Карагандинские фермеры лишились зерна и кормов из-за нашествия сайги
Фермер из села Батык Шетского района Аман Карибаев с тоской вспоминает, что когда-то государство помогало бороться с набегами сайги. Её отстреливали. Теперь этого делать нельзя, и огромное стадо в три тысячи голов начисто вытоптало 150 гектаров его посевов ячменя, передаёт корреспондент Orda.kz
Зерно предназначалось на корм 150 голов коров мясной породы «ангус». Чем теперь кормить поголовье, фермер не знает. Уничтожили сайгаки и сенокосные поля. В предыдущие годы фермеров испытывала на прочность засуха, теперь — краснокнижные животные.
«Ну представьте себе: сразу три с половиной — четыре тысячи голов заходят. Их гонять бесполезно. Их выгоняешь с одной стороны — они с другой забегают. В общем, бедствие полное. Они до сих пор там. До сих пор гоняем каждый день всё это дело. Люди садятся на мотоциклы, за счёт своих средств. Они когда массой проходят, что не съедят, то затопчут — они как саранча идут. Оказывается, в этом году две тысячи голов зимовали здесь. Окот, зимовка — всё здесь было. И что опасно, у них есть определённая трасса миграции. Если они сейчас облюбуют себе эти места, то всё, считай, у всех фермеров вся работа насмарку пойдёт. Если сайгака застрелишь — можно получить судимость. Но и так оставлять нельзя», говорит фермер Аман.
В Инспекции лесного хозяйства и животного мира подтвердили, что за последний год Бетпакдалинская популяция сайги выросла в полтора раза — с 745 тысяч особей до 1,150 млн. В этом году к ним поступило пять жалоб от сельхозпроизводителей. Больше всех пострадал Аман Карибаев. Остальные фермеры били тревогу, что стада сайги подходят к их полям, говорит руководитель Карагандинской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Абзал Балтабаев.
«Охотзоопром оказывает содействие, показывает, как необходимо отгонять. Но вопрос охраны посевов, сельхозугодий лежит в основном на самих крестьянах. Они сами должны охранять свои посевы, набирать объездчиков. Единственная задача Охотзоопрома и нашей инспекции — это охрана сайги, чтобы она не погибала. Что в наших силах, мы делаем — оказываем помощь крестьянским хозяйствам в отгоне этих животных. У нас проблемы-то начались с прошлого года в Карагандинской области. Мы раньше никогда этим не занимались. На мотоциклах желательно, чтобы большая группа отгонщиков потихоньку её отгоняли. Сайга — это не домашнее животное. Мы не можем её куда-то в сарай, в загон загнать. Это животное ночью потом возвращаться может. Вопрос в том, чтобы крестьяне при разгоне животных не нарушали законодательство», сообщил Абзал Балтабаев.
Что касается компенсаций фермерам, с этим в инспекции ничем помочь не могут. Не их вопрос. В Минсельхозе тоже ещё не разработали никакой методики возмещения убытков из-за потрав сайги. Хотя вопросы фермеры поднимают уже не первый год. Советуют им подавать в суд. Вот только на кого?
Читайте также:
Лента новостей
- Почему казахстанские спортсмены не показывают высоких результатов, рассказал Бектенов
- Кызылординского полицейского осудили за отстрел сайгаков
- Зарубежные маркетплейсы будут регистрироваться в Казахстане
- Нацбанк планирует жёстче регулировать работу обменников
- Главного онколога Тараза судят за взятку
- Пенсионеров-инвалидов истязали в частном пансионате Павлодарской области
- Пожилую пару нашли в погребе: что известно о захвате заложников в Актобе
- Почему Air Astana оставила 10-летнего ребёнка одного в аэропорту чужой страны и не признаёт своей вины
- Осуждённый в Казахстане британский пилот: «Я не убивал свою дочь, и я докажу это!»
- «Мангистаумунайгаз» намерен оспорить штраф в 32 миллиарда тенге
- Туман и гололёд — прогноз погоды на 14 января
- В Актобе освободили заложников, подозреваемый задержан
- Президент Венесуэлы призвал освободить Пуэрто-Рико от США
- Неизвестный взял девушку в заложники в частном доме Актобе
- Пьяный пассажир напал на бортпроводницу и угрожал бомбой
- Транспорт, туризм и энергетика: перспективы партнерства Казахстана и ОАЭ
- В Алматы троллейбус насмерть сбил человека
- Рассказ осуждённой, которая спасла свою дочку от отца-насильника, но за это может сесть
- Продавал почку за девять миллионов тенге: в Актобе начался суд над несостоявшимся донором
- Конина с туздык, жент и сырне: в школьных столовых появятся национальные блюда