Математика, недосказанность и Хемингуэй: как прошёл вечер перфомансов BATTAL

cover Фото Жанар Шакиевой

Танец – хоть и весьма выразительный вид искусства – кажется, что передать может далеко не всё. Как, к примеру, отразить через пластику доказательство теоремы Ферма? Или саднящее ощущение недосказанности? Но вечер перфомансов BATTAL отвечает: легко!

На сцене «Тотального театра» собрались три коллектива: Jolda Dance Theatre, Teatro89 и «Театрарити», каждый из них представил по одному фрагменту пластических спектаклей.

Дата – 11 февраля – играет особое значение: она закреплена ООН, как день женщин и девочек в науке. Впрочем, Жанна Туленды, режиссёр «Кинетики» от Jolda, признаётся, что так совпало случайно. В основе выступления – биографии восьми женщин-математиков. Феано, Ипатия Александрийская, Амалия Эмми Нётер, Софи Жермен, Софья Ковалевская, Ада Лавлейс, Джулия Холл Боумэн, Людмила Келдыш – с этими представительницами разных исторических эпох зритель знакомится по ходу перфоманса. В их ролях шесть танцовщиц и двое танцоров – каждый рассказывает историю жизни своей героини через цифры: в таком-то году родилась, в таком возрасте получила первую награду, столько было детей… Но то и дело в этих же цифрах исполнители говорят… о себе. Разные судьбы, перекликающиеся числами, – и всё это с пластическим сопровождением. Не только красиво, но и познавательно. Причём, редкий случай, когда текста в танцевальном спектакле столько же, сколько движения.

Фото Жанар Шакиевой

Второй перфоманс тоже будто сошёл со страниц учебника, но уже не математики, а мировой литературы. О спектакле «Последний рыбак» Teatro89 в постановке Франка Вальдеса и Тимура Загидуллина мы уже рассказывали. Для вечера BATTAL его сократили почти втрое. Основная нить сюжета осталась: старик и море, всё по Хемингуэю. Но камерное пространство сделало своё дело – живая музыка зазвучала объемнее, хотя для создания саундтрека понадобились только гитара, трещётка и перкуссия, похожая на скворечник.

Фото Жанар Шакиевой

В контрасте с чётким линейным танцем «Кинетики», тягучие, плавные движения и воздушные костюмы «Последнего рыбака» смотрятся аутентично. А в борьбе рыбака с добычей можно разглядеть аллюзию на отношения мужчины и женщины: тут и страсть, и нежелание уступить – завораживающая эстетика.

Третий перфоманс заявлен под названием «Естественно», однако считать его оказалось труднее всего. «Театрарити» – проект экспериментальный, и выступление получилось молодёжным во всех смыслах. Тут и совсем юная команда танцоров, и дерзкий, рваный контемпорари, частая смена света и темноты, бойкая битовая музыка, будто вытащенная с рейва, ломаные движения с элементами брейк-данса – что же в этом естественного? Но режиссёр Мирзо Мирзоев отмечает: мы говорим о недосказанности, которая стала естественной в современном обществе. Вся эта отрывочность, движения в темноте – как раз о том, что недосказанность оставляет нам.

Фото Жанар Шакиевой

BATTAL прошёл уже в третий раз, но интерес к событию только растёт. Зал «Тотального театра» еле вместил всех желающих, люди сидели не только на подушках, но и на полу. Всё потому, что такие вечера представляют танцевальный театр с разных сторон. Если вам не по нраву современный танец или выверенная до миллиметров хореография, то вы получите удовольствие от классической пластики под мелодичный саундтрек. Разнообразие дарит ощущение доверия к жанру, а ведь оно в танце жизненно важно.

Лента новостей

все новости