Казахстан меняет правила игры: почему дешёвый газ тормозит развитие страны?

cover Фото: Agpz.kz

Казахстан пересматривает механизм субсидирования внутренних цен на газ. Аналитики отраслевого издания Oil Review объяснили, почему это важно и как страна уходит от неэффективных механизмов в энергетической сфере, сообщает Orda.kz.

Как пишет Oil Review, Казахстан десятилетиями входил в топ-три стран с самым дешёвым топливом для конечного потребителя. Но такая политика привела к энергетическому парадоксу. При наличии огромных запасов нефти и газа Казахстану грозил внутренний дефицит топлива, а в инфраструктуре нарастали системные проблемы. Поэтому сейчас власти пытаются исправить ситуацию, реформируя экономическую модель и повышая инвестиционную привлекательность отрасли.

«В основе газовой отрасли Казахстана годами лежала нежизнеспособная экономическая модель. Государственное регулирование обязывало газоперерабатывающие заводы реализовывать сжиженный нефтяной газ и нефтепродукты на внутреннем рынке по ценам, которые были значительно ниже операционной себестоимости», — пишет Oil Review.

По разным оценкам, стоимость производства одной тонны сжиженного нефтяного газа в Казахстане составляла от 128 до 147 долларов. При этом оптовые цены искусственно занижали — их держали на уровне от 82 до 96 долларов за тонну. Производить СНГ было просто убыточно.

«Официальные прогнозы Министерства энергетики Казахстана наглядно иллюстрируют масштаб проблемы: к примеру, на 2025-2026 годы расчётная себестоимость товарного газа для Алматы и Алматинской области составляет 98 долларов за тысячу кубометров, в то время как утверждённая до середины 2025 года оптовая цена для этих же регионов — почти вдвое ниже».Oil Review

Убытки от внутренних продаж компенсировали за счёт экспортной выручки от более прибыльных нефтепродуктов. В этом отношении Казахстан был уникален — другой страны, где существовали бы такие ценовые аномалии, на карте нет. Из-за этого подхода газ в РК стоил дешевле, чем в среднем по всему миру, но экономической выгоды он не приносил.

«По соотношению стоимости газа к средней зарплате Казахстан занимал лидирующие позиции в Европе, позволяя жителям приобретать на средний доход до 10 тыс. кубометров газа в год. Это недостижимый показатель для абсолютного большинства стран мира. Ситуация доходила до абсурда, когда литр СНГ, сложного и энергоёмкого в производстве продукта, стоил для потребителей дешевле литра бутилированной питьевой воды», — указывают аналитики.

Результатом такой политики, по словам экспертов, стала неадекватная нагрузка на газовую систему Казахстана. Внутреннее потребление увеличивалось непропорционально. Производственные мощности за таким спросом не поспевали. Хроническое недофинансирование казахстанских НПЗ привело к критическому износу оборудования. За три года на трёх ключевых заводах произошло более 400 внеплановых остановок. Возник парадокс: при огромных нефтегазовых ресурсах Казахстан оказался на пороге дефицита.

Из-за разницы цен внутри страны и за рубежом появилась ещё одна проблема — чёрный рынок и нелегальный экспорт топлива. Вывозить топливо за рубеж стало выгоднее, чем продавать его в РК.

Аналитики подчёркивают, что нынешние реформы должны устранить эти сложности и вернуть отрасли инвестиционную привлекательность. Программа правительства предусматривает поэтапное, но решительное повышение цен — к 2028 году они должны достичь экономические обоснованного уровня. Подорожание газа не обрадует простых казахстанцев, но даст возможность привлечь инвесторов и вложить средства в развитие отрасли.

Среди важнейших пунктов программы — увеличение производства товарного газа с 23 млрд до 31 млрд «кубов» к 2030 году. Для достижения этой цели в стране уже ввели в эксплуатацию три месторождения — Анабай, Восточный Урихтау и Рожковское. В 2025-2026 годах планируют запустить ещё три месторождения с суммарными извлекаемыми запасами более 50 млрд кубометров.

Параллельно в Атырауской области строят новый ГПЗ, который будет работать на сырье с Кашагана. Для реализации этого проекта привлекли катарского инвестора UCC Holding, после его окончательной реализации мощность завода составит 2,5 млрд «кубов» в год. Ещё один ГПЗ расчётной мощностью 900 млн кубометров в год строят в Жанаозене. Идут переговоры по возведению ещё одного предприятия на Карачаганаке — там проектная мощность может составить четыре миллиарда кубометров в год.

«Программа включает и другие стратегические проекты. Среди них — экологическая модернизация крупнейшего мегаполиса страны через перевод Алматинской ТЭЦ на газ, проработка газификации северных и восточных регионов для создания новых рынков сбыта, а также расширение газотранспортной системы, включая строительство второй нитки ключевого магистрального газопровода «Бейнеу-Бозой-Шымкент». Работы по последнему уже начали в апреле 2025 года, а сам проект позволит увеличить пропускную способность газопровода до 15 млрд кубометров в год».Oil Review

Что не менее важно, Казахстан превращается в главный транзитный хаб Центральной Азии. Объёмы транспортировки газа через страну в 2024 году выросли почти на 10 %, до 69,6 млрд кубометров. 

«Стратегическая цель реформ выходит далеко за рамки стабилизации топливного рынка, поскольку главный вектор направлен на развитие глубокой переработки и создание газохимической промышленности в Казахстане», — резюмирует Oil Review.

Ранее мы сообщали, что в Карагандинской области построят новый завод по извлечению газа из угля.

Читайте также:

Лента новостей

все новости