Курятник, контейнер, баня: как живут люди одного из районов Алматинской области

cover Фото: Orda.kz

Сельчан, живущих в курятнике, железном контейнере, бане, времянке и других не предназначенных для этого постройках, навестили прокуроры Карасайского района Алматинской области и были в шоке от увиденного, передает корреспондент Orda.kz.

Салтанат Бексултан с детьми почти пять лет ютится в грузовом контейнере на краю села 19 км, расположенном, как следует из названия, на 19-м километре трассы Алматы — Бишкек.

Ныне многодетной семье этот 20-тонник когда-то подарили на свадьбу родственники мужа как символ, отправную точку начала самостоятельной жизни. К этой железной коробке прилагается пять соток земли, где отец семейства в будущем должен был свить семейное гнездо. К сожалению, молодожены проиграли в борьбе с бедностью... Теперь Салтанат одна тянет четверых детей. Чтобы дочери не было тяжело, родители забрали старшую внучку к себе в Жамбылскую область. А остальные — с ней, ходят в садик и школу.

«Благо, как другие, не скитаюсь по чужим квартирам, жить есть где, газ добрые люди помогли провести. Правда, когда ветер, приходится все время выходить на улицу, чтобы он не потух, — говорит молодая женщина, указывая на обратную сторону контейнера, обшитого всего лишь одним слоем утеплителя, который от постоянных ветров и дождей стал разрушаться. — Природные явления не проблема, как-то переживем, а вот крысы и бродячие собаки достают. Если грызуны проедают стены, то дворняги по ночам спать не дают. Заберутся под контейнер и воют. Соседи их шугают, но толку мало».

 

Битые лобовые стекла от автомашин, которыми Салтанат обложила фундамент своего жилища (если его так можно назвать) она объяснила средством защиты от этих вредителей. Стиральная машинка и холодильник стоят прямо на участке, где нет ни забора, ни других ограждений. Такая ситуация не укладывается в голове, но, тем не менее, женщина не жалуется на воришек. Она устроила малышей в детский садик и хочет пойти работать воспитательницей.
 

Сотрудники прокуратуры Карасайского района увидели, в каких условиях живет многодетная мама: холодный пол, железные стены, которые плохо держат тепло, и качающиеся от ветра не только газовые трубы, но и сам контейнер.

«Жить в железном помещении, где совершенно нет условий, и при этом ничего не просить, — это черта характера наших людей, — рассуждает прокурор Карасайского района Жанибек Жакаев. — Такие, как Салтанат, кто просит не деньги, не дом, не квартиру, а хотят трудоустроиться, вызывают у меня только уважение. И я с удовольствием помогу ей».

Стены времянки, где с малолетними детьми временно ютится вдова Шарипа Жолдасбаева, покрылись трещинами, фундамент осел настолько, что дом накренился, а потолок провис и представляет реальную угрозу для жизни.

— Зима на носу, вот крысы и ищут, где перезимовать, — объяснят огромные дыры под фундаментом женщина.
— А дыры на стене кто сделал? — осторожно спросил один из сотрудников прокуратуры, которые в этот день решили увидеть все семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации.

— Они же. Видимо, некоторые крысы решили поселиться с нами в доме, — шутит Шарипа.

Было бы смешно, если бы не было так горько. Не так давно семья потеряла кормильца. Он умер по дороге домой с работы — остановилось сердце. 

«Не выдержал нагрузки. Нелегко каждый день по 10 тонн угля вручную разгружать, тем более при таком питании, как у нас, — говорит, смахивая с лица слезы, женщина. — Четвертый ребенок попал в больницу — пневмония. Дома сыро, как бы ни топила — толку нет. Отовсюду дует, пол холодный, боюсь, как бы потолок не упал на детей».
«Она своего младшего малыша из больницы не забирает только из-за того, что там он сыт и в тепле», — шепнула нам на ухо одна активистка, благодаря которой вся районная прокуратура узнала про такие нуждающиеся в помощи семьи.

Мать-одиночка Гульбахар Курманбекова с тремя дочерьми живет в сарае, который прежним хозяевам служил курятником. За три миллиона тенге она оформила его в собственность. Говорит, что взяла кредит в банке. Женщина не сидит дома, а работает в столовой — моет посуду и полы.

«Единственное, что сейчас меня беспокоит, — это состояние моей старшей дочери, которая попала в больницу с кровоизлиянием в мозг. Проблем много, всего не расскажешь, сейчас самая главная проблема — это отсутствие отопления. Печку, которую мне привезли активисты, не можем правильно установить, она не горит. Поэтому ходим в доме в теплой одеже и спим под двумя одеялами».

Мы описали жизнь только трех семей, которых посетили вместе с прокурорами и гражданскими активистами фонда «Карсай ана журеги». Оставили для раздачи корзины — огромные баулы с продуктами питания, а также по два мешка муки и сахара 60 семьям из четырех сельских округов Карасайского района. А таких в районе — девять.

Всем семьям оказали не только продуктовую, но и юридическую помощь прямо на местах.

«Все проблемы, озвученные многодетными и одинокими мамами, мы взяли "на карандаш" и в ближайшие дни будем их решать, — пообещал прокурор Карасайского района Жанибек Жакаев. — Некоторые из них решить несложно. У кого-то удостоверение просрочено, у кого-то нет ЭЦП, у кого-то сумма заработка превышает тот минимум, после которого они не смогли получить адресно-социальную помощь, кому-то просто в дом воду надо провести, кого-то — трудоустроить».

Видимо, и представителям местной исполнительной власти надо «приемный день» сделать выездным, чтобы воочию увидеть, в каких условиях живут люди, реально нуждающиеся в помощи и ради которых, в том числе, они работают.

Автор: Сандугаш Дуйсенова

Читайте также: 


Лента новостей

все новости