Матери погибших и покалеченных в армии солдат: мы отдавали в армию здоровых детей

cover Коллаж Orda.kz

Образ армии в Казахстане никогда не был положительным. Дедовщина стала неотъемлемым атрибутом воинской службы, к ней добавились денежные вымогательства. Неудивительно, что многие стараются оградить своих сыновей от этих испытаний любыми способами. Представители военкоматов в нашей стране могут забирать срочников на службу даже из ночных клубов. Но ведь есть молодые люди, которые по своему желанию идут отдавать воинский долг родине и заранее готовят себя ко всем сложностям.

И когда они не возвращаются домой живыми, тут уж никакой скептик не посмеет заявить, что парень был слаб и немужественен. О беспределе в армии рассказали на пресс-конференции в Алматы матери как раз таких солдат-срочников, погибших или пострадавших на службе.

фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz

Жизни моего сына грозит опасность!

Пресс-конференцию начала Гульсум Камиева, мама солдата нацгвардии Ербаяна Мухтара с последними новостями о состоянии сына. В декабре прошлого года в воинской части 5571 города Алматы он получил черепно-мозговую травму и впал в кому. Военные утверждают, что он упал и ударился головой в уборной. Родители солдата не верят в эту версию и требуют справедливого расследования. У них есть показания, что Ербаян получил травму в два часа ночи, и рядом с ним в тот момент находились как минимум семь человек. 

По словам Гульсум Камиевой, сына перевели из реанимации в отделение неврологии, не предупредив близких. Сейчас он лежит в городской клинической больнице № 12. Был момент, когда Ербаяну стало лучше. Но два дня назад у него поднялась температура, к нему перестали запускать близких. Однако, как она утверждает, доступ к Ербаяну есть у военных врачей. Близкие опасаются за его жизнь и хотели бы установить в палате камеру круглосуточного наблюдения.

«В понедельник по решению администрации больницы Ербаяна перевели из реанимации в отдельную палату в отделение неврологии. По словам врачей, он сейчас в состоянии малого сознания, можно сказать, в вегетативном состоянии. Два дня назад Ербаяну стало хуже. Мы считаем, что его жизнь в опасности. К нему регулярно заходит врач и медбрат из военного госпиталя. Мы им не доверяем. Ведь в военном госпитале они вырезали часть мозга Ербаяну с правой стороны, после чего он и оказался в нынешнем положении. Нам не рассказывают, как именно лечат Ербаяна, какие лекарства и какое питание ему вливают. Просто приносят готовые шприцы и системы», рассказала Гульсум.

Наурызбай Мухтар сообщил, что три дня назад его брат начал проявлять признаки сознания, он реагировал на слова близких, подавал знаками, что понимает их. Но на следующий день ему резко стало хуже. Сейчас Ербаян, по словам брата, слабеет с каждым днём.

Наурызбай Мухтар, брат Ербаяна
Фото: Orda.kz
«Ещё три дня назад, когда я спрашивал Ербаяна, слышит ли он меня, он моргал. Чтобы убедиться, что это осознанная реакция, я попросил его дважды моргнуть, и он сделал это. Также он на мою просьбу сжимал мою ладонь, пытался рукой показать, что у него наполнен памперс. Но два дня назад ему стало хуже. Мы не доверяем военным врачам, которые несколько раз в сутки заходят к нему с какими-то препаратами. Что это за лекарства, нам никто не говорит. Мы очень боимся за жизнь Ербаяна. Военные способны на всё, они не раз нам угрожали. Сейчас постоянно за нами ведётся слежка. Могу показать фотографии и номера машин, которые всё время везде за нами следуют», сказал Наурызбай Мухтар.

Родные Ербаяна напомнили, что справедливого расследования по его делу до сих пор нет.

«В следственно-оперативную группу (СОГ) входят те, кого мы непосредственно обвиняем в случившемся. Дело расследуют в кабинете начальника учреждения, в котором произошло преступление. Кто будет расследовать преступление против себя? Вчера мы подали сразу несколько жалоб. По делу Ербаяна за шесть месяцев ни одного нормального следственного действия предпринято не было. Мы требуем, чтобы заново создали СОГ, чтобы начали уголовное расследование, чтобы вновь произвели следственные мероприятия в отношении тех семи человек, которые были в туалете, когда случилось происшествие. Также мы запрашиваем, чтобы начали расследование по статье "Вымогательство". Потому что до этого случая Ербаян систематически просил деньги у родных и друзей»,отметила Инга Иманбай, юрист, представляющая интересы семьи Ербаяна.  

Бури не было, было убийство!

Индира Туганбаева, мать Алмаса Шахимова, погибшего в той же части на учениях два года назад, рассказала новые пугающие подробности, связанные со смертью её сына. Военные тогда сообщили родителям, что он умер, спасая сослуживцев во время песчаной бури. Близкие Алмаса также им не верят и настаивают, чтобы военная прокуратура открыла уголовное дело по статье «Убийство». 
По словам Индиры Туганбаевой, когда она впервые узнала о кредитах, оформленных на её сына в армии, командир, которому она пожаловалась, угрожал, что её сына убьют.

Алмас Шахимов
Алмас Шахимов с мамой. Фото из архива семьи Туганбаевых
 «Когда я позвонила командиру Дмитрию Карпиенко, у которого на хранении был телефон Алмаса, он начал кричать: "Вашего сына будут пытать и допрашивать. Надо будет — он не дослужит до конца". Сын и не дослужил. Всего два месяца прошло с призыва, и он погиб», сказала мать погибшего солдата.

Бабушка Алмаса Шахимова Кулмайда Туганбаева показала все его посмертные фотографии. Помимо множественных тяжёлых травм, на снимках видно, что после смерти солдата переодели, одежда не соответствует его размеру. 

Фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz
«Они (военные) намерено утеряли все важные улики: одежду Алмаса, видеозаписи с соседней части. На все наши жалобы из прокуратуры не получили ни одного ответа. Мы требуем, чтобы дело расследовали по 99-й статье — "Умышленное убийство". Всё на это указывает. Никакой бури не было! Мы приехали сюда, чтобы вместе бороться за справедливость», отметила Кулмайда Туганбаева.

Она также указала на фотографиях, сделанных в морге, на следы от веревок на руках своего внука. Близкие предполагают, что он был связан, когда его избивали.

фото:Орда
Фото: Orda.kz

Бабушка погибшего солдата утверждает, что его сослуживец и друг Арлан Аминов (их вместе призвали), после возвращения из армии подтвердил, что бури не было, но было убийство.

«Когда он вернулся из армии, я его спросила: скажи нам правду, ты же близкий друг Алмаса, вы с детства вместе были. Он сказал: никакой бури не было. Его избили до смерти офицеры», сказала Кулмайда Туганбаева.

По её словам, военная прокуратура возобновила расследование, но по-прежнему не рассматривает версию об убийстве. Теперь они предлагают переложить вину с палатки на габион — укрытие, где якобы прятались от бури офицеры. Будто бы сильный ветер поломал часть конструкции, которая рухнула на Алмаса.

«Военные нам сказали: примите медаль, материальную помощь, трёхкомнатную квартиру и подпишите согласие, что это был несчастный случай. Но мы ничего не приняли. Для нас важно добиться правды!» сказала бабушка погибшего.

Отдаём служить здоровых детей, а нам привозят мёртвые тела

фото: Орда
Толкын Галимова. Фото: Orda.kz

7 ноября 2023 года в городе Конаеве в воинской части 32363 погиб солдат-срочник воздушно-десантных войск Арсен Ишанов. Его нашли повешенным на цепи. Мать Арсена Толкын Галимова считает: по факту смерти необходимо возбудить уголовное дело и выяснить, по какой причине её сын совершил суицид.

«Ещё на присяге заметила, что у него нет настроения. Несколько раз спросила, что происходит. У тебя ведь не всё в порядке, сказала я ему тогда. Он ответил: я не расскажу вам, это мужские дела. Вы не поймёте, сам разберусь»,  поделилась с журналистами Толкын Галимова.
Фото
Арсен Ишанов с мамой. Фото предоставила Толкын Галимова

Арсен сам зарегистрировался в военкомате, когда не сдал экзамен и бросил учёбу в Западно-казахстанском аграрно-техническом университете. По словам матери, всё время службы они созванивались с сыном. Со временем он начал просить у неё деньги. Она переводила разные суммы не только на номер сына, но и на номера других военных, в том числе и непосредственного командира Арсена. 

«Сын постоянно просил деньги. Звонил с разных номеров, говорил, что у него украли сим-карту. Я переводила деньги на эти номера. Поинтересовалась у других матерей его сослуживцев, они также все перечисляли деньги своим сыновьям. Поэтому я не поднимала шум. После смерти Арсена выяснили, что в общей сложности родственники и друзья перевели ему около 200 тысяч тенге», рассказала мать солдата.
фото:Орда
Фото: Orda.kz

Она сообщила, что у неё есть свидетель, солдат, имя которого она не может назвать, который рассказал, что её сына постоянно избивал старший сержант.

Толкын Галимова утверждает, что экспертиза показала: на теле сына обнаружили ссадины, которые он получил до смерти.

«В посмертной экспертизе указано, что обнаружены телесные повреждения в виде ссадин в поясничной области, в области лопаток, которые были нанесены твёрдым тупым предметом до того, как он умер», отметила Толкын Галимова.

Она уверена, что на Арсена оказали психологическое давление:

«На него всё время давили. Избивали, требовали деньги. Поэтому он в отчаянии пошёл на самое страшное — самоубийство».

У всех этих несчастных матерей один вопрос, что нужно ещё сделать, чтобы справедливость восторжествовала и виновных привлекли к ответственности? Каждая из них неоднократно обращалась не только в органы прокуратуры, Минобороны и МВД, но и к президенту Токаеву. В этот раз они объединились и сделали это вместе. Но услышат ли их?

Читайте также:

Лента новостей

все новости