Когда побеждает второй: как работает схема с тысячами тендеров за полгода

cover Коллаж: Orda.kz

На прошлой неделе Orda.kz опубликовала расследование, посвящённое странным схемам при госзакупках. Речь про те случаи, когда одна компания участвует за несколько месяцев в тысячах конкурсов, но, даже выиграв, часто не заключает договор или расторгает его. В публикации мы честно признавались, что не до конца понимали, в чём выгода для участников таких схем. Но вскоре в редакцию позвонил мужчина, который рассказал, как именно это работает. 

Звонивший просил не указывать в тексте его имя и фирму, которую он представляет. Поэтому в материале он будет фигурировать под именем Берик. 

Как рассказал звонивший, его компания тоже занимается тендерами, но, по его словам, в отличие от «многотысячников», они участвуют в торгах честно, а выиграв конкурс, поставляют тот товар, что прописан в технической спецификации заказчика. Чего недобросовестные поставщики часто не делают, но в конкурсах участвовать продолжают. Чем и мешают работать компаниям вроде такой, какой руководит Берик. 

Как же действует «многотысячная схема»? Рассказываем.

Ходят парой

«Вы правы в том, что две компании в такой схеме идут в связке. И если вы посмотрите итоги конкурсов, то первая подаёт цену, образно, в 100 тенге, а вторая — в 99. Именно они занимают первое и второе место в конкурсе. Первое, что делает компания-победитель, — предлагает свой товар, который технической спецификации может не соответствовать. Либо начинают придумывать какие-то другие схемы, в зависимости от того, на что пойдёт заказчик», — говорит Берик.
Фото: скриншот сайта goszakup.gov.kz

Если заказчик сразу готов играть по правилам «многотысячника», фактически тут можно говорить о сговоре, про который в том числе уже говорили эксперты журналисту Orda.kz.

«Такие ТОО подбирают товар приблизительно. Не узнавая коммерческих предложений, не узнавая техническую спецификацию. И если проверить документацию, то это вполне может выявиться. С услугами ещё проще. Товар, если это не расходные материалы, будет лежать. А услугу оказали и разошлись. Цену на них вообще ставят "от фонаря"», — говорит Берик.

Но заказчик на условия «многотысячника» может не согласиться, а требовать соответствия техспецификации, указанной при проведении лота. И тогда в игру вступает тот, кто занял второе место. 

«Если заказчик не соглашается, то с победителем расторгают договор. Он переходит второму месту. И они действуют по той же схеме: предлагают тот же самый товар и ставят условие, что они поставят его, иначе не заключат договор», — говорит Берик.

Со вторым местом договор тоже в итоге могут не заключить. Тогда конкурс играется заново, но победителями в нём часто оказываются снова те же самые ТОО, что и в первый раз. И предлагают снова купить у них товар, не соответствующий требованиям. И так раз за разом, пока у поставщика банально не остаётся времени, и он не соглашается на любой товар, лишь бы торги состоялись. 

Причём очень часто это конкурсы, которые играются в регионах: районные и городские акиматы, управления при них, отдельные школы, больницы, ДК, воинские части и т. п. И крайне редко это нужды центральных органов министерств или акиматы мегаполисов.  

«Возможно, в Астане, Алматы или в областных центрах обращают больше внимания на поставщиков, и поэтому они знают, что заказчик не пойдёт с ними на контакт. А в районах такого внимания уже меньше».

И в итоге условная больница где-нибудь в Актюбинской области или районный акимат под Кызылордой получают мебель, сантехнику, приборы ненадлежащего качества. Зато торги состоялись.

А вот вариант с возможной местью заказчику за конфликт Берик считает маловероятным. По его словам, он с таким даже не сталкивался.

Компании, которые занимают первое место, нередко существуют буквально пару недель, пока их не внесут в список недобросовестных поставщиков. Вторые же работают подолгу. 

Хотя в некоторых случаях и «компания № 1» тоже может заключить договор. 

«При участии в конкурсе есть такое понятие, как внесение обеспечения. При подаче заявки ты вносишь 1 % от цены товара. Если выигрываешь конкурс, обеспечение составляет уже 3 %. То есть это деньги, которые будут заморожены до исполнения договора. Если это миллион или меньше, то это не так уж много. И такие договоры эти компании могут заключить сразу, не боясь серьёзных убытков. Если же сумма, условно, в 10 миллионов, то они уже подумают, заключать или нет. Поэтому они и давят на заказчика», — говорит Берик.

Но даже если по большинству договоров заказчик им откажет, то суммы тех договоров, на которые заказчики согласятся, перекрывают убытки от внесённого обеспечения. 

Чтобы было понятно, вот простейшая арифметика:

  • за 10 подписанных конкурсов на сумму в 10 миллионов «многотысячники» вносят 300 тысяч тенге;
  • они выполняют договор по одному конкурсу, где должны поставить товар на 10 миллионов;
  • но поставляют товар, который стоит, условно, пять миллионов. 
  • итог — 4,7 миллиона профита. 

По словам Берика, специалисты его фирмы взяли конкурсы, в которых участвовал один из указанных в расследовании Orda.kz «многотысячников», и подсчитали количество заключённых договоров. Из примерно 5000 конкурсов на них пришлось около семи процентов. Это может говорить о том, что несколько сотен заказчиков пошли на коррупционную схему.

«Здесь вопрос не в том, чтобы поставить товар. А в том, чтобы распилить бюджет», — говорит Берик.

Снизить до максимума

Словом, основная часть таких торгов — это запрос ценовых предложений. На них приходится процентов 90 таких схем, если не больше. Всё дело в условиях, которые законодательство ставит перед разными видами конкурсов. 

«На открытых конкурсах ты должен прописать техническую спецификацию. Она должна соответствовать той техспецификации, которую прописал заказчик. Потом ты подаёшь заявку с ценой, но заказчик её не видит, чтобы избежать коррупционных схем. Он рассматривает именно техспецификацию. Если заказчик видит ошибки, то отклоняет заявку, давая три дня на исправление. Если ошибки исправлены, то поставщика допускают до конкурса, и система уже формирует итоги на основании цен», — объяснил Берик.

В запросе ценовых предложений заказчик не может изучить техспецификацию, указанную поставщиком. Поэтому здесь главную роль играет цена, которую указывает поставщик. Потому что заказчик доступа к цене не имеет и здесь — система их шифрует. Опять таки, в целях борьбы с коррупцией. Здесь всё отдано на откуп электронной системе, ключ к которой и подобрали «многотысячники». 

Момент второй — антидемпинговые меры.  В случае с открытыми конкурсами они выглядят так:

«За основу берётся 100 % цены. Образно, 100 тенге. Если поставщик понижает на 20 %, то при заключении договора он вносит только 3 % суммы для обеспечения договора. Если же это понижение идёт до 60 тенге из 100, то он на каждые 20 % за единицу товара должен внести обеспечение вместе с обязательными тремя процентами. Раз ты сильно понижаешь цену, будь добр при заключении договора обеспечить это деньгами. Например, мы, участвуя в конкурсах, вносим десятки миллионов тенге только на обеспечение. При заключении договора эти деньги блокируются, и если мы не исполним договор, то они останутся у заказчика», — объясняет Берик.

В случае с запросами ценовых предложений антидемпинговые меры тоже есть. Но, как сказано выше, финансовые рисков у поставщика в их случае намного меньше. 

«При ЗЦП система сама формирует среднюю цену и не допускает до торгов тех, у кого предложение ниже 70 % от неё — это порог. Тот, кто идёт первым после порога, тот и выигрывает», — говорит спикер.

«Многотысячники» могут не дойти до торгов, если демпингуют слишком сильно. Однако система всё равно работает не лучшим образом. 

С 1 января ситуация должна измениться — в силу вступит новый закон о госзакупках. Но, по мнению Берика, изменения эти будут не кардинальными:

«Насколько я знаю, по новым правилам всё, что ниже 10 % от стартовой цены, тоже нужно будет обеспечивать, как и при открытых конкурсах. Но деньги будут вноситься при заключении договора. А значит, для таких компаний эти меры не сработают. Потому что они смогут ронять цены, а на этапе заключения договора, если заказчик не пойдёт им на встречу, они его просто не заключат и обеспечение не внесут. Хотя финансовая нагрузка на них всё-таки увеличится».

По мнению Берика, по-настоящему ударить по «многотысячникам» мог бы подход, при котором обеспечение договора вносилось бы не после того, как конкурс состоялся, а на моменте участия в нём. Он это описывает так:

«Падаёшь ты со 100 тенге до 60? Ну внеси эти 30 % сразу. И тогда они подумали бы. Потому что средства эти блокировались бы, и они не могли бы знать, пойдёт им на встречу заказчик или нет. А если они не заключат договор или не исполнят его согласно технической спецификации, то деньги сгорят».

В качестве примера Берик указывает Узбекистан. С 2022 года там действует такая схема: если поставщик указывает цену на 15 % ниже стартовой цены, то он обеспечивает эту разницу ещё до заключения договора. И если договор не выполнен, то всё финансовое обеспечение уходит в качестве штрафа поставщику.

По мнению спикера, это и «многотысячников» отсеяло бы, и у добросовестных поставщиков контракты бы не срывались, и качество поставляемых товаров повысилось бы.

Зицпредседатель, он же «космонавт»

Берик указал и на то, что мы верно подметили странность с официальным руководством «многотысячников» и их юридическими адресами. Для тех, кто числится их руководителями, у участников госзакупок есть даже жаргонное прозвище – «космонавты».

«Это люди, с которых потом не будет никакого спроса, потому что ими могут быть кто угодно. Хоть бомжи. В некоторых случаях ТОО даже называется по имени директора. Это делается для того, чтобы не запутаться. Потому что компаний много, те, кто за ними стоят, постоянно подают заявки на конкурсы. И им удобно, чтобы было видно, от чьего имени они подаются», — объяснил Берик.

При этом если Антикор или другой контрольный орган придёт к официальному руководителю, то такой зицпредседатель ничего не сможет ответить и рассказать о делах фирмы, где значился начальником.

«Юридически доказать, что это могло быть мошенничество, очень сложно. Потому что для этого нужно выявлять создателей такой схемы — где они сидят, с кем они работают. А те, на кого оформлены компании, — это просто пешки. И таких компаний открываются сотни в год», — констатирует Берик.

Но если и обращать внимание, то на те ТОО, которые занимают вторые места, и на их учредителей.

«Потому что через них идут договоры, а значит, и финансовые потоки. Вы же не доверите финансовые потоки посторонним людям», — говорит Берик.
Фото: скриншот сайта goszakup.gov.kz

А потоки, надо сказать, значительные. Для примера: упомянутая в нашем расследовании LLC AA Group за одно только 11 октября 2024 года числится победителем по 13 конкурсам почти на 43 миллиона тенге. Ни один из них пока не заключён. 

Читайте также: 

Лента новостей

все новости