Личные интересы в противовес общества: вспоминаем заслуги и ошибки Елбасы

cover

Первого декабря – день Первого Президента Нурсултана Назарбаева. Эксперты дали оценку работе Елбасы.

Политолог Айдос Сарым рассказал о заслугах:

  • Создание нового государства и его институтов;
  • Проведение рыночных реформ, слом советских институтов;
  • Сохранение межэтнического мира и согласия в стране;
  • Многовекторная политика и делимитация границ.

Среди минусов в работе Назарбаева он отметил кадровые ошибки, которые повлияли на многие процессы в стране, затягивание политических реформ и экономических преобразований.

«Как бы там ни было, мы сегодня вряд ли сможем быть объективными и беспристрастными в отношении Первого Президента страны. В любом случае, он вошел в историю страны. Если брать сумму достижений и сумму ошибок, первых будет больше», – считает Сарым.

Казахстанский политолог Данияр Ашимбаев похвалил Елбасы за сохранение стабильности и согласия в стране. Он упомянул, что на постсоветском пространстве и в современном мире – это большая редкость. Все это легко потерять, но приобрести очень сложно. Первый Президент не боялся рисковать и проводить политические, социальные и экономические реформы.

«Может быть, не все удалось, но тем не менее, он шел на эксперименты, подпускал молодые кадры, это позволило государству войти в независимость и капитализм. Он создал наверное не самую эффективную, но достаточно работающую модель», – сказал политолог.

К достижениям Елбасы он добавил, что Казахстану удалось стать независимым государством. С нуля была выстроена внешняя политика. Удалось создать все необходимые институты для независимого государства. Но кадрам было оказано слишком большое доверие.

«В середине 90-х, когда был курс на радикально экономические реформы, следовало где-то подойти помягче и некоторые реформы внедрять постепенно».

Политолог Есенжол Алияров выделил главные результаты в работе Назарбаева.

«Я бы выделил демаркацию границ со всеми соседями. Даже на постсоветском пространстве многие к этому еще не пришли. Второе, проведение легализации имущества. Узаконить все строения, которые у них были. Третье – это решение освободило от проверок: заброшенные здания превращались в объекты услуг населения. Например, то как преобразовались наши города», –отметил он.

Алияров также покритиковал некоторые моменты:

  • За 29 лет не был построен ни один объект реальной экономики Казахстана. Мы импортируем 2/3 товаров (до 70%), включая продукты питания.
  • Проблемы партийно-политической системы.
  • Несовершенство в судебных системах.

По мнению политолога Димаша Альжанова, Назарбаев повернул развитие государства в сторону создания системы персональной власти, поставив в приоритет личные интересы в противовес интересам общества.

«Руководствуясь этим, он распустил Верховный Совет в 1993 году и после неудачных для себя выборов 1994 года, распустил парламент и принял Конституцию 1995 года, которая закрепила систему личной власти в лице президента. После этого траектория развития была только в сторону укрепления власти и полного размытия разделения властей».

Он добавил, что реформы должным образом не состоялись. Была выстроена модель зависимости экономики от государства.

«В корне этой линии лежит стремление контролировать экономические ресурсы и возможности, поэтому в стране так и не сформированы условия для развития предпринимательства. Государство полагается на доходы от добычи углеводородных ресурсов и удерживает роль распределителя благ в обществе, выстраивая систему зависимости, поэтому со стороны общества нет достаточных стимулов к реформам».

По его словам, государство и общество так и не построило институты, на которые могло бы опереться для дальнейшего развития.

«В этом смысле весь пафос системы власти Назарбаева сводится к его личному культу и городу, который дорого обходится в содержании. В остальном она не дает никакой перспективы обществу. Дальнейшее политическое развитие страны непредсказуемо и создает высокую долю рисков. В стране не действуют законы, а неформальные связи стали доминировать и регулировать нашу жизнь. Нам как обществу ещё предстоит заплатить высокую цену за то, что в стране нет независимых судов, практики и культуры честных выборов, но есть практика нетерпимости и игра властей на национальных различиях».

Альжанов подчеркнул, что для удержания власти у общества отняли все легальные пути оспаривания власти, а политическая оппозиция репрессирована.

«Это очень негативно влияет на развитие страны и общества. Чем больше политических партий и чем честнее выборы, тем больше у общества возможности продвигать свои интересы и находить лучшие решения для развития страны», – разъяснил он.

По его мнению, чтобы в обществе появились эффективные и развитые политические партии, требуются десятилетия.

«Это же касается практики выборов и цивилизованных методов борьбы за власть. Стерилизованная общественная политическая жизнь страны и репрессии повысили цену для участия общества в политике, поэтому мы наблюдаем пассивность общества. Этот человек не войдёт в историю своими заслугами, его правление создало нам проблемы на следующие десятилетия».

На вопрос озвучить заслуги Первого Президента, Альжанов сообщил, что на него ответа нет.

Лидер движения HAQ Тогжан Кожалиева остановилась на следующих достижениях Елбасы:

  • Удержание целостности страны после распада СССР;
  • Продвижение Казахстана в мировом сообществе;
  • Ввод национальной валюты.

Кроме того, Кожалиева осудила некоторые моменты в деятельности Назарбаева.

  • Централизация и авторитаризация власти;
  • Уход от тех ценностей, которые первоначально на заре независимости им заявлялись;
  • Инициирование и лоббирование власти олигополии.

Лента новостей

все новости