Казахстан оказался замешан в поставках оборудования для российской оборонки

cover Фото: Unsplash.com

Зарегистрированная в Казахстане компания «КБР-технологии» участвовала в схеме поставок в Россию оборудования для производства боевых беспилотников. Фирма помогала поставлять санкционные товары в Россию через Беларусь, сообщает Orda.kz.

Расследование о поставках запчастей и оборудования для производства боевых дронов в России опубликовало независимое издание «Вёрстка». Мы кратко пересказываем ту часть публикации, которая имеет отношение к Казахстану.

Журналисты выяснили, что стабильные поставки санкционного импортного оборудования для нужд российской оборонной промышленности наладила группа компаний «ОСТЕК», которую создали выходцы из российского Центрального научно-исследовательского технологического института Александр Разоренов и Вадим Гаршин. Сейчас их предприятие — один из крупнейших поставщиков средств радиосвязи для российского Минобороны.

«С годами их детище превратилось из обычного дилера импортного оборудования в холдинг по оснащению российских промышленных предприятий современной техникой „под ключ“»,  пишет «Вёрстка».

Группа «ОСТЕК» активно занимается модернизацией российских предприятий, где производят боевые дроны для военных действий в Украине. А помогают ей в этом посредники — фирмы, зарегистрированные в Беларуси и Казахстане.

Уже после начала полномасштабного военного конфликта компании группы «ОСТЕК» ввезли в РФ оборудование для выпуска полупроводников и микросхем более чем на восемь миллионов долларов. До того, как Евросоюз запретил вывозить в Беларусь оборудование для производства полупроводников и микросхем, обходить санкции «ОСТЕК» помогала белорусская компания «Тефида». Она торгует запчастями для дорожно-строительной техники — но, как выяснилось, не только ими.

«Согласно таможенным данным с марта по август 2023 года „Тефида“ по поручению казахстанской компании „КБР-Технологии“ поставила для группы „ОСТЕК“ и связанных с ней компаний оборудование для производства электронных компонентов стоимостью пять миллионов долларов»,  выяснили журналисты «Вёрстки».

В 2022 году по поручению «КБР-Технологий» та же «Тефида» поставила группе «ОСТЕК» оборудование на 700 тысяч долларов. Среди устройств, которые попали в Россию через посредников из Беларуси и Казахстана, было оборудование немецкого, чешского и сингапурского производства.

ТОО «КБР-Технологии», по данным из открытых источников, зарегистрировано в Петропавловске. Создали его 13 мая 2022 года — вскоре после начала российско-украинского конфликта. Руководит компанией некий Евгений Гайкович. За 2023 год она заплатила 36,6 млн тенге налогов. Род деятельности фирмы обозначен максимально расплывчато — «Оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации».

Издание «Власть» выяснило, что ТОО «КБР-Технологии» связано с немецкой компанией BMA Spedition, которая занималась поставками оборудования из Европы в Россию для нужд военной промышленности. Соучредитель «КБР-Технологий» Жанат Ибраев оказался руководителем фирмы «КБР-Транс». А она, в свою очередь, — дочернее предприятие смоленской компании «Миртранс». «Миртрансом» владеет Ольга Хеттих. Её отец Евгений Костюк до недавнего времени контролировал BMA Spedition. По такой «цепочке рукопожатий» в Россию через казахстанскую фирму-прослойку попадало санкционное оборудование.

«Офис „КБР-Транс“ расположен по адресу, на который зарегистрировано доменное имя компании „КБР-СМТ“. Но такой фирмы мы не нашли в казахстанском реестре. Зато информация о ней есть на сайте европейского офиса NUTEK. „КБР-СМТ“ указана там как казахстанский дилер сингапурской компании. Именно оборудование NUTEK по поручению „КБР-Технологии“ шло в Россию в обход санкций», — сообщает «Вёрстка»

 Журналисты объясняют, что Казахстан выбрали для этой серой схемы не случайно. Республика не находится под западными санкциями, поэтому отправлять импортное оборудование в Петропавловск не запрещено. Только груз до места назначения не доезжает — идёт транзитом через Минск и отгружается в Москве. Такую схему называют ложным транзитом. Компания «КБР-Технологии» действительно давала своему белорусскому контрагенту, фирме «Тефида» полномочия на доставку груза в Россию.

Совладелец «КБР-Технологий» Жанат Ибраев отказался общаться с журналистами.

О том, что через Центральную Азию в Россию продолжает поступать оборудование для оборонной промышленности, включая комплектующие для дронов, 21 февраля также сообщил британский телеканал Sky News. В его материале Казахстан не упоминается — по данным британских журналистов, основной поток экспорта идёт через Кыргызстан. Не случайно поставки из Великобритании в Кыргызстан после начала российско-украинского конфликта выросли более чем на 1100 %. Среди других стран, через которые идут поставки запчастей для дронов и оборудования двойного назначения, — Армения, Грузия и Узбекистан.

«Анализ Sky News показывает, что британский экспорт товаров, которые используются для убийства украинских граждан, в четыре страны Кавказа и Центральной Азии вырос более чем на 500 % после начала войны», — сообщает Sky News.

В начале 2024 года глава Минторговли Арман Шаккалиев уверял, что сейчас Казахстан не экспортирует санкционные товары в Россию. При этом он оговорился, что такой товарооборот всё же был. На прямой вопрос о поставках санкционных товаров в РФ министр дал уклончивый ответ, пояснив, что благодаря системе контроля Казахстан «не нарушает свои обязательства».

Читайте также:

Лента новостей

все новости