Музей архетипов Юнга

cover

Спектакль в жанре сайт-специфик – словосочетание, кажущееся пафосным и непонятным. Однако именно так своё творение под названием «Музей внутренних искусств» характеризует театр Jolda, который всего за час подарил зрителям уйму вопросов и впечатлений.

Начнём с самого термина: сайт-специфик – дословно, «сделанный под конкретное место». То есть это перфоманс, который может существовать только в одном пространстве. Локация становится неотъемлемым героем. Для «Музея внутренних искусств» площадка важна – ею стал «Дом на Барибаева 36». Действие происходит не только одновременно в нескольких комнатах, но и в коридорах.

«Музей внутренних искусств» – это симбиоз иммерсивного спектакля и выставки. Зритель сам определяет, в каком порядке и в какие залы заходить. Поначалу непонятно решительно ничего.

Артисты в фойе встречают гостей какофонией звуков: кашлем, стуком, скрипом, пением. Потом каждый занимает своё место. Девушка крутит педали на статичном велосипеде, мужчина пьёт вино и рассказывает притчи-тосты. Двое в трико, парень и девушка, перемещаются по стенам, включают и выключают свет. В одной из комнат люди топчут лежащие у них под ногами ракушки и кучи песка. И это только часть происходящего, которая никак не складывается вместе. Лишь когда зрителей приглашают войти в закрытую прежде комнату, что-то начинает проясняться.

С потолка свисают ковры, за которыми стоят люди. Поначалу неподвижные они начинают раскачиваться, а затем выскакивают и шумной гурьбой начинают играть в догонялки. Они похожи на детей в телах взрослых – и в этом лежит разгадка происходящего.

Создателям перфоманса стоило сразу предупредить, что он построен на архетипах Карла Юнга. Уже постфактум понимаешь, что видел не просто двоих в трико, а Аниму и Анимуса. Своеобразный конферансье (явная отсылка к мему, где мужчина в костюме стоит перед зеркалом) не сарказм авторов, а Персона. Комната с коврами и играющей толпой – Самость. Да и вообще всё происходящее – коллективное бессознательное.

Но догадаться об этом самому почти нереально, поэтому приходится наслаждаться пластикой актёров и обустройством локации. Особенно «Музей…» пришёлся по вкусу тем зрителям, кто воспринимает мир через ощущения, а не разум.

Перфоманс родился из танцевального потока под кураторством Оли Ли, актрисы Немецкого театра и Jolda:

«Поток был направлен на проявление. Наша целевая аудитория – люди, которые давно хотят попробовать себя в чём-то новом, проявиться, но что-то им мешает и сковывает. Участники нашего потока совершенно разные, но то, как они открыты друг другу и к взаимодействию, рождает удивительные вещи и становится достойным примером».

«Музей внутренних искусств» – первый в череде грядущих проектов Jolda.

1 и 4 апреля в Ala Space покажут Adam joly – «спектакль физического театра с живой музыкой». А 17 и 18 апреля коллектив представит проект Surfactant – пластический спектакль в жанре современной хореографии, на создание которого объявлен краудфандинг. Surfactant вдохновлён этническими мифами и сказаниями о рождении, смерти и перерождениях, а также научными исследованиями в области психологии.

Лента новостей

все новости