Кто получил миллион долларов за «Евразию»?

cover

Корреспондент Orda.kz разобрался, сколько и кому заплатят за организацию самого масштабного кинофестиваля страны, а также в том, на что потратят миллион долларов

Впервые о конкурсе на проведение кинофестиваля в 2022 году заговорили ещё весной. В июне прошел открытый конкурс, но победителя, которому бы достались 441 млн тенге на проведение фестиваля, определить так и не удалось. Никто из участников не смог справиться с высокими квалификационными требованиями Минкульта. Повторный конкурс прошёл в августе и снова ни одного достойного кандидата.

Загвоздка, вероятно, крылась в требованиях. По ним поставщик обязан иметь в «материальном владении» LED-экран из складных модулей не менее 300 квадратных метров и концертный зал на 2000 мест в Астане. К тому же среди работников должны быть два киноведа, четыре режиссёра, три видеоператора, два продюсера и небольшая вагонетка разнообразных менеджеров. Все они также должны иметь подтверждённый опыт работы не менее трёх лет. Всё это достаточно сильно сжимает рамки для возможных поставщиков. Настолько сильно, что за два открытых конкурса не удалось найти ни одного подходящего.

Тогда организаторы прибегли к крайним вынужденным мерам – направили договор напрямую в компанию, в обход конкурса.

Причём здесь Россия и телецентр Казмедиа?

Впервые о победителе написал телеграм-канал журналиста Михаила Козачкова. Он выяснил, что договор был направлен напрямую в компанию «Техсервис Okno-tv.kz». Репортёр обратил внимание, что забравшая тендер компания - филиал российского ООО «Окно ТВ». Зарегистрированное в Москве «Окно ТВ» выступает одним из учредителей «Техсервис Okno-tv.kz».

Ерлик Жылкайдаров
Фото tkt1957.com

Однако у компании есть ещё один учредитель – Ерлик Жылкайдаров. В своём интервью он рассказывает, что в нулевые успел поработать в администрации президента и министерстве культуры. К тому же занимал посты председателя правления ТРК «Казахстан» и генерального директора телеканала «Казахстан». Чем больше узнаёшь о прошлом Жылкайдарова, тем меньше удивляешься, что именно компании под его управлением был направлен договор на проведение фестиваля.

Қазмедиа орталығы
Фото wikipedia.org

Компания к тому же уже далеко не в первый раз участвует в государственных закупках. Она, к примеру, ежегодно побеждает в открытых конкурсах от телеценра Казмедиа. За 2022 год компания заключила с телецентром договоров на сумму свыше 100 млн. тенге. Но это сравнительно немного, в 2021 году сумма договоров с телецентром превысила миллиард тенге.

goszakup.gov.kz

К тому же в прошлом году компания подписала два договора с Министерством информации и общественного развития. Сумма договоров составила полтора миллиарда.

Ерлик Жылкайдаров и Asian Technology Solutions

Ерлик Жылкайдаров к тому же владеет ещё одной компанией, которая тоже активно участвует в госзакупках - это ТОО «Asian Technology Solutions». Компания занимается управлением информационно-коммуникационного оборудования и сопровождением программного обеспечения. За 2022 год компания на госзакупках получила около полумиллиарда тенге. Основные средства опять-таки поступили из телецентра "Казмедиа" и Министерства информации и общественного развития.

egov.kz

Степень риска неисполнения налоговых обязательств обеих компаний Жылкайдарова признана средней. Хотя только за 2022 год компания «Asian Technology Solutions» выплатила 143 млн тенге налогов, а «Техсервис Okno-tv.kz» - 286 млн.

Вопросы без ответов

Во-первых, непонятно, где и когда будет проходить фестиваль «Евразия». В документации конкурсов, прошедших летом, местом проведения значилась Астана, тогда ещё Нур-Султан. Провести фестиваль поставщика обязали до 1 ноября.

В документации, приложенной к договору с «Техсервис Okno-tv.kz», местом проведения значится уже Алматы. Стоит отметить, что «Евразия» - столичный фестиваль с 2018 года, сменивший в своё время фестиваль Astana. Хотя изначально основан фестиваль был именно в южной столице и есть вероятность, что он вернётся на родину.

С датами ситуация тоже неоднозначная. В той же самой документации сказано, что провести кинофестиваль поставщик должен до 23 декабря 2022 года. То есть до крупнейшего кинофестиваля страны остался месяц, но никакой информации о нём нет нигде, кроме телеграмм-каналов журналистов. Да и те о конкурсе узнали, судя по всему, случайно.

Без ответа остаётся и недовольство граждан подобной растратой бюджетных денег.

Казахское гостеприимство

Помимо очевидных организаторских затрат, мы нашли в технической спецификации и несколько интересных пунктов затрат. Например, всё, что связано с гостями, которые в документации прописаны как VIP.

На них Минкульт денег вообще не жалеет. Помимо того, что им оплачивается авиаперелёт, встречать их необходимо в VIP-зоне аэропорта. Катать гостей по городу Минкульт, конечно же, будет за наши деньги. А для безопасности к гостям будет приставлены личные телохранители, которых тоже оплатят из бюджетного кармана. К тому же гостям оплатят проживание, питание, визы и страховку.

Чтобы VIP-гости вдруг не заскучали, с ними будут проводить закрытые «торжественные ужины». Затем гостям вручат «национальные сувениры» и выплатят гонорар.

У читателя может возникнуть резонный вопрос: кто же эти VIP-гости? Из документации следует, что среди них будут представлены известные отечественные и зарубежные деятели кино. Важно понимать, что среди гостей будут не только участники съёмочных групп-участников. Но и просто популярные (а зачастую теряющие популярность) киноактёры и режиссёры.

Так, в прошлом на кинофестиваль приезжали Венсан Кассель, Эдриан Броуди и Эмир Кустурица. А в 2017 году - Николас Кейдж. Его фотография в чапане стала популярным мемом в том году. Сам Николас Кейдж, к слову, словил волну недовольства у себя на родине за эту поездку. От ироничных постов в Твиттере до публикации на The Hollywood Reporter с обвинениями в «поддержке жестокого казахстанского диктатора». Первыми действия актёра осудили Human Rights Group.

А как в других странах?

Международные кинофестивали везде стоят дорого. Разница только в том, кто за них платит.

Пожалуй, крупнейший кинофестиваль в мире – премия «Оскар» - проходит вообще без привлечения средств государства. По крайней мере по информации из открытых источников. The Wall Street Journal в прошлом году подсчитал, что большую часть средств кинофестиваль привлекает как раз через многолетние договоры с телеканалами о трансляции церемонии вручения. К тому же компания, организующая церемонию вручения, зарабатывает гораздо больше, чем тратит на саму церемонию. Денег хватает даже на формирование долгосрочных активов и открытие собственного Музея кино.

Гораздо более близкие отношения с государством выстроил Каннский кинофестиваль. Его организаторы свою отчётность не раскрывают. Однако сообщили, что в среднем бюджет фестиваля составляет 20 млн евро. Из них около половины средств привлекаются из государственного бюджета. Но такие растраты выглядят оправданными, учитывая, что Каннский кинофестиваль для города является существенной денежной инъекцией. По подсчётам The Hollywood Reporter, население города утраивается во время фестиваля, а цены на отели вырастают ещё больше. The Asian Age утверждают, что в 2017 году фестиваль принёс городу 197 млн евро. В общем, государственные и муниципальные средства успешно окупаются.

Очевидно, что такие крупные кинофестивали не нуждаются в том, чтобы оплачивать приезд иностранных гостей. В этом плане гораздо логичнее сравнить «Евразию» с ММКФ (Московский Международный Кинофестиваль). Тот тоже получает государственные субсидии, но организаторы заверяют, что деньги на приезд голливудских звёзд не тратят.

«За их приезд на любые крупные фестивали обычно платят либо спонсоры (например, в Каннах гонорары знаменитостям выписывает швейцарский ювелирный бренд), либо прокатчики фильмов с этими звездами, для которых это дополнительное промо. Фестиваль берет на себя такие расходы только в том случае, если фильм со знаменитостью оказался в конкурсе», – рассказал киновед Кирилл Разлогов Известиям в прошлом году.

А может лучше школу построить?

В казахстанском сегменте интернета потраченные бюджетные деньги принято измерять в непостроенных школах и невылеченных детях. Но так как потрачены были всё же деньги, выделенные на культуру, мы решили поговорить о целесообразности дорогостоящего фестиваля с киноведами и кинокритиками.

Мы обратились за комментарием к известному французскому киноведу Жоэлю Шапрону. Он специализируется на кинематографе постсоветских стран и долгое время работает корреспондентом Каннского кинофестиваля в странах бывшего СССР. Жоэль не понаслышке знает о Казахстане. Он, к примеру, провёл здесь десяток фестивалей французского кино, а за «Евразией» следит с её основания и даже сам принимал в кинофестивале участие.

Жоэль Шапрон
Фото wikipedia.org

Мы спросили киноведа, есть ли у Казахстана шанс привлечь к себе внимание иностранной прессы и деятелей культуры при помощи организации таких фестивалей. Он ответил, что на самом деле единственный интерес для зарубежных кинодеятелей только в казахстанском национальном кино.

«Проблема фестивалей в бывшем Советском Союзе заключается в следующем: международные прокатчики и директора фестивалей ездят на них только ради того, чтобы открыть для себя новые картины этой страны или этого пространства. Так что, если там есть секция, в которой показывают национальное кино, им это может быть интересно. Иначе смысла для них нет», - считает Жоэль.

Затронули мы и тему приглашённых звезд. Киновед считает, что привлечь внимание иностранцев можно только в том случае, если артиста будет сопровождать иностранная пресса.

«Это может помочь стране увеличить собственную узнаваемость, если артиста сопровождает западная пресса, если заранее была договоренность с известным западным журналом о статье и фотографиях пребывания артиста в стране. Иначе нет смысла. Смысл есть для артиста (деньги) и для народа (звезда приехала), но не для узнаваемости за рубежом», - заявил Жоэль.

Orda взяла комментарий и у казахстанского кинокритика Карима Кадырбаева, который сам в прошлом принимал участие в организации «Евразии». Он считает, что проведение такого масштабного, а не «местечкового» кинофестиваля необходимо Казахстану именно сейчас.

Карим Кадырбаев слева

«500 млн тенге – адекватная сумма для фестиваля. Особенно в нынешних условиях, когда Казахстан становится крупнейшей в плане кассовых сборов территорией на постсоветском пространстве. И мы должны привлечь сейчас офисы голливудских мейджоров и крупных европейских компаний. Если «Евразия» станет такой площадкой, то данные затраты будут вполне оправданы», - считает Карим.

Однако Карим рассказал и о некоторых проблемах фестиваля.

«Я думаю, лучшие годы фестиваля - 2010-2012, когда президентом фестиваля был Ермек Аманшаев. Потом кинофестиваль потерял былой лоск. Честно говоря, я не понимаю, кто будет им заниматься. Но фестивалю необходим действительно крутой медиа-менеджер, которому удастся удержать баланс между элитарностью и развлечением», - рассказал Карим.

Кинокритик также встал на защиту традиции привозить иностранных звёзд и привёл в пример Ташкентский кинофестиваль. Он считает, что приезд звёзд не только сможет привлечь внимание иностранной прессы, но и поспособствует развитию коммуникации между творческими людьми.

Лента новостей

все новости