Казахстанец в надежде попасть в Америку чуть не стал жертвой аллигаторов в джунглях, добрался до границы и загремел в тюрьму

cover

Опасаясь преследования со стороны властей, казахстанец Нодир Муминов в июле этого года взял билет до Доминиканской Республики, рассчитывая относительно быстро добраться до США. Но в итоге прошёл весь легендарный маршрут беженцев от Колумбии до США и оказался в американской тюрьме. Orda.kz рассказывает историю казахстанского оппозиционера, ставшего латиноамериканским мигрантом.

«-стан» — значит беженец

Триггерами для побега из Казахстана для Нодира Муминова стали два фактора. Первый – арест в июне этого года лидера незарегистрированной партии «Ел тірегі» Нуржана Альтаева. Сам Нодир тоже имел отношение к этой партии. Второй фактор – приговор журналистке и активистке Айгерим Тлеужан по делу о захвате алматинского аэропорта, с которой тот был хорошо знаком. Ко всему прочему Нодир числился одним из организаторов протеста курьеров, участвовал в митингах, в том числе и в дни  Кровавого января. В общем, опасений, что прийти могут и за ним, у молодого человека хватало.

В июле он купил билет в Доминиканскую Республику.

«Почему туда? Во-первых, потому что с Доминиканой у Казахстана безвиз. А, например, в Европу или Южную Корею, пришлось бы делать визу. Во-вторых, я знаю восемь языков, среди которых испанский», – рассказывает Нодир.

План у него был такой: из Доминиканы улететь в Колумбию, а оттуда в Никарагуа – эти две страны тоже безвизовые. И уже из Никарагуа через Мексику добраться до США, чтобы попросить там политическое убежище. Но всё пошло не так, как задумывалось. В Колумбии Муминова не пустили на самолёт.

«Колумбийские пограничники, если видят в названии страны «-стан», то для них это уже означает, что человек-беженец, который собирается в США. И, как я понимаю, США просят их ограничивать количество таких людей», – говорит Нодир.

Поэтому пришлось действовать по плану В – добираться по земле.

Джунгли, кайманы и добрая ООН

Путь тысяч латиноамериканских мигрантов в США фактически начинается на границе Колумбии и Панамы, в так называемом Дарьенском пробеле. Это примерно 160 километров труднопроходимой сельвы и болот. Отсюда же путь начался и у Нодира Муминова.

«Это территория, которая правительственными силами не охраняется. Там только повстанцы и торговцы наркотиками. Можно сказать, вооружённые бандиты. Повстанцы при входе в джунгли проверяют паспорта и собирают по 200 долларов с человека. Это они так зарабатывают. Ну и одному через джунгли ходить опасно. Лучше группами по 20-30 человек. Я шёл именно так», – рассказывает Нодир

Через джунгли казахстанец вместе с другими мигрантами шёл четыре дня. На второй день у них закончилась еда и пришлось довольствоваться только водой, которую набирали в реке. Да и ту пить было небезопасно, потому что в ней плавали тела людей, на которых напали кайманы. Нодир рассказывает, что он сам был очевидцем такого.

«У нас в группе была пара китайцев. Когда мы переходили реку, их снесло течением и их кайманы утащили», – рассказывает он.

Дискомфорта добавляло ещё и то, что с мая по ноябрь в Центральной Америке сезон дождей, и ливни там шли каждый день.

«На четвёртый день мы прибыли в лагерь ООН в Панаме. Там уже была цивилизация. У всех взяли биометрические данные и за 50 долларов посадили на автобусы до Коста-Рики», – говорит собеседник.


По словам мужчины, по дороге от Коста-Рики до Мексики проблем не было. Почти. В Коста-Рике его в первый раз за путешествие ограбили.

У вас есть три попытки

Границу Коста-Рики и Никарагуа Нодир Муминов пересёк легально. А дальше, через Гондурас, Сальвадор и Гватемалу он пробирался, обходя пограничные посты в компании беженцев из Венесуэлы, которые знали, как и куда нужно идти.

«Сложнее всего было в Мексике. Там через каждые два километра стоят посты, которые отслеживают нелегалов. И если у тебя нет визы, то высылают в Гватемалу», – рассказывает Нодир.



Пост на подъезде к городу Тапачула. Фото Нодира Муминова

 Казахстанца так депортировали дважды. В первый раз его поймали буквально в нескольких километрах от границы. А во второй уже на последнем рубеже – на границе Мексики и штата Техас.

«Это было очень обидно, потому что до границы оставалось буквально 50 метров. А добираться туда было очень сложно. Например, мы два дня ехали на крыше поезда», – рассказывает Нодир.

Путь от Мехико в сторону границы на крыше поезда Муминов называет максимально безопасным потому, что иначе там можно столкнуться с бандитами из наркокартелей. Хотя, как показала практика, ограбить в Мексике могут не только они. Нодир рассказал, как однажды их автобус остановили полицейские и потребовали со всех пассажиров по 500 долларов.

Перейдя границу с Гватемалой в третий раз, Нодир отправился уже в сторону штата Калифорния. По пути он познакомился с ещё одним казахстанцем по имени Мади. И, как рассказывает Муминов, это был первый мигрант из РК, которого он встретил за всю дорогу.

«Из Центральной Азии здесь довольно много беженцев, но в основном из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Казахстанцев очень мало», – говорит Нодир.

Журналист Orda.kz общался с казахстанцем, когда тот находился уже в мексиканском приграничном городе. К тому моменту он ещё не знал, получится ли у него перейти границу или нет.

След «Вагнера» 

О дальнейшей судьбе Нодира Муминова мы узнали уже от проживающей в РК бурятской журналистки Евгении Балтатаровой, которая поддерживала с ним связь. Выяснилось, что границу он всё-таки перешёл, причём вполне легально. Но в итоге мужчину и его спутника задержала уже американская полиция.

«Они переходили границу по приложению CBP One, которое позволяет легально и довольно просто попасть из Мексики в США. Обычно после этого следует интервью и человека отпускают ждать суда по решению об убежище. Главное, чтобы он не покидал пределы штата. Но, как рассказал Нодир, у них никакого интервью не было, а отправили сразу в тюрьму», – говорит Балтатарова.

Как оказалось, Нодира и Мади отправили в иммигрантскую тюрьму в городе Калексико, которая пользуется дурной славой из-за плохого отношения к заключённым. Это в разговоре с Евгенией подтвердил и сам казахстанец.

«Он сказал, что они чуть ли не голодовку там собираются объявлять из-за плохих условий и неопределённости», – говорит журналистка.

Причём, по словам Балтатаровой, её американские коллеги, с которыми она связывалась, были уверены, что в этой тюрьме содержатся только мексиканские мигранты. Они не подозревали, что там содержатся мигранты из Центральной Азии, Китая и России.

О том, почему выходцев из бывшего СССР могут помещать в миграционные тюрьмы, Балтатарова чуть позже написала у себя в Telegram-канале. Как оказалось, дело в ЧВК «Вагнер», после роспуска которой в США стали опасаться инфильтрации на их территорию людей, причастных к военным преступлениям.

«Все приезжие из стран бывшего СССР помещаются в миграционные тюрьмы на весь срок рассмотрения кейса, то есть от четыр`х месяцев до двух лет. Суды проходят там же, на территории миграционных тюрем, где нет интернета. Загрузить свои документы, доказательства преследования люди не могут и суды проигрывают», – написала она.

Конечно, тот момент, что отъезд Муминова из Казахстана совпадёт с фактическим роспуском ЧВК «Вагнер», он вряд ли мог учитывать. И уж тем более не мог предположить, что из-за этого побег от потенциальной казахстанской тюрьмы обернётся попаданием в американскую.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости