Монтажная пена, шариковая ручка: что творится на Большой Алматинке и кто украл плиты?
Фото: Игорь Улитин / Orda.kz
Утром 22 сентября общественник Санжар Бокаев опубликовал ролик, в котором гуляет по Большой Алматинке с шариковой ручкой в руках. Пишущее устройство он использовал как инструмент проверки качестве ремонта на реке. Кому своим роликом отвечал Бокаев и что ему ответили на ответ, рассказывает Orda.kz.
История вокруг ремонта Большой Алматинки начинает напоминать баттл между рэперами, которые записывают друг на друга дисы — песни с нападками. С одной стороны в этом баттле общественник Санжар Бокаев, с другой — алматинские власти и подрядчик «Павлодарский речной порт».
На прошлой неделе Санжар Бокаев выложил ролик, на котором заснял, как гранитные плиты с Большой Алматинки вывозят и отправляют в цех по изготовлению надгробий. На это в итоге даже отреагировал аким Алматы Дархан Сатыбалды и пообещал привлечь правоохранительные органы.
Но ещё до заявлений Сатыбалды видеоответ Санжару Бокаеву записал начальник управления экологии и окружающей среды Алматы Мирас Гайсин.
Утром 22 сентября Бокаев записал свой ответ Гайсину — то самое видео с ручкой, где с её помощью он отколупывает цемент с сухого дна реки, царапает резиновую краску на берегу и ковыряет бетонные бордюры. Всё это, по мнению Бокаева, — свидетельства некачественного ремонта и неразумной траты восьми миллиардов тенге, выделенных на него. Впрочем, лучше один раз увидеть:
Спустя несколько часов баттл продолжился уже с привлечением журналистов. Примерно в 13:45, когда к месту сбора подошёл журналист Orda.kz, кипящей работы там не наблюдалось. А некоторые из работников спали в теньке. Но время-то было обеденное.
С 14:00 около точки сбора началась активность: рабочие шлифовали болгаркой бетон, погрузчики возили щебень, и даже парень на электроцикле куда-то повёз пустые бочки. Возможно, с появлением журналистов это никак не было связано, а просто закончился обед.


Самих рабочих на месте сбора было не особенно много, но, возможно, это связано с тем, что 160 рабочих «Павлодарского речного порта» работают на участке в 5,7 километра, где, собственно, и ведётся ремонт.
В целом же обстановка на реке рабочая. Много чего разобрано, местами валяется строительный мусор, а где-то аккуратно сложена плитка.


Но вернёмся к баттлу между Бокаевым и властями/подрядчиком. На претензии общественника отвечали всё тот же Мирас Гайсин — в меньшей степени — и представитель «Павлодарского речного порта» Сергей Житинёв в большей. Что же они ответили? Пойдём по порядку.
О гранитных плитах
По словам Сергея Житинёва, часть гранитных плит с Большой Алматинки действительно украли. Но точно не работники «Павлодарского речного порта». Кто это сделал, он не знает, а выяснять будет полиция, куда уже обратился подрядчик. По поводу того, как похитители плит смогли попасть на огороженный забором берег реки, Житинёв ответил так:
«Протяжённость самого канала 5,7 километра. Наша организация смотрит за ним, но всё-таки есть человеческий фактор, и хищение, к сожалению, присутствует. Это повсеместно, не только у нас на проекте. Многие подрядные организации, задействованные в Алматы, знают, что это такое».
Но кроме кражи плит, у Бокаева была ещё претензия к тому, что выше проспекта Аль-Фараби их заменили на бетон. Житинёв вслед за Гайсиным повторил, что плиты эти уложили на участке ниже по течению, туда, где этих плит не хватало.
«Здесь уже частично отсутствовало большинство плит. То есть на барражах оставалось около 15 %. И вид был вообще сильно неэстетичный. Поэтому отсюда эти гранитные плиты демонтированы и применены ниже, там, где они отсутствовали», сказал представитель ПРП.
Житинёв подчеркнул, что установки новых гранитных плит на Большой Алматинке в проекте не было, а если бы была, это привело бы к удорожанию проекта. Впрочем, как сказал Мирас Гайсин, донных работ непосредственно в русле реки изначально тоже не было в проекте, однако их провели.
То, как выглядела набережная Большой Алматинки до начала ремонта, в том числе гранитные плиты на берегу, можно оценить вот по этому снимку, сделанному 26 октября 2024 года.
Для сравнения: фото почти с той же самой точки 22 сентября 2025.
Резина, пена и бетон
Бетон, уложенный выше Аль-Фараби вместо гранита, лежит не голый, а с гидроизоляционным покрытием. Бокаев на видео легко процарапывает его своей ручкой. Сергей Житинёв назвал её «весьма острым предметом». Покрытие же, по его словам, как любая краска, должно набрать определённую прочность.
Поребрики, чьи обломки общественник тоже ловко поддевает ручкой, по словам Житинёва, были уложены недавно, а разбили их асфальтоукладчики около недели назад. Представитель ПРП пообещал, что их отремонтируют.
Ещё одна «звезда» видео Санжара Бокаева — это строительная пена, которой заделаны соединения между бетонными барражами и их затворками. Она действительно там есть есть.
По словам Житинёва, пена — это временное решение, которое использовалось при гидротехнических испытаниях.
«Это временное явление на сутки. После чего по проектному решению уславливаются специальные резиновые прокладки. В дальнейшем все эти гидрозатворы будут работать в штатном режиме».
На вопрос журналиста Orda.kz, не будет ли её уже завтра (если это временная мера на сутки), представитель подрядчика ответил, что завтра нет, а в течение месяца да.
Отвалившийся на дне реки цемент, по заверениям Житинёва, — тоже последствия гидротехнических испытаний. Взбух он только в двух-трёх местах. Технический надзор это зафиксировал, и недочёт исправят. Кстати, журналист Orda.kz поинтересовался у представителей организации, которая осуществляет технадзор, есть ли у них вопросы к работам. И они заявили, что критических претензий не имеют.
Вообще же, по словам как Мираса Гайсина, так и представителя «Павлодарского речного порта», пока ремонт на Большой Алматинке завершён только примерно на 40 %, а стало быть, и давать оценку работе пока рано. Окончить её обещают летом 2026 года.
Хотя... «Павлодарский речной порт» занимался реконструкцией Сайрана, которая должна была завершиться ещё в конце мая 2025 года, но не закончена до сих пор. Зато 1 сентября СМЭС Алматы по иску городского управления развития общественных пространств признал ПРП недобросовестным подрядчиком.

Но пока не прошла апелляция, решение не вступило в законную силу. И вообще, по словам Мираса Гайсина, даже при наличии такого статуса подрядчик может заканчивать работу на других объектах. В том числе на Большой Алматинке.
Читайте также:
Лента новостей
- Токаев поблагодарил Путина за успешный визит
- Светофоры не работают, на дорогах коллапс: жители Алатауского района несколько часов сидят без света
- Бывшего профессора КазГЮУ внесли в российский список террористов и экстремистов
- Казахстан и Марокко будут выдавать друг другу преступников
- Казахстан заключил стратегическое соглашение с John Deere на 2,5 млрд: куда пойдут деньги
- Тайная беседа и окно в мир: итоги поездки Токаева в Москву
- Хаос на казахстанско-китайской границе: пятые сутки в фурах гниют продукты
- Казахстан отправил 18 тонн гуманитарной помощи в Афганистан
- Суд поставил точку в деле кызылординской школьницы, которая попала в секс-рабство
- Лифт с рабочими сорвался в Астане — один погиб
- «КазМунайГаз» хочет заполучить долю «Лукойла» на Карачаганаке
- Казахстан снова признали «несвободной страной» в интернете
- Участника ОПГ Хасана будут судить за громкое убийство бизнесмена в Алматы
- Банк Кулибаева нарастил прибыль на сотни миллиардов тенге
- Аким объяснил, как будут бороться с разрухой в кокшетауском «Сучьем хуторе»
- «Я не работаю с родственниками»: Боранбаев о McDonald’s, «Кайрате» и новом стадионе для Алматы
- В районе, где убили агрария, погиб второй фермер
- Концерт Jah Khalib снова требуют отменить
- «Коров доят, но не кормят»: эксперт обрушился на экономическую политику Казахстана
- Труба на ТЭЦ Клебанова и Кана наконец «ожила» в Петропавловске



