В некоторых селах Туркестанской области есть люди, неформально представляющие население. Официально их никто не регистрирует и мандата не выдает, но местные называют их «биями», и они вместе с официальным руководством участвуют в решении проблем села, сообщает Азаттык.

По данным акимата Ордабасинского района, бии есть в 70% сёл. Всего в районе 54 села. Избранные народом бии есть и в других районах Туркестанской области.

«Для этого нужен характер»

В Бадамском сельском округе шесть сёл. В этих населенных пунктах есть проблемы: водоснабжение, освещение улиц и асфальтирование дорог. Аким округа, проживающий в районном центре, обо всех этих трудностях может и не знать, но в селах есть люди, которым знать о них положено. Их здесь называют «биями».

Три года назад жители Карабастау, в котором насчитывается около 60 домов, сменили прежнего бия. Новым избрали 27-летнего Руслана Кудиярова, который работает учителем информатики в сельской школе.

«В селе происходило много чего незаконного. Как-то я не выдержал и начал писать об этом в социальных сетях. Потом жители села предложили избрать меня бием. Сам я думал о другой кандидатуре. Неожиданно меня обременили такими обязанностями. Сказали, что должен улучшить село и решить проблемы людей. В основном поддержала молодежь. Старики также сказали, чтобы выбрали молодого. Прежний бий был не против и дал свое благословление, видя поддержку населения», – приводит издание слова Кудиярова.

Каково быть современным бием в Туркестанской области
Руслан Кудияров, бий села Карабастау в Туркестанской области. rus.azattyq.org

После выборов протокол собрания с результатами голосования подписали председатель и секретарь собрания, а затем его передали в акимат.

Быть бием непросто, считает Руслан. Выступив против местных богачей, которые близки к руководству, он столкнулся с первыми препятствиями. Ему сказали: «Ты еще молод, подожди лет пять, и мы дадим тебе возможность стать бием».

«Подключили людей со стороны. Но большинство сельчан поддержали меня, по этому поводу даже как-то сцепились с ними. Спор длился около года. Я тоже стал сильнее. В итоге мы не допустили противозаконных действий», – сказал он.

Акимат, по словам сельчан, не вмешивается в выборы биев в селе, а с избранными людьми «считаются». Однако для этого нужен характер. Ему говорили: «Ты – бий села, школьный учитель, член общественного совета при акиме села. Три должности не много для тебя?»

Галымжан Шенгелов из села Бадам Ордабасинского района говорит, что бий села избирается открытым голосованием на общем собрании жителей. Сам он занимает эту «должность» уже семь лет. Акимы сёл и районов не могут влиять на выборы биев. Это выбор и желание народа.

«Люди выбрали меня, сказав: «Ты будешь доводить нужды этого села до акима села и района». Договорились, что если буду плохо работать, то через четыре или пять лет переизберут. Я отчитываюсь перед населением каждый год. У нас улицы не асфальтировались с шестидесятых годов, изношены электрические столбы. Я неоднократно ходил к акимам села и района и добился решения этой проблемы. Семь лет говорили и наконец строим новую школу. За эти семь лет, что я был бием, сменилось четыре акима района», – сказал изданию Шенгелов.

Он считает, что должность бия удобна и для акиматов.

«НЕТ ДЕНЕГ, ЧТОБЫ СТАТЬ ДЕПУТАТОМ»

Ни Руслан Кудияров, ни Галымжан Шенгелов, по их словам, не являются членами какой-либо политической партии. Несмотря на то, что их общественная деятельность напоминает работу депутатов районного маслихата, баллотироваться они не пытались. Поскольку для этого нужно вступать в партию, так как институт самовыдвижения с 2018 года в Казахстане отменили полностью, а во-вторых, у них нет средств для проведения кампании.

Каково быть современным бием в Туркестанской области
Въезд в село Карабастау. rus.azattyq.org

Зато у обоих биев есть возможность отслеживать настроение населения в период избирательной кампании. Кудияров называет активность людей «низкой» из-за «отсутствия выбора».

«Когда люди ничего не ждут от депутатов, все проблемы хотят решать через биев. Кажется, люди потеряли надежду и становятся безразличными. Например, «Казахстан темир жолы» хотела убрать шлагбаум на железной дороге в Карабастау, заявив, что «в день проезжает только одна-две машины». Жители села были против, потому что сельские школьники ездят в соседнее село автобусом каждый день. Детский сад тоже находится в соседнем селе, много других машин. Я призвал жителей села провести митинг у шлагбаума. Многие стеснялись держать плакаты», – заявил он.

После активности Кудиярова в соцсети многие люди начали обращаться к нему. Все их решить невозможно. Быть депутатом хорошо, «но слово бия, избранного народом, более веское».

Каково быть современным бием в Туркестанской области
Памятник казахским биям Казыбеку, Толе и Айтеке. rus.azattyq.org

Галымжан Шенгелов также не вступал в партию. Он согласен, что в его селе большинство многого от выборов не ждет. «Народ должен выбирать депутатов, как выбирают биев».

«Областных депутатов мы вообще не видели. Из Бадама есть два депутата районного маслихата. Они с радостью сотрудничают с нами», – отметил Шенгелов.

Местные жители заявляют, что бии необходимы. По их словам, только они способны довести проблемы села до органов исполнительной власти.

«Мы не вмешиваемся в выборы биев. Составляется протокол и передается в акимат. Люди считаются с бием, которого сами выбрали. Нам это тоже удобно. Бии играли важную роль в разъяснении карантинных мер общественности. На заседании совета мы советуемся с биями и определяем самые важные для населения вопросы», – ответил Оразалиев изданию.

Руководитель отдела внутренней политики Ордабасинского района Адиль Искак настроен более скептично. Он сообщил, что результаты выборов биев официально не регистрируются, поскольку их работа –это общественная деятельность. Сам институт биев считает пережитком истории, а их влияние – небольшим.

В свою очередь, историк Алтайы Оразбаева, изучавшая институт биев в традиционной жизни казахов, считает, что «биев» юга нельзя сравнивать с биями прошлых веков.

«У них другая миссия. Это можно рассматривать как имитацию института биев прошлого».

«Бии казахского традиционного института биев могли свободно говорить как с ханами, так и с народом, и донести до хана нужды народа. Все социальные, политические и экономические споры, такие как земельные споры и распри из-за сосватанных, но ушедших к другим, а также споры о стоимости, решались через биев. Конечно, выборы проходили не в таком формате, как сейчас, но выбирали биев из числа людей с высоким авторитетом, красноречивых и вызывающих доверие. Этот институт изменился в связи с реформами царского правительства и позднее изжил себя», – говорит Оразбаева.

Поделиться: