Как заставить чиновников выполнять обещания, а подрядчиков – сроки

cover Фото: depositphotos.com

Эксперты рассказали Orda.kz, как заставить чиновников держать обещания и отвечать за свои слова

Одной из традиционных, наболевших проблем так называемого «старого» Казахстана было затягивание сроков завершения проектов, реализуемых подрядными организациями по заказу госорганов и под их контролем. Однако подобные проблемы остаются и в «новом» Казахстане. Даже если убрать за скобки такие действительно сложные задачи, как перевод ТЭЦ на газ, запуск ЛРТ или строительство новых станций метрополитена, которые год за годом откладываются.

Аналогичное состояние дел наблюдается и на самых мелких уровнях. Возьмём, для примера, подземный переход на пересечении улиц Абая и Абылай-хана, возле Национальной библиотеки. Несколько лет назад это место было оживлённым пятачком, средоточием малого бизнеса, где пекли пирожки, самсу, сосиски в тесте, блины, наливали горячий кофе и чай, рядом продавались детские вещи, игрушки, канцелярские товары, здесь был копи-центр, делали фотографии, ремонтировали сотовые телефоны. Но затем по инициативе тогдашнего акима Алматы Бауыржана Байбека всех этих мелких предпринимателей отсюда выгнали.

Зато оставили общественный туалет, установили подъёмные механизмы для инвалидов и включили музыку. Но через недолгое время туалет перестал работать. Позже сломались подъёмники. В прошлом году их начали ремонтировать и обещали запустить к 30 сентября 2022 года. Однако на 25 февраля 2023 года механизмы так и не починили. При этом объявления с обещанием починить их до 30 сентября так и висят в переходе.

Из-за этого у людей может сложиться впечатление, что подрядчики взяли деньги и исчезли, а чиновники махнули на это дело рукой. Но редакции Orda.kz удалось выяснить, что ещё не всё потеряно и остаётся надежда, что однажды эти подъёмники заработают.  

Имеется немало и других похожих случаев, когда представители госорганов как будто забывают про свои обещания.

Так, до сих пор не привели в порядок алматинский сквер возле КБТУ.

Аналогичная ситуация со сквером на улице Байсеитовой.

Реконструкция водно-спасательного поста в Турксибском районе Алматы должна была завершиться ещё в июле прошлого года. На конец февраля 2023 года она так и не завершена.

Горожане традиционно воюют с застройщиками, но без особых успехов.

Ещё один пример – это судьба специализированной школа-интерната №9 города Алматы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Там уже три года идут ремонтные и строительные работы, которые должны были окончиться 20 июля 2022 года, а школа заработать в нормальном режиме. Но к этому моменту ничего готово не было, и подрядчики пообещали доделать ремонт к концу октября. Но и этого строителям не хватило, и теперь они попросили дать им время до марта.

Некоторые ушлые подрядчики (вероятно, с одобрения местных чиновников), чтобы их лишний раз не дёргали и не обвиняли в нарушении сроков, вообще перестали указывать на своих баннерах месяц, когда всё должны закончить. Оставили только год. Вот так сделал подрядчик на участке 6-я линия 175б в Бостандыкском районе южной столицы.

Вышеприведённые случаи – лишь иллюстрация общей картины, давно сложившейся системы, в которой люди, представляющие государственную власть (от начальника мелкого департамента до главы государства), могут что-то обещать конкретным лицам или народу в целом.

В связи с этим возникает вопрос: должны ли госслужащие, а также депутаты нести какую-то ответственность за исполнение своих обещаний?

Возможность импичмента

Своими соображениями на этот счёт с Orda.kz поделилась гражданская активистка, доктор права PhD, юрист Халида Ажигулова. По её словам, госслужащие и депутаты должны однозначно нести ответственность за исполнение своих обещаний.

«С одной стороны, мы понимаем, что не всё зависит от одного человека. Например, аким обещает проложить новую дорогу, но подрядная организация не укладывается в срок или дорогу строят плохого качества. Такие действия раздражают население. И здесь как раз нужно строго спрашивать с акима, почему он выбрал непроверенную компанию, или же он должен доказать, что компания хорошая, но произошел форс-мажор, который повлиял на срыв сроков. И главное – аким должен доказать, что он ЛИЧНО как минимум один раз в две недели ездил на объект с проверкой. Вот тогда у нас появится большая ответственность руководителей».

В качестве наказания Халида Ажигулова предлагает выражать вотум недоверия жителями акиму своего населённого пункта. Соответствующую петицию должны подписать минимум 10% жителей, и далее депутаты маслихата должны начать процедуру импичмента. Пока таких законодательных норм нет, но их нужно ввести для повышения качества госуправления.

«Касательно депутатов в Мажилис только по одномандатным округам, законодательство предусматривает возможность для избирателей отзывать мандат у избранного депутата, если его работа неудовлетворительна. Это новая норма. Как она будет работать на практике, мы сможем увидеть уже в новом созыве Мажилиса Парламента», – заявила Ажигулова.

Пробелы в законодательстве

Данный вопрос прокомментировал также адвокат, представитель адвокатской конторы International Major Lawyers Руслан Кожахмет.

"Механизм ответственности государственных служащих за бездействие реализуется через разные виды ответственности: от дисциплинарной до уголовной при тяжких последствиях. Однако отсутствует ответственность за несоблюдение сроков по исполнению поручений вышестоящих должностных лиц либо добровольно принятыми решениями в рамках своих полномочий. Наряду с этим не предусмотрена обязанность указывать конкретный срок исполнения".

Эти пробелы необходимо устранить путём включения в кодекс этики государственных служащих норм об ответственности за несоблюдение сроков и не указание сроков исполнения, а также в случаях причинения вреда гражданам или юрлицам дополнить соответствующие статьи КоАП и УК РК в части ответственности за несоблюдение сроков исполнения. Такие нормы позволят избавиться от пустых обещаний чиновников, уверен эксперт.

Лента новостей

все новости