Кто сломал электронный мозг Ashyq: в эксперименте Orda.kz участвует весь РК

cover Иллюстрация Orda.kz

Обмануть всесильный и великий Ashyq совсем не трудно! Экспериментируя с приложением, которое может открыть в карантин даже двери ресторана или кинотеатра, корреспондент Orda.kz обнаружил несколько серьёзных проблем. Мы решили выяснить, почему вдруг Ashyq начал давать сбой, кто в этом виновен и должен нести ответственность.

Заместитель директора Digital Innovation & Transformation Виталий Пустовойтенко только создал систему Ashyq и передал её государству. Он не занимается техподдержкой приложения, но тем не менее объяснил, почему оно работает с переменным успехом. Также разработчик указал, где нужно искать причину сбоев при обновлении статуса после ПЦР-теста с положительным результатом.

     - К счастью, проблема не в Ashyq, а в лабораториях - если речь об обновлении теста. Касательно текущей работы комментировать не могу - это вопросы к АО «Национальные информационные технологии», - пояснил Пустовойтенко.

digitalkz.kz

Оказалось, что парадокс, который лёг в основу нашей статьи, не имеет никакого отношения к технической составляющей приложения. Соответственно, участие корпорации в решении этих проблем, полностью исключается. Однако разработчик подтвердил, что, конечно, приложение можно было бы ещё доработать, но запуск его состоялся бы значительно позже. А ситуация требовала максимального ускорения.

     - Обмануть систему почему-то у нас считается чем-то крутым. Особенно, если она сопряжена с государством. Первоначально казахстанцы указали свои настоящие данные - проверка личности через ИИН и телефон совпала у 90% пользователей. Но надо понимать, есть много преступлений даже в тех странах, в которых самый высокий показатель законопослушания. Поэтому ничего удивительного, что у нас будут попытки обойти правила. К тому же, мы не делали систему, цель которой - не быть обманутой.

Пустовойтенко привёл ещё один аргумент в защиту приложения. Например, что у нас всё ещё можно оформить кредит на другого человека, развести по телефону доверчивых граждан, взломать информационные службы. И это всё разработчик считает одним и тем же событием – это не проблема системы, а проблема людей в целом.

     - Факты подделки есть и будут. Систему, конечно, надо улучшать. Моё мнение - надо вводить ответственность. Я помню, как многие жаловались, что из лабораторий не получали результаты исследований. Это тоже предполагало создание общественного контроля за лабораториями, так вот Ashyq им и стал. Но случаи остаются. Однако на самом деле проблема в самом процессе. И надо понимать, что процесс постоянно улучшается. Сейчас в целом намного лучше, чем было. Мы же ушли от хаоса 2020 года.

Иллюстрация из открытых источников

- Известно, что Ashyq остановил более 100 тысяч нарушителей карантина. Предположим, что один человек может заразить ещё пятерых. Динамика и процент смертности от COVID-19 до двух процентов в мире. Теперь посчитайте, сколько людей реально спасло приложение и насколько сняло нагрузку с системы здравоохранения! А когда я слышу хейт в свой адрес, я просто считаю, что человек пока не столкнётся с болезнью, то ничего не поймет.

Виталий Пустовойтенко сообщил, что скоро выйдет в свет новый сервис, который поможет оценить деятельность лабораторий.

Положительный ПЦР-тест, с которого всё и началось, провела компания ALATAU CLINIC. Её директор Гульмира Омарова пояснила, что сейчас вся работа лаборатории в этом направлении регламентируется постановлением №38 от 02.09.2021. В нём указано, что лаборатории, независимо от форм собственности, должны обеспечить своевременное внесение сведений в лабораторные информационные системы по результатам ПЦР-тестирования на COVID-19 и их передачу на Единый информационный портал Национального центра экспертизы.

      - Все информационные системы лабораторий интегрированы с системой ЕИП НЦЭ PK, в связи с чем, все результаты пациентов автоматически пересылаются в базу министерства здравоохранения. С министерства здравоохранения результаты распределяются в другие программы, в том числе в Ashyq. Процедурой изменения статусов в программе Ashyq занимаются государственные структуры, в частности - территориальные департаменты санитарно-эпидемиологического контроля.

Тем временем, после публикации материала на Orda.kz казахстанцы стали описывать случаи, когда им приходил положительный результат, а красный статус в приложении так и не появлялся.

Впрочем, рынок диагностики COVID-19 сформировался только к весне 2021 года. И одним из главных его игроков стала сеть клинико-диагностических лабораторий «Олимп». Генеральный директор компании Ерлан Сулейменов ответил на мой вопрос о том, может ли быть такое, что лаборатории не передают данные.

atameken.kz

Оказалось, что ПЦР-тест с положительным результатом на РНК вирус SARS-CoV-2 в течение 30 минут с момента готовности отправляется на электронные адреса Комитета санитарно-эпидемиологического контроля министерства здравоохранения РК.

     - Процесс происходит в автоматическом режиме, без участия человека, благодаря настройкам в лабораторной информационной системе. Параллельно положительный результат ПЦР-теста на выявление РНК вируса SARS-CoV-2 в течение 30 минут с момента готовности отправляется из лабораторной информационной системы на Единый интеграционный портал Национального центра экспертизы. Это происходит в автоматическом режиме, без участия человека, благодаря программной интеграции лабораторной информационной системы с этим порталом. Результаты «уходят» от нас в 100% случаев, не было не единого факта, когда этого не произошло, - объяснил Ерлан Сулейменов.

Кстати, результаты экспресс-теста на выявление антигена вируса SARS-CoV-2 не отправляются в государственные информационные системы. Там их просто отказались принимать в качестве подтверждения болезни. Хотя, может быть, и стоило бы. Впрочем, это другая тема.

К тому же, как мне сообщили, лаборатории не принимают участия в дальнейшей выгрузке данных из Единого интеграционного портала Национального центра экспертизы в программу Ashyq. Передали и забыли.

Получается, что раньше автоматического процесса передачи данных не было. Сейчас человеческий фактор исключён и появились ещё какие-то программы-посредники. Но раз Ashyq и система лабораторий работает на 100% , значит, разрыв цепочки следует искать в другом месте.

Я связался с пресс-службой департамента санитарно-эпидемиологического контроля. Вопросы передали руководству, однако ждать ответ скорее всего мы будем долго. Оно и понятно, мне сказали, что начальство занято текущей работой, которая в отличие от вопросов про Ashyq, не может ждать.

А всё-таки хотелось бы выяснить, в курсе ли ДСЭК, что Ashyq захромал и, если да, то какие меры предпринимает, чтобы решить возникшую проблему.

И мы зато выяснили, кто в цепочке выявления больных не причастен к сбою приложения. Напоминаем, Ashyq - всего лишь программа, сама она "накосячить" не может, а как и все остальные подобные, делает только то, что ей прикажут. Так кто всё-таки внёс сумятицу в электронный мозг?

Лента новостей

все новости