотел»: может ли на самом деле Узбекистан отдать США 135 млрд долларов?
- Прибыль Air Astana рухнула почти на 40 % за год
- Сколько в Казахстане ядерных отходов и где их будут хранить
- Банки раскроют налоговой все покупки казахстанцев в зарубежных интернет-магазинах
- Кошмар на казахстанско-китайской границе: фуры стоят третьи сутки
- Полицейский попытался сбежать при задержании в Туркестане — видео
- «Дети забывают родной язык» — в Петропавловске остро не хватает казахоязычных детсадов
- От заводов до АЭС: что заявил Токаев перед встречей с Путиным
- Казахстанские чиновники могут быть замешаны в схеме с незаконной продажей боеприпасов для Украины
- Москва Токаеву верит: как Путин готовится к визиту президента Казахстана



