Казахстанка уже пятый месяц пытается добиться освобождения мужа, задержанного в Кыргызстане

cover Фото: Midjourney

Зауре Телемисова, супруга казахстанца Ануара Жетыбаева, задержанного при пересечении границы в Кыргызстане по подозрению в финансировании организованной преступной группы Камчи Кольбаева, опубликовала обращение к президентам Казахстана и Кыргызстана. Подробнее читайте в материале Orda.kz

Арест ради ареста?

По её словам, 6 августа сотрудники Государственного комитета национальной безопасности Кыргызстана задержали Жетыбаева на КПП «Акжол» в районе Кордая, когда он направлялся на отдых на Иссык-Куль. С тех пор он, как утверждает Телемисова, находится в СИЗО Бишкека, а следствие не представило обоснованных доказательств его вины.

Следствие ходатайствует о назначении Жетыбаеву до 10 лет лишения свободы. Его обвиняют в финансировании организованных преступных групп, связанных с покойным Камчи Асанбеком в Кыргызстане и осуждённым в Казахстане Есболом Джапбасовым. Телемисова подчёркивает, что её муж никогда не был знаком с Асанбеком, а знакомство с Джапбасовым объясняется лишь тем, что они выходцы из одного аула в Кордайском районе.

Зауре Телемисова. Фото из личного архива
«Моего мужа удерживают под стражей уже пятый месяц без предъявления каких-либо доказательств. Его обвиняют в финансировании преступных групп, к которым он не имеет отношения и с лидерами которых никогда не был знаком. В материалах дела фигурирует лишь тот факт, что он знаком с земляком из одного аула, который давно отбывает наказание в Казахстане. Считать это основанием для обвинения — абсурдно. При такой логике можно обвинить всех жителей одного села»,заявила Зауре Телемисова.

Она также указывает, что состояние здоровья её мужа вызывает серьёзные опасения. По словам супруги, Ануар Жетыбаев перенёс инфаркт и нуждается в постоянном медицинском контроле, однако, несмотря на это, срок его содержания под стражей продлевается. При этом, как утверждает Телемисова, отдельные судебные заседания проходили без участия самого обвиняемого и его адвоката.

«Ему вменяют финансирование ОПГ по статье 263, но никаких конкретных фактов следствие не называет. Нет ни переводов, ни свидетелей, ни следственных действий. Он никогда не занимался таким, не знал никаких преступных групп и не имел с ними никаких контактов. Его просто сначала закрыли, а теперь, похоже, пытаются найти хоть какие-то доказательства. На мужа оказывается серьёзное психологическое и финансовое давление. Ему предлагали свободу в обмен на крупную сумму денег, что для нас неприемлемо. Казахстанских адвокатов не допускают к защите, а консульский доступ долгое время был ограничен. Всё это ставит человека в безвыходное положение и подрывает доверие к правовым механизмам»,подчеркнула она.

Телемисова отмечает, что семья обращалась в государственные органы Казахстана, и, по её словам, казахстанская сторона направляла ноты и запросы кыргызстанским властям. Вопрос поднимался на уровне омбудсменов, прокуратуры и правительства. Однако, как утверждает супруга задержанного, ситуация до сих пор не изменилась.

Ануар Жетыбаев. Фото из личного архива

По ее словам, казахстанских адвокатов к делу не допускают, ссылаясь на отсутствие лицензии из-за отсутствия двустороннего международного договора о признании адвокатской деятельности. Одного из кыргызстанских адвокатов, который занимался защитой Ануара Жетыбаева, вообще задержали. Консула долгое время не пускали, супруге уже долгое время  не дают свиданий. Она даже не знает, в каком состоянии ее муж.

«У нас пятеро детей, двое из них — с инвалидностью. Один из сыновей с аутизмом, я сама коррекционный педагог. Пятого ребёнка я родила совсем недавно, уже после задержания мужа. Он никогда не был судим, не занимался криминалом, он обычный сельский предприниматель, который занимался крестьянским хозяйством»,добавила она.

Обвинение есть — конкретики нет

Адвокат Нурлан Токталиев, представляющий интересы Ануара Жетыбаева в Кыргызстане, подтверждает: его подзащитного задержали 6 августа 2025 года, а уже 8 августа ему предъявили обвинение по статье о финансировании организованной преступной группы. При этом, по словам защитника, обвинение носит общий характер и не подкреплено конкретными фактами.

Ответ Генеральной прокуратуры РК на обращение Зауре Телемисовой

По версии следствия, Жетыбаев якобы в период с 2011 по 2022 год занимался контрабандой между Казахстаном и Кыргызстаном, аккумулировал полученные деньги и направлял их на финансирование преступных групп, в том числе связанных с покойным Камчи Кольбаевым и осуждённым в Казахстане Ержаном Джапбасовым.

«Но там нет ни конкретных дат, ни сумм, ни указаний на какие-либо финансовые операции. Нет банковских следов, нет свидетелей, нет очных ставок. Есть только общее формулирование. С момента задержания 6 августа был один допрос, на котором он прямо сказал, что не имеет никакого отношения ни к Кольбаеву, ни к Джапбасову, и знает о них только из СМИ. После этого — никаких допросов, никаких следственных действий. Человек просто находится в СИЗО»,говорит адвокат.

По словам Токталиева, именно отсутствие конкретики вызывает наибольшие вопросы у стороны защиты. Он подчёркивает, что ни в одном из судебных материалов не указано, каким именно образом Жетыбаев мог заниматься контрабандой, учитывая, что граница между двумя государствами охраняется с обеих сторон.

«Граница между Казахстаном и Кыргызстаном — это не проходной двор. Там есть таможенные органы, пограничная служба, контроль. Если человеку вменяют контрабанду, должно быть понятно: где, когда, каким способом он пересекал границу, что именно перевозил. В материалах дела этого просто нет»,отмечает он.

По словам Токталиева, сторона защиты сама инициировала обращения к различным органам, включая финансовую разведку Кыргызстана, чтобы установить, есть ли хоть какие-то подтверждения версии следствия.

«Нам официально ответили, что Жетыбаев нигде не проходит, не зафиксирован и не фигурирует. При этом следствие продолжает настаивать на обвинении»,говорит адвокат.

Он подчёркивает, что при каждом продлении меры пресечения суд ограничивается формальным указанием на тяжесть статьи, не анализируя фактическую сторону дела.

Ответ посольства РК в Кыргызстане на обращение Зауре Телемисовой
«При продлении ареста мы каждый раз просим представить доказательства или хотя бы объяснить, какие следственные действия планируются. Но нам просто продлевают срок содержания под стражей. Последний раз — до 14 января. Мы до сих пор не понимаем, на чём вообще держится обвинение»,отмечает Токталиев.

Отдельно адвокат упоминает ситуацию с предыдущим защитником Жетыбаева, который также был задержан.

«Мой коллега активно защищал Жетыбаева, занимал жёсткую позицию и прямо говорил о необоснованности обвинений. После этого он сам был задержан по другому делу. Это, мягко говоря, вызывает серьёзные опасения у стороны защиты»,говорит он.

Обращение к президенту

Зауре Телемисова в отчаянии. Она боится, что её единственная надежда — саммит президентов, который пройдёт в Санкт-Петербурге 21–22 декабря. Женщина надеется, что там президент озвучит её проблему в разговоре со своим коллегой из Кыргызстана и вместе они смогут разрешить ситуацию, в которую попали её муж и другие казахстанцы.

«Речь идёт о людях, которых помещают под стражу без доказательств и на длительные сроки. Это нарушает не только международное право, но и базовые конституционные гарантии наших граждан. Такое отношение не соответствует духу союзнических отношений между нашими странами»,говорится в обращении.

Она отдельно обращается к президенту Казахстана, напоминая, что государство обязано защищать своих граждан за пределами страны.

«Прошу вас как гаранта Конституции оказать содействие в защите прав и освобождении моего супруга — Ануара Жетыбаева. Конституция прямо говорит, что Казахстан гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за рубежом. Сегодня эта норма должна быть реализована на практике»,отмечает Телемисова.

По её словам, речь идёт не только о её муже. Она утверждает, что, по неофициальной информации, в Кыргызстане под стражей находятся и другие граждане Казахстана, в том числе предприниматели, а сами задержания могут длиться от нескольких месяцев до года.

Также Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики сообщил, что в розыск объявлен казахстанский предприниматель Ерканат Жумабеков, подозреваемый в финансировании преступной группы. 

Также недавно стало известно, что казахстанца Ясынжана Таирова подозревают в финансировании ОПГ Кольбаева. В материалах дела говорится, что Таиров установил связи с вором в законе с целью совместного ведения бизнеса. 

Казахстанца Камалутина Халикова в сентябре ГКНБ объявил в розыск по тому же эпизоду «финансирования» структур Кольбаева.

Читайте также:

Лента новостей

все новости