Курящий мальчик и Лермонтов-долгожитель: кто в ответе за ошибки в казахстанских учебниках

cover Коллаж Orda.kz

Ошибки в школьной литературе - явление частое. По традиции в начале едва ли не каждого учебного года в социальных сетях появляется множество жалоб от возмущенных родителей. Пока одни негодуют, другие юморят в комментариях. Впрочем, забавного в ситуации мало. Кто контролирует качество учебников и несёт ответственность за огрехи, а главное - кто за это платит,  разбирался корреспондент Orda.kz

Последний резонансный случай скорее насмешил, чем расстроил. Шумиха поднялась из-за учебника "Литературное чтение для третьего класса". Родителям пришёлся не по вкусу отрывок рассказа знаменитого детского писателя Геннадия Снегирева. Выяснилось, что в этот раз дело не в ошибке. 

Однако далеко не всегда проблема оказывается раздутой. Чаще родители справедливы в своих упрёках.

А с кого, собственно, спрос? 

В феврале 2023 года в Республиканском научно-практическом центре экспертизы содержания образования, который отвечает за контент и экспертизу учебников, сообщили, что отныне вина за ляпы в школьной литературе лежит на плечах издателей. В случае полиграфического брака, ошибок или других недостатков они оплачивают повторный, уже исправленный тираж из собственного кармана.

“Такая правовая норма окажет положительное влияние на повышение качества школьной учебной литературы путем усиления взаимной ответственности всех вовлеченных сторон”, – отметили в ведомстве.

Справедливости ради надо отметить, что за последние три года в Казахстане приняли ряд законодательных инициатив, направленных на повышение объективности госэкспертизы школьной литературы, а также ужесточение требований к экспертам, авторам и учебникам.

В 2020 году введено "слепое рецензирование" учебников – экспертиза, которую проводят в режиме конфиденциальности, то есть, когда в книге не указаны имена её авторов. Также на сайте Минпросвещения стали открыто размещать электронные версии всех действующих бумажных учебников в формате pdf и epub. При этом авторов-составителей обязали пройти курс по методологии разработки учебной литературы и критериям их оценивания.

 В 2021 году большое количество экспертов-составителей прошли дополнительное обучение.

“В рамках проекта «Модернизация среднего образования», реализованного при технической и финансовой поддержке Всемирного банка, 40 штатных и 2000 внешних экспертов Байкальского международного салона образования (BMSO) прошли обучающие курсы”.

Внешними экспертами стали учёные и преподаватели школ из категорий «педагог-мастер» и «педагог-исследователь». Для того, чтобы получить возможность проверять учебники, необходимо иметь стаж работы не менее 10 лет, пройти курс обучения и специальное тестирование.

Только ошибки всё ещё находятся, а книги изнашиваются и приходят в негодность. А любое переиздание стоит денег и издательства с этим не спешат.  

фото: Pixabay

Стандарты, правила и цифры

Какой же путь проходят учебники, прежде чем попасть в школьные рюкзаки, по каким книгам учатся современные казахстанцы и какие причины для замены и переиздания учебной литературы?

В ответе на запрос корреспондента Orda.kz в Министерстве образования сообщили, что в Казахстане, как и в большинстве стран, издание учебников происходит в конкурентной среде. Книги по каждому предмету разрабатывают авторские коллективы.

Разработкой и выпуском учебников в Казахстане занимаются более 20 издательств. Экспертизу учебной литературы проводит государство.

Как отметили в пресс-службе министерства, сегодня в учебном процессе используются альтернативные учебники. При этом допускается использование до пяти учебников по каждому предмету, то есть все учебники разрабатываются по одному государственному общеобязательному стандарту образования, одной учебной программе. А учебный материал в учебниках, система заданий и способ подачи материала могут быть разными. В этом их основное отличие от базовых учебников.

"Поэтому в перечне есть сразу несколько учебников по одному предмету. Это дает педагогам право выбирать средства обучения, а также способствует добросовестной конкуренции между издательствами. Кроме того, школьники получают возможность обучаться с учетом своих наклонностей и будущей траектории развития и становления", - сообщили в министерстве.

Что касается стоимости услуг по разработке учебников, то её формирует издательство или составители с учетом конкурентной среды.

"Согласно Закону РК «Об образовании», приобретение учебных изданий осуществляется местными исполнительными органами за счёт местного бюджета. Министерство в свою очередь проводит экспертизу учебников и учебно-методических комплексов (УМК) и отбирает издания для включения в перечень, рекомендованных к использованию в организациях образования".
Стоимость комплекта учебников для одного учащегося - около 41 тыс. тенге.

В Минобразования поясняют, что исполнительные органы закупают учебники в зависимости от количества школьников в регионе. При этом обновление книжного фонда в организациях среднего образования происходит через каждые пять лет.

А коррективы в содержание учебников вносят в случае изменения и дополнения стандарта, учебных планов и программ. После чего книги переиздают. 

"Содержание учебников дорабатывают, если необходимо обновить фактологические, статистические, информационные данные и методические подходы, согласно утвержденным графикам каждые пять лет. При необходимости уполномоченный орган в области образования изменяет сроки разработки и переиздания. Научно-педагогическую экспертизу учебных изданий осуществляют в Республиканском научно-практическом центре экспертизы содержания образования. Также там проходят апробация и работа предметной комиссии с привлечением внешних экспертов. Именно эта структура принимает решение по отбору школьной литературы", –  сообщили в ведомстве. 

Кроме того, по каждому учебнику проводят общественные обсуждения и опросы, представляют видеоролики в социальных сетях. Это нужно для определения рейтинга учебника и информирования общественности.

На разных этапах экспертизы учебники оценивают различные группы экспертов, которые самостоятельно отбирают учебники, соответствующие предъявляемым требованиям. В случае выявления ошибок или недочетов, издательства (они же разработчики) вносят исправления в содержание учебников до выхода в печать. А при обнаружении ошибок в результате отступления разработчиком от версии, утвержденной предметной экспертной комиссией, издательства меняют учебные издания за счёт собственных средств. 

Во всём ли виноваты издательства?

В случае шума вокруг учебника с рассказом Снегирёва, можно сделать вывод, что большинство негодующих не потрудилось даже найти весь текст в сети. И многие смыслы притянуты за уши самими читателями. Люди просто поддерживали друг друга в своих заблуждениях и жаловались на то, что раньше было лучше и трава зеленее. Они продолжили жаловаться даже тогда, когда их заблуждения опровергли более вдумчивые пользователи. Всё это показывает, что проблема носит неоднозначный характер.

Так, в сентябре 2022 года Елдос Нурланов, на тот момент глава Республиканского научно-практического центра экспертизы содержания образования,  рассказал о частых заблуждениях относительно ошибок в учебниках.

“За последнее время проверили и прокомментировали 16 критических постов и публикаций в СМИ. Все они НЕ подтвердились, так как приведенные авторами или переданные репостом так называемые «ошибки», «огрехи» учебника не соответствуют действительности”, – говорит Нурланов.  
Нурланов сформировал топ-5 заблуждений пользователей соцсетей, касающихся казахстанских учебников. И подчеркнул, что на первом месте среди причин недостоверности - "ошибочное мнение или непроверенная информация".

Второе место касается казахоязычной учебной литературы и связано с "неоднозначным восприятием правописания некоторых казахских слов, измененных  республиканской единой терминологической электронной базой в начале 2000-х".

На третьем месте расположились контрафактные копии учебников. 

“В трех постах родители сняли видео с учебниками для вторых и четвертых классов, где были перевернуты или перемешаны страницы. На поверку оказалось, что такого полиграфического брака в оригинальных учебниках издательств нет и до сих пор не встречалось”, - добавляет Нурланов.

На четвёртом месте, по мнению Нурланова, расположились сразу два заблуждения:

 "Неосведомленность о содержании учебных программ или субъективное мнение” и "прямой перевод предложений и слов с казахского языка на русский".

Речь идет об искажении смыслов при дословном переводе и личном видении соответствия нормам обучающих материалов.

Пятое заблуждение касается опять-таки казахского языка и его орфоэпии, то есть правил произношения и написания определенных слов, которые могут отличаться в речи и в письме.

Нурланов разобрал конкретные примеры жалоб в соцсетях, после этого часть пользователей удалили посты, признав неправоту.

Получается, что невежество, непонимание и отсутствие желания копать глубже часто влияют на количество жалоб.

Это утверждение подтверждает в ответе на официальный запрос Orda.kz и Минпросвещения.

"Несмотря на распространенный стереотип о наличии в учебниках разнообразных ошибок, подавляющее большинство замечаний, высказываемых в публичном пространстве, не находят своего подтверждения. Как правило, критика продиктована субъективным мнением автора опубликованного замечания, неосведомленностью об учебной программе предмета или непониманием методики обучения предмета", - ответили в пресс-службе.

В министерстве подтвердили, что жалобы на ошибки в учебниках всё же имеются. Они поступают по мере их обнаружения. Но большинство носит технический характер и относится к опечаткам. И лишь небольшой процент приходится на фактологические неточности и ошибки перевода.

 "Спасибо, что земля не плоская"

Давайте посмотрим, какие ошибки и ляпы встречались в учебниках в последние годы.

Вот, например, апрельский случай из Петропавловска. Грубая ошибка в учебнике математики за 5 класс. В задаче сказано, что длина земного экватора “примерно 400 003 км”.  С помощью остальных данных предлагается найти диаметр земли. Вот только длина экватора Земли 40 075 км. Да и соотношение диаметра к экватору не 32%, а 3,1415 . Ошибку в учебнике издательства "Мектеп" нашел отец учеников одной из средних школ и прислал ее в городской чат.

В Управлении образования СКО, комментируя этот случай, признали ошибку, но подчеркнули, что задача учебника по математике - обучать этой науке. Также в ведомстве возложили на плечи родителей обязанность объяснять этот ляп ученикам.

“Действительно, данную опечатку допустили при издании учебника. Так как в текущий момент в сжатые сроки его переиздание невозможно, эти сведения доведены до педагогов математики 5 классов. При рассмотрении указанной задачи учителя будут пояснять детям, что длина экватора составляет 40 075 км. Основной целью задачи является формирование умения вычислять процент от числа”, - пояснили в управлении.
А участники чата прокомментировали это словами: “скажите "спасибо", что в учебниках земля не плоская”.

И такой случай не единственный. Вот, например, “курящий” мальчик из учебника "Основы грамоты" для 6-7 лет. Этот ляп активно обсуждали  в 2019 году.  Тогда психологи подтвердили, что такие изображения могут вызвать у малышей мысли о курении.

А в 2020 году ошибку обнаружили  в учебнике литературы за седьмой класс. В датах жизни поэта Лермонтова указано: 1814 – 1941. Получается, что он был долгожителем и умер в 127 лет. 

 

В том же году обнаружилась ошибка в учебнике истории за 8 класс, где неверно указали время и место захоронения лидера освободительного движения Махамбета Утемисова. И если с продолжительностью жизни Лермонтова казахстанцы смирились, то стерпеть посягательство на родную историю не смогли. Информация об ошибке дошла до администрации президента.

Что на это всё отвечали в Минобразования?

На тот момент первый заместитель руководителя администрации президента Даурен Абаев, комментируя ситуацию, указал на несколько других несоответствий. Например, отсутствие в учебнике “Казахской литературы” многих отечественных классиков, которых заменили Джеком Лондоном и Расулом Гамзатовым. А также на несогласованность в содержании учебников для средних и старших классов. После чего президент поручил провести массовую проверку школьной литературы и исправить недочеты.

В Министерстве образования, которое в тот момент возглавлял Асхат Аймагамбетов, проблемы признали.

"К обновленному содержанию страна приступила с 2016 года, начали появляться совершенно новые учебники. Вопросы у общественности как к содержанию, так и вопросы, связанные с ошибками, есть. Мы об этом говорили", – отметили в ведомстве. 

Тогда глава Минобразования говорил, что вина за ошибки коллективная и не может лечь только на плечи издательства или автора.

В Минобразования пересмотрели правила подготовки и написания учебников и ввели новый формат. Министр отметил, что в новых учебниках ошибок быть не может.

"Мы считаем, что, когда будут выходить новые учебники, они будут по новым требованиями и там таких ошибок быть не может", - указал Аймагамбетов. 

А воз и ныне там

Весной 2023 года ученый и педагог эксперт ЮНЕСКО Василий Шахгулари, говоря о коррупции в системе образования, затронул и тему учебников.

"Сколько неправильных учебников было написано, издано? А по ним учились миллионы детей. Сколько пришлось переписывать? Не тому, значит, учили? Авторы есть, издатели – мы их тоже знаем, и те, кто подписывал эти учебники в печать. Свои деньги за это они получили. Кто-то из них ответил за этот брак?" – подчеркнул спикер.

Ранее Шухгулари упоминал, что авторам-составителям платят за километраж страниц, а не за качество, как таковое, и не за сам учебник. Но больше - не значит лучше.

В 2022 году авторы учебников пожаловались на якобы частое переиздание. Мол, их перепечатывают каждые два года и от этого "ученики не выигрывают". Однако на онлайн-брифинге в СЦК глава Комитета дошкольного и среднего образования Гульмира Каримова опровергла эту информацию и напомнила, что цикл переиздания связан с обновлением учебной программы, которая дополняется не так часто.

Карина Эшманова, мама третьеклассницы, жалуется, что буквально на днях в школе стали изучать географию Казахстана и оказалось, что учебник "Познание мира"  – старый, и области в нём указаны неверно.

"У нас же в 2022 году создали три новые области: Абайскую, Жетысускую, Улытаускую. А в книге всё по-старому. Приходится искать другую информацию и объяснять ребенку, почему учебник врёт. Спрашиваю, объясняют ли им в школе, что в учебнике информация устаревшая, говорит - нет", - рассказывает девушка. 

Вот и получается, что не всегда учителя успевают уследить, что где поменялось в книгах и донести это до детей. Да и заниматься этим должны не они. А перепечатать полностью учебник и заменить все его экземпляры – недешёвое удовольствие. Осядут ли неверные факты и ошибочные суждения из таких книг в головах казахстанских школьников – покажет только время.

Читайте также:

Лента новостей

все новости