Меньше, чем надеялись, больше, чем ожидали: как прошёл референдум по АЭС в Казахстане

cover Фото: Ольга Ибраева. Orda.kz

Референдум по вопросу строительства АЭС в Казахстане удивил казахстанцев, удовлетворил международных наблюдателей и разочаровал журналистов, сообщает Orda.kz.

Без шума и пыли

Если спросить обывателя, как в Казахстане прошёл референдум, многие ответят «никак». При этом на большинстве участков как минимум в Астане голосовали активно. Причём уже в 10 утра в стране проголосовал каждый пятый-шестой из избирателей, включённых в списки, а точнее — двое из 11.

Фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz

А к двум часам пополудни бюллетенями воспользовались более половины избирателей.

По данным на 14:00, в целом по стране бюллетени получили 6 339 425 граждан или 51,77 % от общего числа внесённых в списки для голосования. Таким образом, референдум признан состоявшимся. 

Примерно к этому же времени отечественные и зарубежные «суетологи» пытались организовать в Казахстане нечто невероятное. Несколько дней они «прогревали» соцсети, рассказывая, как злые «власти» во всём обманывают несчастный народ. Как уже якобы решили вопрос со строительством атомной станции и определили, кто будет застройщиком. При этом называя разные страны, в зависимости от нужного контекста. 

Организованно прийти на акцию протеста в 14:00 и «кошмарить» власть предлагали представители объединения под руководством одного известного казахстанского деятеля, находящегося за пределами страны. В Алматы всех звали на старую площадь, в Астане — на территорию перед дворцом «Жастар».

Старая площадь Алматы, фото Orda.kz
Старая площадь Алматы, фото Orda.kz

В надежде на яркую акцию к указанным местам подтянулись журналисты. И обнаружили там меланхоличных сотрудников полиции. И те, и другие несколько часов загорали на ярком осеннем солнце вокруг заграждений и автозаков. 

Полицейский в районе дворца "Жастар" в Астане, фото Orda.kz
Полицейский в районе дворца «Жастар» в Астане, фото Orda.kz
А главные герои — потенциальные участники масштабной протестной акции — в места её проведения так и не явились. 

В итоге журналисты пообщались с полицейскими и разошлись.

В ожидании протестной акции в Алматы, фото Orda.kz
В ожидании протестной акции в Алматы, фото Orda.kz

В это время на площадке Службы центральных коммуникаций регулярно проходили брифинги представителей Генпрокуратуры и МВД.

Начальник департамента информационной политики Министерства внутренних дел Шынгыс Алекешев, он же официальный представитель ведомства, периодически докладывал, как полиция «продолжает обеспечение правопорядка и общественной безопасности».

«На сегодняшний день более 33 тысяч сотрудников полиции и военнослужащих Национальной гвардии несут службу в круглосуточном режиме. Обстановка в стране стабильная. Каких-либо грубых нарушений общественного порядка не зарегистрировано. Продолжается визуальный контроль улиц и мест голосования с использованием камер видеонаблюдения центров оперативного управления МВД»,  в характерном стиле сообщил официальный представитель.

А затем обратился к гражданам и попросил отнестись с пониманием к законным требованиям сотрудников полиции, а в случае нарушения общественного порядка обращаться в дежурные части органов внутренних дел либо по телефону 102.

Это фиаско, дамы и господа

Службы, которые занимаются имиджем главы государства и освещением его деятельности, на этом референдуме показали себя с самой неприглядной стороны. О том, на каком именно участке будет голосовать президент Касым-Жомарт Токаев, заранее не сообщали, аккредитации не проводили. Как пишут в плохих романах, тайна была покрыта мраком. 

Журналисты, уже привычные к особенностям мероприятий с участием первого лица государства, с пониманием отнеслись к таинственности. Обеспечение безопасности президента, секретность маршрутов его поездок — это вполне приемлемо.

Но вот то, что происходило дальше, в требования безопасности влезало примерно как глобус в многострадальную сову. 

«Мы ждали с шести часов утра на участке, где обычно раньше голосовал президент — во Дворце школьников. В какой-то момент туда приехали сотрудники госохраны, кинологи с собаками. Прибыла команда РТРК президента, ребята разворачивали камеры, микрофоны, тестировали аппаратуру. Мы решили, что уже точно Касым-Жомарт Токаев будет здесь голосовать, раз уж все приехали. Но потом так же быстро, как развернули, они всё свернули и уехали»,  рассказала одна из наших коллег.

Оказалось, что глава государства в это время голосовал на другом участке, куда отдельным автобусом доставили специально отобранных журналистов. 

И запретили им сообщать коллегам, где голосует Токаев.
Касым-Жомарт Токаев на референдуме, фото 24 KZ.
Касым-Жомарт Токаев на референдуме, фото 24 KZ

Президент после голосования ответил на вопросы «избранных» журналистов и высказался о том, кто должен строить АЭС в Казахстане, если народ поддержит идею строительства на референдуме.

«Если казахстанцы скажут "да" на референдуме, АЭС должен строить международный консорциум стран, обладающих самыми передовыми технологиями»,  подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.

Кроме того, он заявил, что с большим уважением относится к казахстанским журналистам.

«Я всех вас знаю, уважаю. В этом году мы выдали журналистам квартиры. Я сейчас накапливаю квартирный фонд, чтобы и в следующем году помочь журналистам в получении жилья», сказал президент. 

Мы искренне благодарны главе государства за уважение и за заботу. Чего не можем сказать в адрес его PR-команды. Они к журналистам отнеслись не по-человечески, устроив «голодные игры» за право лицезреть первое лицо государства. 

Пресс-служба президента уже отличилась на IX съезде судей, запрещая журналистам снимать фото и видео даже с экрана, на который вывели трансляцию из зала заседаний. 

Мы желаем счастья вам

Персоны, чины и лидеры мнений в день референдума голосовали дружно, но без огонька. Приходили, заполняли бюллетени, вяло комментировали.

Премьер Олжас Бектенов, фото Orda.kz
Премьер Олжас Бектенов, фото Orda.kz

На участках были замечены премьер-министр Олжас Бектенов, глава Минэнерго Алмасадам Саткалиев, генеральный прокурор Берик Асылов и другие представители властных структур.  

Нурсултан Назарбаев, фото Orda.kz
Нурсултан Назарбаев, фото Orda.kz

Удалось казахстанцам увидеть в этот день и первого президента страны. Нурсултан Назарбаев выглядел бодро и свежо. После голосования комментарии давать отказался, только по-отечески пожелал счастья. 

«Бақытты болындар»,  напутствовал Нурсултан Назарбаев. 

К слову, во времена своего президентства он говорил о необходимости строительства АЭС в Казахстане, 10 лет назад даже отразил эту идею в послании. И отмечал, что принятие решения о строительстве — вопрос времени. Но вот во время подготовки к референдуму экс-Елбасы никак не комментировал возможность строительства атомной станции. 

На участки приходили и знаменитости. Среди них — триумфатор парижской олимпиады дзюдоист Елдос Сметов, мисс Вселенная — Казахстан Мадина Альмуханова, музыканты, художники, спортсмены. 

Елдос Сметов, фото Orda.kz
Елдос Сметов, фото Orda.kz

Не обошлось и без традиционного «парада чудиков» на избирательных участках. Одна из избирательниц явилась голосовать в махровом банном халате и с полотенцем на голове, изображая, как на референдуме всё комфортно и по-домашнему. На разных участках наблюдали «Дедпула», «Джокера», «Золотого воина», батыров и беркутчи с огромной птицей и красного надувного динозавра. 

Хорошим дополнением к этому бестиарию стал «мангистауский морж» который оказался вполне человекообразным. «Морж», он же поклонник здорового образа жизни и купаний в ледяной воде Токтамурат Тилеу, по информации пресс-службы местного акимата, пришёл на участок прямо из моря. Принял холодную каспийскую ванну и явился исполнить гражданский долг. Ничего необычного. Вон в Туркестанской области кокпаристы вообще приехали на референдум верхом на лошадях. И ничего, проголосовали. 

А вот известного в отечественном сегменте инстаграма пёсика Майлыбека или Майло, знаменитого тем, что он поднимает переднюю лапу, когда слышит гимн Казахстана, на участок не пустили.

Пёс Майлыбек, фото instagram.com/papa_mailo
Пёс Майлыбек, фото instagram.com/papa_mailo

Строгие сотрудники комиссии референдума сказали «С животными нельзя!», и грустный пёсик голосовать не пошёл, как и его хозяин, который обиделся на такой запрет. И правда, почему беркутам, ослам, коням и «моржам» можно, а пёсику — нет? Дискриминация какая-то. 

Гладко было на бумаге

Недопуск пёсика был не единственным всплеском на фоне в целом спокойного течения референдума. Комиссиям на местах уже привычно не нравились наблюдатели, особенно независимые. Ходили, мозолили глаза своими телефонами, фиксировали нарушения, чем вызывали изжогу. 

На одном из участков заметили, как в кабинку для голосования вошли двое, хотя по закону избиратель там должен находиться в одиночестве. На другом участке, как утверждает «Азаттык», возможно, сняли нахальный вброс пачки бюллетеней. 

Вброс бюллетеней, скриншот видео Азаттық радиосы
Вброс бюллетеней, скриншот видео «Азаттык» радиосы

И, конечно, члены комиссий рады были всеми способами избавиться от наблюдателей. Так, представителя общественного фонда «Еркіндік қанаты» Рахата Садыкова удалили с участка в Евразийском университете в Астане. Его обвинили в том, что он якобы снимал на телефон списки избирателей с личными данными казахстанцев.

«Я не просто вёл видеосъёмку, как об этом говорит председатель участковой комиссии референдума, а именно фиксировал нарушения. Там в комментарии комиссии говорится, что я якобы целенаправленно вёл видеофиксацию списка избирателей, что считается раскрытием персональных данных. Нет. Я снимал на видео, записывал на видео нарушения, а именно — внесение посторонних людей, которые не относятся к этому участку, не проживают здесь, в какой-то дополнительный список. Такое действие незаконно, если на это нет основания. Основание — это открепительный талон либо заявление на имя председателя, чего сделано не было»,  пояснил наблюдатель. 

Однако его всё равно с участка удалили. 

Позднее ещё одна независимая наблюдательница от Молодёжной информационной службы Казахстана также поделилась историей, как её полицейские вывели с участка прямо перед подсчётом голосов. Обосновали удаление наблюдателя они тем, что девушка наступила на провод от компьютера, якобы она намеренно пыталась его отключить и этим нарушить работу участковой комиссии референдума. 

При этом наблюдатели от международных организаций были, как всегда, учтивы и не слишком придирчивы. Председатель ЦИК Азербайджанской Республики Мазаир Панахов, отвечая на вопросы журналистов, похвалил казахстанскую Центральную комиссию референдума за заботу о людях с инвалидностью. И конечно же сообщил, что нарушений на участках не видел. Представители Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Организации тюркских государств (ОТГ) и Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) тоже в один голос твердили об открытости и законности хода референдума, а также об отсутствии нарушений.

Предварительные итоги

Участки для голосования на территории Казахстана закрылись в 20:00, начался подсчёт голосов. В 21:00 в ЦКР представили предварительные итоги по явке избирателей. 

Участок голосования, фото Orda.kz
Участок голосования, фото Orda.kz
«В целом по стране, по данным на 20:00, бюллетени получили 7 820 918 граждан из внесённых в списки для голосования 12 244 683 человек. Предварительная итоговая явка составила 63,87 %»,  сообщил секретарь ЦКР Мухтар Ерман. 

После полуночи стали известны первые данные экзитполов. По результатам опросов на выходе с участков, проведённых Институтом комплексных социальных исследований — Астана, за строительство атомной электростанции голосовали 69,8 % опрошенных граждан, против были 30,2 % участников опроса.

У Института общественной политики партии AMANAT по результатам опросов получилось соотношение 72,3 % — за к 27,7 % — против.

Институт евразийской интеграции, в свою очередь, сообщил, что 71,8 % опрошенных высказались за строительство АЭС, а 28,2 % — против.

Голосование на участках референдума в Казахстане стартовало в 7:00 утра и продолжалось до 20:00 6 октября. 

В бюллетенях был только один вопрос: «Согласны ли вы со строительством атомной электростанции в Казахстане?» На него можно ответить либо «Да, согласен», либо «Нет, не согласен».

Предварительные итоги голосования будут оглашены на специальном брифинге в ЦКР.

Читайте также:

Лента новостей

все новости