Кто из российских миллиардеров владеет крупным авторынком «Жибек жолы» в Алматы?

cover Коллаж Orda.kz

Редакция Orda.kz рассказывает о том, чем автобарахолка заинтересовала олигархов и с какими трудностями им пришлось столкнуться.

Как авторынок пытались закрыть

Авторынок «Жибек жолы» был основан в 2004 году и за эти 18 лет несколько раз чуть не закрылся. В 2009 году покупкой авторынка заинтересовался российский миллиардер, основатель Черкизовского рынка в Москве Тельман Исмаилов. Среди арендаторов ходили слухи о приезде племянника Исмаилова, однако олигарх от покупки отказался, сославшись на нерентабельность рынка. Арендаторы тогда сильно испугались, ведь закрытие рынка лишило бы работы полторы тысячи человек.

Это был не единственный случай, когда рынок собирался закрываться. Весь 2019 год администрация рынка судилась с чиновниками из-за незаконных построек. История закончилась договоренностью с акиматом – стороны пришли к общей идее модернизации рынка. Многие арендаторы выступили против реконструкции – они не один год вкладывали средства в установку и обустройство контейнеров, а теперь их хотят снести и переделать в просторные торговые ряды, за чей счет – непонятно.

В конце 2020 года сгорели верхние ярусы восьми контейнеров. Причина пожара – сильное тепловое излучение из-за высокой горючей загрузки металлических контейнеров. Сейчас жизнь арендаторов стала более размеренной: самая распространённая проблема рынка, на которую жалуются в социальных сетях – нехватка парковочных мест.

«Евразийская тройка»

Товарооборот рынков Алматы насчитывает невероятные суммы. Известно, что в списке владельцев базаров обычно числятся люди из списка Forbes и приближённые к семье Назарбаевых. Например, рынком «Алтын Орда» владеет Болат Назарбаев, а рынком «Кенжехан» – его родная сестра Анипа.

Патох Шодиев, Александр Машкевич и Алиджан Ибрагимов. Коллаж Orda.kz.

Авторынок «Жибек жолы» – не исключение из правил. На протяжении 18 лет в качестве учредителей авторынка числились разные организации: «Восток Импэкс», Евразийская производственная компания и даже предприятие из Голландии – Cosena B.V. Но как бы ни менялись названия учредительных организаций авторынка, абсолютно все они ведут к «евразийской тройке» – Патоху Шодиеву , Александру Машкевичу и Алиджану Ибрагимову – по слухам, приближённым Нурсултана Назарбаева.

История «евразийской тройки»

Машкевич и его партнёры Патох Шодиев и Алиджан Ибрагимов прибыли в Казахстан в начале 1990 годов и быстро получили контроль над экспортом ряда металлургических предприятий. В 1994-м евразийское «трио» уже сотрудничало с Trans-World Group, принадлежащей алюминиевым магнатам, братьям Льву и Михаилу Черным. Партнёры основали компанию «Айведон» и одновременно Евразийский банк. Сейчас группа оперирует местной цветной металлургией, угольными, железорудными и полиметаллическими месторождениями Казахстана.

В 1997 году Trans-World Group, достигнув пика, стала сдавать позиции. После бегства бывшего премьер-министра РК Акежана Кажегельдина братьев Черных обвинили в неуплате налогов, вскоре они тоже покинули Казахстан.

К 2007 году холдинговая компания Eurasian Natural Resources Corporation Plc (ENRC), принадлежащая «тройке», начала котироваться на Лондонской бирже, однако вскоре была втянута в международный скандал. Обвинения варьировались от коррупции в Казахстане до сотен миллионов долларов в виде потенциальных взяток, выплаченных за приобретение шахт в Африке. Однако ENRC отрицала все правонарушения и заявила, что проводит «политику нулевой терпимости к взяточничеству». Тем не менее негативная огласка обрушила стоимость акций компании, и в 2013 году «тройка» снова сделала свою компанию частной. В настоящее время базирующаяся в Люксембурге компания Eurasian Resources Group Sarl., или ERG, составляет 4% экономики Казахстана.

Помимо горнодобывающих компаний, бизнесмены также имеют доли в таких организациях, как Евразийский банк, авиакомпания «Евро-Азия Эйр», сеть медицинских центров «Евразия», лечебно-оздоровительные центры, строительные магазины и торговые точки, среди которых «Евроцентр» в Нур-Султане и авторынок «Жибек жолы» в Алматы.

После смерти Алиджана Ибрагимова в 2021 году его место в составе акционеров компаний заняла вдова Ибрагимова Мукадасхан.

Лента новостей

все новости