«Коран не поддерживает полигамию и домашнее насилие»: активисты призывают наказывать имамов за незаконный никах

cover Коллаж: Orda.kz

Тема мусульманских браков вновь стала активно обсуждаться на фоне суда над Куандыком Бишимбаевым. Для абсолютного большинства казахстанцев было открытием, что он и Салтанат Нукенова не состояли в официальном браке. По мнению активистов, собравшихся в Казахстанском международном бюро по правам человека, ситуация, когда женщина с точки зрения религии считается женой, а с точки зрения государства нет, — одна из форм нарушения прав женщины. Как они предлагают с этим бороться, рассказывает Orda.kz.

Всё прописано в законе 

То, что Салтанат Нукенова и Куандык Бишимбаевы официально не были женаты, выяснилось во время одного из первых заседаний, когда на вопрос о семейном положении убийца заявил, что он холост. Кто-то воспринял это как цинизм, но оказалось, что нет: брак в РАГС действительно заключён не был, был только обряд никах. 

И такое бывает часто. Несмотря на предписание совершать свадебные обряды при наличии свидетельства о браке, имамы часто не просят документы. По словам председателя общественной организации «Демос» Турарбека Кусаинова, точной статистики нет. Но он рассказывает

«Только в одной Республиканской мечети Астаны за четыре месяца 2023 года заключили 5000 шариатских браков. Они сами опубликовали эту информацию у себя на сайте. А сколько всего мечетей в Казахстане? И сколько из них проводили обряды без документов из РАГС? Мы этого не знаем».
Турарбек Кусаинов. Фото Orda.kz

Публицист и переводчик Корана Серик Рысжанов обратил внимание на то, что в фетве ДУМК, опубликованной на сайте управления в июне 2022 года, о браке, зарегистрированном в РАГС, говорится так: 

«Только выдача свидетельства о браке органами РАГС при обоюдном согласии мужчины и женщины не является браком, соответствующим требованиям шариата. Поскольку условия, требуемые шариатом, здесь не полностью соблюдены».

Условия же, которые ДУМК считает соответствующими шариату, перечислены в этой же фетве: 

  • Соответствие ижаба и кабула (взаимное согласие)
  • Стороны должны хорошо слышать друг друга
  • Слова сторон не должны противоречить
  • Невеста не должна принадлежать к числу женщин, женитьба на которых запрещена шариатом
  • Наличие двух свидетелей (два мужчины или один мужчина и две женщины)

По мнению Серика Рысжанова, закон «О браке (супружестве) и семье» вполне отвечает требованиям этой фетвы, а подобная позиция ДУМК противоречит закону «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». 

«В этом законе говорится, что религиозные объединения не могут подменять собой государственные органы. Но муфтият напрямую говорит, что не считает браком союз, заключённый только через государственные органы».

Рысжанов отмечает ещё и то, что мужчины, заключившие шариатский брак, регулярно пользуются довольно известной формулой для развода: они три раза произносят слово «талак», и как бы всё, они свободны. А женщина с точки зрения брачного законодательства оказываются в правовом вакууме. Потому что для государства статуса жены у неё нет. И кто будет обеспечивать детей, и как делить имущество?

«Коран рассматривает брак как договор между мужчиной и женщиной. И в нём указано, что такой договор должен находиться у третьего лица. Функции этого третьего лица выполняет сейчас государство», — говорит Серик Рысжанов.

Что написано в Коране 

Напрямую с шариатским браком связано и такое явление, как институт токал. Игнорируя предписание предъявить документы из РАГС, в мечетях заключают союзы уже женатых мужчины с незамужними женщинами. В итоге получается де-юре нелегальное, но де-факто весьма распространённое многожёнство.  

Но, как говорит Серик Рысжанов, на самом деле Коран не поддерживает полигамию:

«Да, в Коране сказано, что можно вступать в брак с двумя, тремя и четырьмя женщинами. Но только если мужчина будет ко всем из них справедлив. Если же он не будет справедлив, то пусть берёт в жёны одну. Но в 129 аяте четвёртой суры говорится: "Вы не сможете быть справедливыми между женщинами, даже если бы и стремились"».
Серик Рысжанов. Фото: narok.com.kz

По мнению Турарбека Кусаинова, чтобы прекратить практику незаконных шариатских браков, а стало быть, и токализма, нужно ввести законодательную ответственность для имамов. 

«Имам, который совершал никах (между Куандыком Бишимбаевым и Салтанат Нукеновой — прим. ред.), получил выговор. Но есть пример, где за такое ввели реальное наказание — это Узбекистан. Эта страна более религиозна, чем Казахстан, там более глубокие традиции ислама. Исторически религиозным центром Центральной Азии был Узбекистан. Но там ввели наказание за шариатский брак без государственной регистрации. Имамам за это теперь грозит 15 суток ареста и штраф», — говорит Кусаинов.

Что-то подобное он предлагает ввести и в РК. По мнению Кусаинова, это поможет остановить поток шариатских браков, а, стало быть, ударит и по институту токал. 

«Может быть, даже не нужно наказывать каждого конкретного имама. Отвечать должен главный муфтий. Пусть отвечает или наводит порядок», — говорит Турарбек Кусаинов.

А Серик Рысжанов считает, что кардинальные меры не обязательны. 

«Нужно просто исполнять законы нашего государств. Может быть, их только дополнить», — считает он.

Ну и возвращаясь к делу Салтанат Нукеновой. Насилие в отношении женщин периодически оправдывается мужчинами-мусульманами тем, что ударить строптивую женщину дозволяет Коран. Но, по словам Рысжанова, всё дело в неверном переводе одного слова, которое иногда толкуется как «побивайте». 

«Я разобрался в этом вопросе, и арабское слово, которое там упоминается, стоит в четвёртой форме глагола и означает "оставляйте". Другого смысла у него нет!»

Как считает Рысжанов, в Коране, который был написан 1500 лет назад, действительно есть моменты, которые в современном мире вообще могут звучать, мягко говоря, весьма спорно. Например, про казни. Но к бытовому насилию Коран не призывает. 

Читайте также: 

Лента новостей

все новости