Казахстан — щедрая душа: когда у нас закончится нефть и кому утекают наши миллиарды

cover Фото: Elements.envato.com

Пока казахстанцы обсуждают курс тенге и цену на бензин, под нашими ногами из недр страны уже давно течёт не нефть, а деньги. И стекают они не в Нацфонд, а в карманы западных гигантов. Мнение аналитика нефтегазовой отрасли Олжаса Байдильдинова приводит Orda.kz.

Chevron, ExxonMobil, Shell, Total, ENI — список звучит как топ мировых компаний, но на самом деле это топ тех, кто лучше всех умеет зарабатывать на Казахстане. Так считает Олжас Байдильдинов, проанализировав статью Rystad Energy:

«Только за пять лет американские Chevron и ExxonMobil получат свободный денежный поток или заработают на Тенгизе 28 млрд долларов и 14 млрд долларов соответственно. С учётом доли „Лукойла“ потенциально в ближайшие пять лет из РК только по Тенгизу „утекут“ около 45 млрд долларов! А контракт, напомню, действует до 2033 года».

То есть почти 45 млрд долларов — это наши ресурсы, наша нефть, но чужие прибыли. И всё по закону. К слову, сегодня об этом рассуждал эксперт Пётр Своик. По его словам, Казахстан продаёт нефть, но не получает от неё полноценной прибыли.

«Тенгиз для ExxonMobil — третий самый крупный зарубежный проект в мире, а для Chevron — самый крупный, прибыльный в глобальном масштабе!»отмечает Байдильдинов.

А теперь — Кашаган

Но Тенгиз — не единственный источник денежного потока из Казахстана. Байдильдинов напоминает и о Кашагане — другом «золотом» проекте, который фактически работает на иностранцев:

«Французская Total, итальянская ENI, британская Shell, американский ExxonMobil получат от Кашагана до 2030 года по пять миллиардов долларов каждая. Всего иностранные акционеры унесут за кашаганскую пятилетку более 25 млрд долларов! СРП по Кашагану заключено до 2041 года».

Байдильдинов подчёркивает, что для британской Shell месторождения Кашаган и Карачаганак входят в число самых значимых и прибыльных проектов компании в мире, занимая третье и пятое места. Для французской Total Кашаган — главный проект на глобальном уровне, а для итальянской ENI Кашаган и Карачаганак занимают первое и второе места в международном портфеле компании.

График: Rystad Energy

Риторический вопрос

Если нефть начнёт заканчиваться уже в ближайшие пять лет, что останется Казахстану, кроме красивых отчётов иностранных компаний?

«Пытаться троллить Байдильдинова легко, если не хватает мозгов задать действительно важные для экономики страны вопросы о необходимости пересмотра СРП, стабилизированных контрактов. Важно понять, что нефть начнёт заканчиваться уже в ближайшие пять лет», — заключает эксперт.

Казахстан действительно щедрая душа. Мы отдали лучшим корпорациям мира всё — ресурсы, стабильность, гарантии, спокойствие. Они вернули нам обещания. Пора задать вопрос, который почему-то никто не решается произнести вслух: а когда Казахстан начнёт работать на себя?

Нефтеперерабатывающий завод в болгарском городе Бургасе — российский актив «Лукойла» — может остановиться из-за запретов со стороны США. О том, сыграют ли санкции против «Лукойла» на руку Казахстану, читайте в этом материале.

Читайте также:

Лента новостей

все новости