Минтранс лишает собственности крупного частного перевозчика: под угрозой 200 млн долларов инвестиций

cover Фото с сайта «Каскор-Транссервис»

Один из крупнейших железнодорожных перевозчиков Мангистауской области оказался в центре конфликта с отраслевым министерством. Минтранс РК потребовал передать в госсобственность частные активы — пути и инфраструктуру АО «Каскор-Транссервис», не предложив за это никакой компенсации. Такое решение ведомства подрывает доверие инвесторов. Под угрозой оказались привлечённые компанией инвестиции на 200 млн долларов. В ситуации разбиралась Orda.kz.

Кто такие «Каскор-Транссервис»

Предприятие было основано в августе 1963 года как железнодорожный цех Прикаспийского горнометаллургического комбината. После распада СССР и приватизации 1990-х годов компания прошла несколько этапов реорганизации. На момент приватизации 31 % акций принадлежал государству, 35 % — трудовому коллективу, 34 % — жителям региона и юридическим лицам. С 2004 года компания официально носит название АО «Каскор-Транссервис» и работает в сфере железнодорожных перевозок.

За три десятилетия она системно развивалась, привлекая инвесторов и модернизируя производственные мощности. Компания стала одним из ключевых игроков железнодорожной логистики Мангистауской области. Совсем недавно были достигнуты договорённости о привлечении 200 миллионов долларов новых инвестиций от международных фондов и стратегических партнёров, включая китайскую государственную компанию. Эти средства предназначены для дальнейшей модернизации и расширения мощностей. Пропускная способность уже достигла 700–800 вагонов в сутки, а к 2026 году планировалось её увеличить до 1000–1200 вагонов. Однако вливание этих инвестиций сейчас стоит под большим вопросом из-за действий Министерства транспорта РК по изъятию активов компании.

Начало конфликта: как Минтранс изменил правила игры

Противостояние между частным бизнесом и Минтрансом разгорелось после выхода приказа № 152. Этим документом ведомство внесло изменения в перечень объектов, подлежащих обязательному государственному владению. И по сути без надлежащего основания включило в состав магистральной железнодорожной сети пять участков путей компании «Каскор-Транссервис» общей протяжённостью 25 км. В перечень вошли направления Мангышлак — Актау порт, Актау порт — Строительная, а также ответвления в парки «Порт», «Химическая» и на станцию Юбилейная.

При этом порядок признания путей магистральными чётко прописан в правилах № 319, утверждённых в 2020 году. Согласно документу, решение принимается только по заявлению собственника: национальная железнодорожная компания должна провести осмотр и испытания объектов. Однако «Каскор-Транссервис» никаких заявлений не подавал, а техническая проверка не проводилась. Несмотря на это, Минтранс включил участки железных дорог компании в перечень магистральных, нарушив собственные же правила и действуя в одностороннем порядке. 

Скриншот пункта правил № 319, утверждённых в 2020 году
Скриншот пункта правил № 319, утверждённых в 2020 году

Расширение списка: от участков до депо и офисов

Усугубил ситуацию выход ещё одного приказа Минтранса — № 165 от 14 мая 2024 года. Этот документ расширил требования министерства далеко за пределы первоначальных 25 км магистральных путей компании. Теперь в перечень подлежащих передаче активов включили: 98 километров подъездных путей, земельные участки, здания и сооружения, светофоры и системы управления, локомотивное депо, офисные помещения, более 80 объектов инфраструктуры. 

Как отмечает акционер компании Алекс Шестопалов:

«Если сначала забрали магистраль, то теперь хотят забрать всё — даже локомотивное депо, в котором мы ремонтируем свои локомотивы. Мы начинаем разбирать приказ и спрашиваем: как туда попали офисные здания? Нам отвечают: "Потому что они участвуют в перевозочном процессе"».

Такая трактовка фактически даёт Минтрансу право претендовать на любые активы частной компании, если их можно хоть как-то связать с транспортным процессом. Перечень объектов занимает несколько страниц и по сути охватывает всю операционную базу предприятия.

Без компенсации и диалога

Наибольшую тревогу у инвесторов вызывает полное отсутствие компенсации за изымаемые активы. От компании требуют безвозмездно передать КТЖ всю инфраструктуру, в которую были вложены значительные средства, в том числе частных инвесторов.

Американский инвестор подтверждает, что компания пыталась вести конструктивный диалог с Министерством транспорта, предлагая решения о совместном развитии международного морского хаба и реализации поручений президента. Однако, по его словам, ответа по существу не последовало. Алекс Шестопалов подчёркивает:

«От нас требуют просто отдать всё, без компенсации. Тогда это называется конфискацией».

Фактически речь действительно идёт о конфискации — безвозмездном изъятии активов, в которые вложены сотни миллионов долларов. По предварительным оценкам, убытки акционеров могут составить до одного миллиарда долларов — с учётом как рыночной стоимости имущества, так и упущенной выгоды от недавно проведённой модернизации компании.

Аргумент о том, что объекты «изначально принадлежали Советскому Союзу» и должны быть «возвращены» государству, не выдерживает юридической критики. Он игнорирует легальную приватизацию 1990-х годов, три десятилетия частных инвестиций, принцип недопустимости обратной силы закона и международные стандарты защиты собственности и инвестиций.

Подъездные пути vs магистральные

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

Важно подчеркнуть, что, по мнению экспертов, подъездные пути «Каскор-Транссервис» не соответствуют техническим параметрам магистральных железных дорог. Их эксплуатационная скорость не превышает 40 км/ч, тогда как для магистральных линий этот показатель должен быть выше 100 км/ч. Это принципиальное различие ставит под сомнение само основание для включения подъездных путей компании в состав магистральной сети.

Кроме того, обязательные технические испытания, предусмотренные Правилами № 319, проведены не были. Это означает, что классификация путей как магистральных произошла без объективной оценки их состояния и соответствия нормативам. Фактически министерство проигнорировало собственные технические стандарты, чётко разграничивающие магистральные и подъездные пути.

Ещё один штрих к ситуации — судебный процесс, в котором сейчас пребывают стороны конфликта, проходит в закрытом режиме. Формальной причиной проведения судов в закрытом режиме госорганы назвали обсуждение в суде стратегических объектов, которыми госорганы считают подъездные пути компании. Парадокс в том, что вся информация о них на протяжении многих лет находится в открытом доступе на сайте «Каскор-Транссервис». 

Фото с сайта компании
Фото с сайта компании

Когда приказы выше Конституции

Приказы № 152 и № 165 были приняты с грубым нарушением законодательства. По сути им придаётся юридическая сила, выходящая за рамки полномочий министерства и фактически превалирующая над положениями Конституции, что ставит под сомнение установленную иерархию нормативных актов.

Согласно правовой системе, приказы министерств не могут противоречить законам, а тем более конституционным гарантиям защиты частной собственности. Однако в данном случае именно административные акты стали инструментом изъятия частных активов без соблюдения предусмотренных законом процедур и без какой-либо компенсации.

В кулуарах отрасли не исключают, что столь настойчивые действия ведомства могут быть связаны с попыткой передать активы под контроль конкретных бенефициаров.

Особую значимость этому делу придаёт тот факт, что одним из акционеров компании является гражданин США Алекс Шестопалов. Это открывает возможность для международного арбитража и применения механизмов защиты инвестиций, предусмотренных двусторонними соглашениями.

Давление на собственников

Параллельно с требованиями о передаче инфраструктуры развивается ещё одна линия давления на компанию. В мае 2024 года прокуратура Алматы отчиталась о «возврате» государству 515 тысяч акций АО «Каскор-Транссервис». Эти акции должны были перейти в госсобственность ещё в 2019 году по мировому соглашению с иностранной компанией «АктауПетрол Тиджарет AС», однако впоследствии акции оказались не у государства, а у ТОО «Oil Stream».

Таким образом, давление оказывается сразу по двум направлениям: на имущественную базу компании и на структуру её владения. Такое совпадение создаёт впечатление скоординированной кампании, в рамках которой происходит беспрецедентное изъятие активов успешного частного предприятия в чьих-то интересах. Претензии выдвигаются как на физические активы — инфраструктуру, так и на корпоративный контроль — акции. Характер действий Минтранса наводит на мысль, что речь может идти не только о «государственных интересах», но и о действии в интересах третьих лиц.

Сигнал инвесторам

Случай с АО «Каскор-Транссервис» выходит далеко за рамки корпоративного спора и является показательным примером системных рисков для частных и иностранных инвесторов в нашей стране. Он демонстрирует, как исполнение закона может оказаться необязательной формальностью. Министерство транспорта обошло собственные процедуры, расширив понятие «государственных интересов» до такой степени, что под него попали не только железнодорожные пути, но и офисные здания, депо и другая инфраструктура. Власти потребовали безвозмездной передачи активов — шаг, который противоречит и национальному законодательству, и международным стандартам защиты инвестиций.

Этот кейс показывает, что даже успешные, модернизированные предприятия с международным участием и крупными инвестициями не защищены от административного произвола. Для иностранных компаний он является сигналом о необходимости повышенной правовой защиты при работе в Казахстане.

Подобные прецеденты наносят удар по инвестиционной привлекательности страны и её репутации как надёжной юрисдикции. Казахстан рискует столкнуться с оттоком инвестиций и потерей доверия со стороны международного бизнеса, которое формировалось годами.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости